Фарафонова Татьяна Юрьевна. Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо»

Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо»

автор: Фарафонова Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 32 г. Выборга"

Тип проекта: Краткосрочный исследовательский

Продолжительность: 4 недели

Участники: Воспитатель и воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Цель работы: Узнать, что такое кристаллы, научиться выращивать кристаллы в домашних условиях.

Скачать конспект

Задачи исследования:

  • изучить и систематизировать литературу по теме проекта;
  • познакомиться со способами выращивания кристаллов;
  • освоить методику выращивания кристаллических тел;
  • провести наблюдения за процессом кристаллизации.

Гипотезы:

Кристалл – это лёд; похож на снежинку.
Это камень. Он всегда есть в земле.
Самим его сделать нельзя.

Методы исследования:

Наблюдение, эксперимент, бесед

Материалы для проведения экспериментов:

  • халаты;
  • баночки, колбочки;
  • лупы;
  • микроскопы;
  • шерстяные нитки;
  • ложки;
  • свечка;
  • вещества для исследования (соль, морская и цветная соль);
  • вода (горячая и холодная);
  • чашки;
  • смесь для выращивания кристаллов (родители купили в магазине)
  • разный природный не природный материал.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

  1. Подбор и изучение воспитателем материала о кристаллах и соли: энциклопедии, Интернет-ресурсы, вопросы к взрослым, иллюстрации, медиа материалы.
  2. Опросы взрослых – «Что такое кристаллы?»; «Откуда они берутся?».
  3. этап. Опытно – экспериментальный.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили у воспитателя «Почему дворник посыпает снег солью? Почему он тает после этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям, что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они образуются, где находятся?

Так и родилась тема исследования: «Кристаллы соли»

Кристалл — это твердое состояние вещества. В природе существует множество кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей формой и цветом (фотоальбом 1 «Кристальное чудо»).

Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Обычная соль – это тоже кристаллы.

Опыт 1. «Соль и снег» (фото1, 1.1.)

Посыпали часть доски со снегом солью и через некоторое время увидели, что там, где снег посыпали солью, снег стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно увидеть, что снег «рушится» — ломаются и исчезают снежинки.

Вывод: соль разрушает кристаллы снега, снег тает.

Опыт 2. «Соль на ощупь»

Мы взяли мелкую «Экстра», крупную «Поваренная», морскую соль и проверили на ощупь.

Вывод: соль на ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы).

Опыт 3. «Растворимость соли» (фото 2.1, 2.2, 2.3)

Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.

По столовой ложке соли положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод:

- в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной.

- кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого

растворы.

Вывод: кристаллы растворяются по- разному. Например: В холодной воде кристаллы соли растворяются медленнее, а в горячей быстрее.

Опыт 4. «Выпаривание соли» (фото 3.1, 3.2)

Мы растворили поваренную соль и соль «Экстра» в воде. Налили соляной раствор в ложки. Поместили ложки над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложек осталась сухая соль в виде кристаллов.

Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.

Опыт 5. «Рассматривание кристаллов соли через лупу и микроскоп» (фото 4.1, 4. 2)

Рассмотрев через лупу и микроскоп кристаллики поваренной соли, мы увидели, что у них ровные, будто срезанные грани. Кристаллы соли похожи на кирпичики. Цвет прозрачно-белый.

Вывод: Каждая крупинка соли — это правильный кубик, с гладкими гранями.

Опыт 6. «Выращивание кристаллов» (фото 5.1 – 5.6)

С помощью набора, который нам купили родители, мы смогли вырастить голубой и белый кристаллы.

Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального раствора.

Но вырастить кристаллы из специальных растворов можно только со взрослыми, т.к. растворы могут быть небезопасны. Если соль – это тоже кристаллы, можно ли из солевого раствора вырастить кристаллы нам самим?

Опыт 7. «Выращивание кристаллов из соленого раствора на разных предметах» (фото 6.1- 6.3)

Мы поместили разные предметы (камень, железное кольцо, пластмассовую ёлочку, пластмассовый обруч, кнопку) в соляной раствор и через две недели у нас выросли очень красивые кристаллы.

Выводы: при испарении солевого раствора на предметах остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы.

Опыт 8. «Солёное тесто» (фото 7.1-7. 4)

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.

Для теста мы специально взяли крупную соль, чтобы были видны кристаллики соли. Мы с детьми пришли к выводу, что поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго., т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким;

Таким образом, мы узнали:

  • Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней;
  • Соль разрушает кристаллы снега, снег тает;
  • Соль на ощупь разная (крупная, мелкая);
  • При нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне нагреваемого предмета.
  • Соль это тоже кристаллы;
  • Кристаллы бывают разной формы и разного размера, разных цветов, в большинстве своём прозрачны;
  • Кристаллы окружают нас повсюду;
  • Кристаллы можно вырастить самим;
  • Кристаллы растворяются по-разному (зависит от температуры жидкости).
  • Поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго, т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким;

Взаимодействие с родителями

Наши родители тоже увлеклись проектом. Они помогали нам искать информацию и кристаллах и о соли. С их помощью мы создали три сборника:

  • «Сказки о кристаллах»;
  • «Такая разная соль»;
  • «Волшебный мир кристаллов» (фото «Книги»).

И выпустили газету «Где используются кристаллы» (фото «Газета»)

Просмотров: 351
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Бирюченко Анастасия Александровна. Эксперимент в средней группе «Выращиваем снежинку из кристаллов соли»
  • Редактор. Поделки из бытылок и соли
  • Редактор. Поделки из природного материала (хлопка, соли, сахара, перца)
  • Фролова Юлия Сергеевна. Конспект интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная сила соли» для детей подготовительной группы.
  • Трушина Ольга Николаевна. Аппликация 'Земнойй шар' с использованием нетрадиционного материала — соли.
  • Безмага Александра Александровна. Исследовательский проект «Волшебная соль»
  • Кузьмина Наталья Владимировна. Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль»
  • Демина Алла Николаевна. ПРОЕКТ «РАЗВЕ СОЛЬ НЕ ВОЛШЕБНИЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
  • Исмаилова Аминат Вислановна. Конспект занятия «Отличия и свойства песка, сахара и соли»
  • Щур Марина Викторовна. Мастер-класс: Насыпушки из цветной соли «Радужное настроение».
  • Климина Оксана Владимировна. Конспект открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме: Нетрадиционная техника рисования «Царство соли»
  • Орехова Н.В., Бобрышева Е.Н.. Конспект НОД для воспитанников 6-7 лет «В лаборатории ученных. Соль.»
  • Васильева Ирина Алексеевна. Проект «Волшебная соль».
  • Ирина Губинская. Конкурс вокалистов «До–ми-соль–ка»
  • Невзорова Наталья Викторовна. Конспект занятия «Соль и её свойства»
  • Климентьева Инна Александровна. «Куда же делись сахар и соль?»
  • Степахина Надежда Константиновна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Тихонова Ирина Вячеславовна. Экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Бразис Татьяна Юрьевна. Исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Резвова Яна Сергеевна. Познавательно — исследовательский проект «Волшебный мир Кристаллов»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь