Как важно научить ребенка...проигрывать.

В последнее время, в названиях книг, телепередач все чаще встречаются символы стратегии успеха. Книги "Рожденные выигрывать!", "Из лягушек - в принцы!", передача "Фабрика звезд" и пр.

В общественном сознании все более идет поляризация - победители и неудачники. Естественно, дети, сначала под влиянием родителей, а потом и сами, стремятся оказаться на полюсе победителей. Но все время побеждать невозможно, и, как мне кажется, беда многих современных людей в том, что они не умеют проигрывать.

На первый взгляд - все просто: у победителей хорошее настроение, ими гордятся окружающие, а вот в случае неудачи, проигрыша и начинаются проблемы, именно здесь нужна помощь родителей, близких, а в более сложных случаях - специалиста - психолога.

Ассоциации со словами:

Успех - энергия, положительные эмоции, победа, статус, престиж, высокая самооценка, признание, превосходство, успешная стратегия деятельности.

Неуспех - проигрыш, отрицательные эмоции, унижение, подавленность, низкая самооценка, зависть, фрустрация, обида.

Проблема заключается в том, что некоторые дети не умеют проигрывать. Они относятся к проигрышу не по- детски серьезно, стремятся избежать его любой ценой, словно на весах лежит их жизнь. Такие дети в обычных играх для проведения досуга

" выгрызают" победу у своих сверстников, не замечая, что в жертву приносятся более долговременные цели - построение хороших отношений,  гармоничное пребывание в коллективе.

В случае победы они, также бывают не совсем адекватны. Например. В детском саду - Новогодний праздник, по сценарию добрые герои побеждают злую Бабу - Ягу. Большинство детей осознают, что это всего лишь игра. Но Костя из подготовительной группы бьет  по-серьезному, во всю силу, словно это действительно Персонифицированное зло, а не переодетый воспитатель.

Почему же плохо всегда стремиться к выигрышу?

1. Такие люди изматывают себя и окружающих.

2.Своим поведением отодвигают от себя сверстников, в другой раз их не позовут в игру.

3. В случае проигрыша впадают в депрессию, фрустрацию.

4. Самооценка таких детей, как правило, неадекватна, не соответствует реальности. В случае победы - "Я Царь и Бог!", в случае проигрыша - "Я - ничтожество!" Есть опасность формирования нарциссического расстройства личности. В этом случае выигрыши нужны как воздух, чтобы подтвердить свое положительное самоощущение "Я имею право жить, т.к. я победитель!"

5. Сама боязнь ошибиться парализует человека либо держит его в напряжении, тем самым , увеличивая вероятность проигрыша.

6.Некоторые дети проецируют на других свой страх проигрыша. Даже в случае победы они не испытывают радости от этого, представляя, как переживает проигравший ребенок.

7. Даже если ребенку удается какое-то время выигрывать постоянно, каждый новый выигрыш приносит меньше радости. К хорошему привыкаешь быстро. Для ощущения радости необходимо переживание неудачи - иначе просто не с чем сравнивать.

Например, Елене, в школе пачки похвальных грамот за отличную учебу совсем не приносили радости, но грамота за 2 место в победе спортивной команды была приятна именно потому, что в спорте девушка побеждала не часто.

8.У выигрывающих детей формируется слишком легкое отношение к жизни. Даже есть выражение про это: "Живет играючи".Конечно, важно, чтобы ребенок чувствовал, что вокруг него благожелательный Мир, но важно, чтобы это было в пределах реальности. Желание родителей "не дать упасть, подстелить соломки", иногда бывает "медвежьей услугой". Ребенок находится в иллюзиях, относительно своих отношений с Миром и терпит серьезную неудачу рано или поздно. Как говорил в одном из интервью знаменитый артист Сергей Юрский: " Не надейтесь, что ваш ребенок всю жизнь прошагает по дорожке из гранита, выстланной вами. Либо деньги кончатся, либо гранит!"

Захваленность формирует высокую самооценку, но она подобна стеклянному панцирю. Стоит кому-то значимому поругать этого человека - панцирь разлетается вдребезги.

Перфекционисты.

"Всю себя замучаю, стану самой лучшею!"

Перфекционизм- стремление сделать все как можно лучше, "на 5 с плюсом"

Люди, хронически выигрывающие имеют ряд проблем. Мягкое проявление перфекционизма, улучшательские тенденции в поведении можно рассматривать как достоинство. Но после определенного предела это качество может стать серьезным недостатком, отнимающим время и силы. Перфекционизм может проявляться в разных случаях : например, бесконечное переписывание домашней работы или многочасовая "вахта" у зеркала, когда женщина добивается безукоризненной прически и макияжа.

Некоторые люди оказываются в плену у такого поведения, их перфекционистские планки часто недостижимы, что вызывает чувства злости, неудовлетворенности собой и горечи от несбывшихся намерений.

Перфекционисты часто бывают максималистами: "Если что-то делать - то на пять с плюсом, либо не делать вообще!" Какое-то время у них получается постоянно выигрывать, быть на вершине успеха и возникает бессознательное ожидание, что так будет всегда. Если такой человек встречается с первыми неудачами - может возникнуть неадекватная реакция. Рассказывает подруга : " Я всегда была отличницей, активисткой, в школе меня не ругали практически никогда. Я посещала лыжную секцию и однажды тренер стал ругать нашу команду за низкие результаты. Я долго не могла понять, что он действительно на нас сердится, мне казалось происходящее шуткой или розыгрышем. Я стояла, смотрела ему в глаза и смеялась, что его распаляло еще больше".

У детей-перфекционистов уровень тревоги и беспокойства стабильно высок. Привычка " быть лучше других", "держать спину", "быть в форме" отнимает много времени и сил.

Такие дети могут стремиться к совершенству, чтобы скрыть недостатки, которые они в себе видят. Они считают себя плохими, недостойными и несовершенными людьми, а внешнее поведение служит компенсацией внутреннего самоощущения. Такие дети - душевно терзаются, совершив малейший проступок. Им трудно выражать свои эмоции, особенно негативные - гнев, злость, страх. Рассуждая примерно так: "Если у меня злые мысли – значит, я злой и плохой человек".

Причины перфекционизма:

1. Результат воспитания строгой семье, где многое считается "дурным" и не допускается выражения отрицательных чувств.

2. Дети перенимают особенности характера своих родителей, смоделировав себя по их "образу и подобию". Например, если ребенок постоянно слышит: " В нашей семье все учились на отлично!" ему сложно быть хорошистом или троечником.

На первый взгляд, такие люди должны быть хорошими, ответственными работниками, но не все так просто, т.к. у них есть ряд "комплексов", которые парализуют деятельность.

1. Комплекс "отличника" - все делать на "пять с плюсом", либо не делать вообще. Когда ребенок (или взрослый) занимается бесконечными приготовлениями к деятельности, чтобы когда-нибудь потом (через 5 минут, 2 дня, пару месяцев) сделать все идеально - домашнее задание или ремонт в квартире.

2." Комплекс сравнения". Ребенок понимает, что у него не получится так же хорошо (красиво), как у мамы, старшего брата, отца, друга - а значит, вообще лучше ничего не делать.

 

Ориентируясь на выигрыш, ребенок как бы игнорирует существенные части себя – слабости, страхи , которые могли бы стать ресурсом в будущем.Естественно, при этом у него нет ощущения целостности себя, много энергии уходит на вытеснение этих слабых частей, отторжение их от себя. Следствием такого поведения могут быть:

  • Ночные кошмары. Если исходить из концепции, что все элементы сна являются разными частями сновидца, то примером таких кошмаров могут быть: преследование Эго сновидения нищими, бедняками, больными животными (т.е. персонификация этих слабых частей - фигуры, зависящие от сновидца).
  • Всевозможные страхи. Собственный страх, трусость не признается ребенком и по типу проекции выносится во внешний мир. Страх смерти, например, преобразуется в страх ведьмы, инопланетян, привидений и пр.
  • Уход в психосоматику. Болезнь – как объективная причина не бороться за победу, возможность отказаться от участия в олимпиадах, контрольной работе, спортивных соревнованиях.
  • Однако именно в том, что не принимается, может содержаться ресурс. Слабые части личности при определенной поддержке, тренинге могут достичь зрелого состояния и стать опорой для человека.

    Например, мальчик хрупкого телосложения не стал выращивать из себя «Мачо» с накаченными мышцами. Признал: «Да, я слабее  физически, чем многие ребята!» Он развил в себе умение хорошо играть в шахматы и выигрывал у сильных физически сверстников, тем самым, заслужив их уважение.

    «Ресурс идиотизма». В сказках Иванушка – дурачок побеждает умных и коварных героев. Шуты не боятся говорить правду власть имущим. Юродивые (блаженные) по мнению религиозных людей обладают даром прорицателя.

    Песня группы «Тату» «Я сошла с ума…» Сила героинь в невменяемости – добровольно признание этого обезоруживает: «Мама, папа, прости…»

    Передача «Скрытая камера» с экрана с помощью видеосюжета  к нам обращаются с призывом: « Люди, будьте глупыми, не бойтесь экспериментировать, пробуйте нетрадиционные ходы, забудьте про условности, раскройте свою творческую часть!»

    Видеосюжеты и их участники полны энергией. Клиенты, проходящую психотерапию, на этом пути также обретают жизненную силу, энергию для новых свершений, утраченную радость бытия.

    Осознавать свою «дурацкую часть» - оставлять в жизни место экспромту, риску, ребячеству, чтобы жизнь не превратилась в мрачное исполнение долга.

    Ресурс «Неумехи» близко к состоянию, описанному выше. Смысл: когда человеку  поручают работу, он делает ее из рук вон плохо, глядишь, в следующий раз и не заставят это делать. Тем самым сохраняются хорошие отношения: «Я так старался!», и надежда, что в будущем удастся избежать этой работы.

     

    Реакции на проигрыш:

    - интерналы «сам виноват!»

    -экстерналы – виноваты обстоятельства, или окружающие.

    И то и другое в крайних выражениях вредно. Интерналы во всем винят себя, принимают ответственность за все, включая погоду. Например, когда разбился «Челленджер», учительница из Нью-йорка написала в отдел по расследованию Аварии «Это я виновата. Я два раза перечислила деньги в пользу этого проекта».

    Экстерналы – «Я белый и пушистый, попал в плохие обстоятельства, это судьба, Рок!»Тем самым этот человек обречен на пассивность, не может ничего изменить в своей жизни.

    Эти качества формируются с детства. Например, ребенок ушибся об стул и бьет его : «плохой стул!» Хорошо, что он выражает свои отрицательные эмоции, плохо, что родители не не объясняют ему его собственный вклад в это столкновение со стулом.

     

    Разумное отношение к проигрышу.

  • Прежде всего – проигрыш – это опыт. Пусть отрицательный, но опыт, который обладает определенной ценностью. Если грамотно проанализировать этот опыт, можно понять – что именно привело к неудаче, что надо делать, чтобы избежать ее в в будущем, во второй раз не наступить на те же грабли.
  • Это отражено в поговорках и пословицах: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!», «За одного битого двух небитых дают.», « На ошибках учатся».

  • Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно долго рассуждать и критиковать но сделать что-то – гораздо сложнее . (пример – ситуация с моим дипломом).
  • Если не давать себе права на ошибку – невозможно ничему научиться.
  •  

    Способы воспитания умения проигрывать:

    1. Прежде всего родителям необходимо спокойно относиться к собственным проигрышам.

    - видеть в этом не катастрофу, а ценный опыт, который можно анализировать;

    -  иметь устойчивую адекватную самооценку и хорошо себя чувствовать даже в случае неудачи;

    - быть готовым к следующей ситуации проигрыша, относиться к этому спокойно: «Да, это неприятно, но это не повод падать духом и казнить себя!»

    Необходимо транслировать эти установки ребенку - в беседах, своим поведением  в реакциях на его неудачи и неудачи кого-то из близких.

     

    2. Вместе с ребенком анализировать его неудачи, посмотреть, что помешало достижениям. Разбить глобальную цель на более мелкие и достижимые. Увидеть ситуацию по-новому, заметить в ней какие-то плюсы.

     

    3.Не наказывать за проигрыш ни физически, ни морально.

     

    4.Стремиться, чтобы ребенок не держал в себе негативные эмоции, вызванные неуспехом – гнев, обиду. Научить его делать это конструктивно, не стыдиться этих эмоций, а признать их право на существование.

     

    5. Для компенсации найти такую деятельность, где ребенок был бы успешен.

     

    6.Помогать формированию адекватной самооценки, давать поддержку.

     

    В случае длительного периода неудач у ребенка может развиться фрустрация. Признаки этого состояния:

    - много агрессии – на победителя или на себя;

    - высокая тревожность: «У меня опять ничего не получится!»;

    - уход от трудных реальных ситуаций в воображаемые ( виртуальная реальность, вымышленные победы);

    -регрессия на более ранние этапы развития, снижение сложности поведения, присущее данному возрасту. Например, у детей 5-7 лет- сосание пальца, у подростков – игра в куклы и машинки и пр.

    При наличии признаков фрустрации рекомендуется обращаться за помощью к специалистам по детской психологии.

     

    Особенно сильно давление социального принципа «Обязательно побеждать» в нашей культуре идет на мальчиков. Несмотря на установление юридического равноправия мужчин и женщин в обществе существует двойной стандарт - различные системы требований по отношению к мужчинам и женщинам.

    Традиционные стереотипы мужественности, распространяемые средствами массовой коммуникации, включают значительно больше стандартов победителя, беспроигрышного воина, чем стереотипы женственности.

    Освоение своего социально-ролевого поведения у мальчиков в нашем обществе происходит более сложно и болезненно, чем у девочек. Причины этого явления следующие:

     

    1. Затруднен процесс идентификации, т.к. нет модели для подражания. В обществе преобладает «женское» воспитание – представители «взращивающих» профессий (воспитатели, учителя, врачи) в основном женщины.

     

    2.Время общения с матерями значительно больше, чем с отцами.

     

    3.Мальчику описывают, каким он должен быть, при этом нет реальных дел для проявления этих качеств. Девочке – что она должна уметь и есть много дел для освоения этих навыков.

    Требования со стороны родителей к мальчикам звучат примерно так : «Ты должен быть смелым, волевым, сильным, в будущем  сделать успешную карьеру, иметь хорошую престижную работу и пр.»

    Примеры некоторых посланий: «Мальчики не плачут!», «Ты не должен показывать свой страх, слабость!».

    При этом часто отсутствуют реальные дела, выполняя которые мальчики могут научиться реализовывать эти требования, т.к. работа по дому традиционно считается женским делом, а пахать и сеять,  охотиться  как раньше сейчас уже не надо.

     

    Образ «настоящего мужчины « в общественном сознании задан необычайно жестко, любые поведенческие отклонения от этого образа подвергаются остракизму, жестоко осмеиваются.

    Напротив, диапазон образов «настоящей женщины» достаточно широк, и ею  можно быть без хронического  выигрывания.  Например: заботливая жена и мать, серый кардинал в семье, романтичная барышня, эмансипированная амазонка, бизнес-леди – все эти образы допускают возможность неудачи. Но для образа «настоящего мужчины», который транслируется мас-медиа это невозможно - он должен побеждать конкурентов постоянно – в борьбе за женщин, престижную работу, власть.

    Возможно, это является одной из причин возникновения мужского гомосексуализма, когда  представители сильного пола сознательно отказываются от собственной мужественности, чтобы не участвовать в конкурентной борьбе.

    Другой формой реакции на ригидный стереотип «настоящего мужчины» являются различные неформальные группировки: рокеры, байкеры, спортивные фанаты, скинхеды, сатанисты и пр. В этих группах много атрибутики, подчеркивающей внешнюю мужественность и агрессивность: кожаные куртки с широкими плечами, тяжелые грубые ботинки, цепи, металлические клепки и шипы, символы смерти. Эти группы позволяют развивать собственную мужественность альтернативными для общества способами, культ победителя там очень сильно развит.

     В настоящее время происходит расширение социального образа «настоящего мужчины», но все же это происходит недостаточно быстро.



    Просмотров: 618
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Я для себя" - что это?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь