Исследование кризисных состояний у выпускников хоккейных школ

Исследование кризисных состояний у выпускников хоккейных школ

The study of crisis conditions in graduates of hockey schools

 

Зинова У.А., психолог МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска,

кандидат психологических наук, член корр. МАПН

 

Ключевые слова:

Кризисные состояния, кризис завершения спортивной карьеры, ситуативный кризис, личность спортсмена, влияние кризиса на личность спортсмена.

Аннотация:

Статья посвящена актуальному вопросу кризисных состояний у выпускников хоккейных школ, в ней представлено исследование кризиса завершения спортивной карьеры. В статье доказывается, что кризисная ситуация задевает все структуры личности, действует на все стороны жизни, описывается влияние кризиса на личность спортсмена.

Автор приходит к выводу, что юноши, находящиеся в ситуационном кризисе завершения спортивной карьеры, отличаются от спортсменов, подписавших контракт с МХЛ, неустойчивыми профессиональными интересами, несформированностью потребностно-мотивационных и волевых качеств, неадекватностью самооценки.

 

 

Keywords:

Crisis conditions, the crisis of the completion of a sports career, the situational crisis, the personality of the athlete, the impact of the crisis on the personality of the athlete.
Annotation:
       The article is devoted to the current issue of crisis conditions among graduates of hockey schools, it presents a study of the crisis of the end of a sports career. The article proves that the crisis situation affects all the structures of the individual, acts on all sides of life, describes the impact of the crisis on the personality of the athlete.
      The author comes to the conclusion that the young men who are in the situation crisis of the sports career end are different from the athletes who signed the contract with the MHL, the unstable professional interests, the lack of consistency of the motivational and volitional qualities, and the inadequacy of self-esteem.

 

 

Изучение кризиса завершения спортивной карьеры у выпускников хоккейной школы имеет высокую актуальность, обусловленную недостаточной разработанностью проблемы и практической ценностью потенциально возможных результатов ее исследования.

Цель эмпирического исследования - изучение ситуативного кризиса завершения спортивной карьеры у выпускников хоккейных школ.

Для достижения цели и решения задач на разных этапах работы использовался комплекс разнообразных методологических подходов, методов и методик сбора и обработки информации: теоретический анализ литературы, наблюдение, анализ результатов деятельности, опросники, а также применялся аппарат обработки полученных результатов.

При разработке концепции данного исследования учитывалась природа, специфика  и  психологические  закономерности  проявления внутреннего мира человека, его профессионального становления. Основой методического обеспечения является комплексный подход к исследованию проблемы ситуативного кризиса завершения спортивной карьеры и его основные принципы:

  1. Научная обоснованность обеспечивается актуальностью проведения и конкретной постановкой задач исследования, применением адекватных психодиагностических средств,  надежными  методами математико-статистической обработки данных, а также организационными формами проведения исследования;
  2. Системно-деятельностный подход исследования кризиса завершения спортивной карьеры рассмотрением поставленной проблемы с позиций общепсихологической теории личности.

Исследование ситуативного кризиса завершения карьеры у выпускников хоккейных школ проводилось в конце сезона 2014-2015г. Базу исследования составили юноши-хоккеисты 1998 года рождения, играющие в Первенстве России среди команд СДЮСШОР, ЮХЛ (группа «Сильнейшие»).

Всего в исследовании участвовало 110 человек. Юноши-хоккеисты, принимавшие участие в Первенстве России среди команд юношей 1998 года (группа «Сильнейшие») в составе разных команд России: «Локомотив-2004’98» г. Ярославль, «Металлург-98» г. Магнитогорск, «Сибирь-98» г. Новосибирск, г. Санкт-Петербург, ЦСКА-98 г. Москва, «АкБарс» г.Казань, «Русь-98» г. Москва, «Витязь» г. Подольск, «Автомобилист» г. Екатеринбург.

Основная часть ребят прошла диагностическое исследование во время проведения финала Первенства России, который проходил с 16 апреля по 24 апреля 2015 года. Более 60 юношей и их родителей пожелали пройти тестирование после объявления, сделанного нами, на сайте KIDSHOCKEY, по факту ответы на тесты прислали 44 человек. Однако и эта цифра является свидетельством того, что есть интерес к спортивной психологии, а  потребность в спортивных психологах присутствует как у самих юных спортсменов, так и у их родителей. Этот момент также является косвенным доказательством психологических проблем в жизни юных хоккеистов.

На момент тестирования всем юношам исполнилось 16-17 лет. Количество и процентное соотношение юношей-хоккеистов, принявших участие в исследовании, представлено в таблице 1.

Таблица 1. Соотношение юношей хоккеистов, принявших участие в исследовании

Команда

Количество человек

% от общего количества,

принявших участие в исследовании

«Локомотив-2004’98» г. Ярославль

19 человек

17%

«Металлург-98» г. Магнитогорск

22 человека

20%

«Сибирь-98» г. Новосибирск

25 человек

23%

Сайт KIDSHOCKEY

44 человека

40%

Итого:

110 человек

100%

Само исследование проводилось во время финала Первенства России, который проходил в г. Магнитогорске.

После проведенного исследования и обработки результатов мы поделили всю выборку на две группы: экспериментальную и контрольную.

В контрольную группу вошли хоккеисты, выбранные в процедуре Драфта юниоров («Ярмарка талантов») или защищенные путем заключения с ними профессиональных контрактов сроком на три и более сезонов клубами КХЛ выпускники собственной школы.

В экспериментальную группу вошли хоккеисты, невыбранные на Драфте юниоров и не подписавшие до 25 мая 2015 года контракт ни с одним из клубов МХЛ, ВХЛ, КХЛ. Мы предполагаем, что все эти юноши испытывают кризис завершения карьеры, а также кризис юношеского возраста. 

В таблице 2 представлено соотношение юношей-хоккеистов разных команд, принявших участие в исследовании, и их количественное соотношение в контрольной и экспериментальной группах.

 

Таблица 2. Соотношение хоккеистов разных команд и их количественное соотношение в контрольной и экспериментальной группе

Команда

Количество человек

Эксперимен-тальная группа

Контрольная группа

«Локомотив-2004’98» г. Ярославль

19 человек

7 человек

12 человек

«Металлург-98» г. Магнитогорск

22 человека

10 человек

12 человек

«Сибирь-98» г. Новосибирск

25 человек

16 человека

9 человек

Сайт KIDSHOCKEY

44 человека

22 человек

22 человек

Итого:

110 человек

55 человек

55 человек

Стоит заметить, что в финале Первенства России по хоккею среди юношей 1998 года рождения (группа «Сильнейшие») команда «Локомотив-2004’98» заняла первое место, «Металлург-98» - четвертое, «Сибирь-98» - седьмое.

Перейдем непосредственно к результатам нашего исследования.

Используемые психодиагностические методики:

В данном эксперименте были использованы методики:

  • опросник FPI (модифицированная форма В);
  • тест-опросник УСК (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. Н. Эткинд);
  • опросник САМООТНОШЕНИЯ (Столин, Пантелеев);
  • СЖО (Тест смысложизненных ориентаций, адаптирована Д. А. Леонтьевым).

Перейдем к описанию полученных результатов нашего исследования.

Все три команды участвовали в финале первенства России среди команд 1998 года рождения (группа «Сильнейшие») и каждая из них стала победителем в первенстве своего региона, тем самым выйдя в финал первенства.

Таким образом, в нашем исследовании участвовали сильнейшие юные хоккеисты из России.

По методике FPI мы получили средние значения:

 

Таблица 3. Результаты тестирования хоккейных команд по методике «FPI»  

Средние

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Локомотив

5,158

6,158

4,632

6,737

5,632

6,947

7,053

4,263

6,053

6,842

4

6,474

Металлург

4

6,273

4,818

7,136

4,545

5,864

7,864

4

6,182

6,318

3,909

7,5

Сибирь

4,88

5,84

5,24

6,84

4,04

5,84

6,84

5,2

6,6

5,28

4,84

6,08

В табл.3. представлены средние значения по шкалам методики FPI.

По шкале I (невротичность) мы видим, что наибольшее среднее значение у команды «Локомотив-98’04», и оно стремится к высокому значению по шкале. Данная оценка характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Следовательно, многие ребята этой команды имеют выраженную степень невротичности.

По шкалам II и VII (спонтанная и реактивная агрессивность) средние оценки находятся на высоком уровне у всех трех команд, наибольшая средняя оценка выявлена у команды «Металлург-98». Это свидетельствует о том, что большинство юных хоккеистов обладают высоким уровнем психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения и высоким уровнем психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Самые высокие средние баллы по шкале III депрессивность были выявлены у команды «Сибирь-98». Высокие оценки по шкале соответствуют наличию признаков, характерных для психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде.

По шкале IV (раздражительность) и XI (эмоциональная лабильность) были выявлены высокие средние значения у всех трех команд. Наибольшее значение по шкале раздражительность встречается у команды «Металлург-98», по шкале «Эмоциональная лабильность» - у команды «Сибирь-98». Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что большинство ребят отличаются неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию, проявляющегося в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.

По шкале общительность (V) высокими средними значениями отличается команда «Локомотив-98’04». Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Наибольшее среднее значение по шкале уравновешенность было выявлено у хоккеистов команды «Локомотив-98’04», у других двух команд эти баллы тоже имеют высокий уровень. Показатели данной шкалы отражают устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. Отметим, что показатель стрессоустойчивости является базовым и играет большую роль в спортивной карьере хоккеиста при прочих равных. Учитывая этот показатель, можно было спрогнозировать высокую успешность выступлений команды на соревнованиях.

Наибольшими значениями по шкале застенчивость VIII обладают хоккеисты команды «Сибирь-98» (оценки стремятся к высоким показателям), что свидетельствует о наличии тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Заметим, что эти показатели могут мешать спортсменам выступать на соревнованиях. Наименьшими средними значениями обладают спортсмены команды «Металлург-98».

По шкале открытость три команды имеют достаточно высокие показатели, чтобы сделать вывод о том, что в процессе исследования спортсмены были достаточно откровенны.

По шкале Х (экстраверсия-интроверсия) были выявленные средние значения. Среди участников опроса примерно равное количество хоккеистов как с той, так и с другой направленностью.

По шкале маскулинизм-феминизм наибольшими средними значениями обладают хоккеисты команды «Металлург-98». Все три команды имеют показатель высокого среднего балла. Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу.

 

Таблица 4. Результаты тестирования хоккейных команд по методике «СЖО»

Средние

цвж

пвж

рж

лкя

лкж

ож

Локомотив

35,79

33,26

26,89

23,89

34,11

113,1

Металлург

36,23

31,95

27,55

24,18

32,73

110,6

Сибирь

34,2

31,84

26,8

23,04

32,96

108

Показатель нормы

ср.значение

32,9

31,09

25,46

21,13

30,14

103,1

ст.отклонение

5,92

4,44

4,30

3,85

5,80

15,03

В табл.4. представлены результаты тестирования хоккеистов по методике «СЖО» («Тест смысложизненных ориентаций», адаптирована Д. А. Леонтьевым).

По всем шкалам у всех команд средние значения в той или иной степени превышают показатели нормы средних значений для мужчин.

По шкале ЦВЖ (цели в жизни) наибольшее среднее значение выявлено у команды «Локомотив-98’04». Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие у испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

По шкале ПВЖ (процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни) наибольшее среднее значение представлено у команды «Локомотив-98’04). Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Шкала РЖ (результативность жизни или удовлетворенность самореализацией) отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. У спортсменов команды «Металлург-98» оказались наиболее высокие средние значения. Мы склонны считать, что это связано со спортивными успехами юношей. Все три команды имеют средние значения, превышающие показатель нормы средних значений.

Шкалы ЛКЯ (Локус контроля – Я. Я – хозяин жизни) и ЛКЖ (Локус контроля – жизнь или управляемость жизни). Высокие средние значения выявлены у трех команд. Наибольшие значения у команды «Локомотив-98’04» и у команды «Сибирь-98». Высокие баллы по шкале ЛКЯ соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. При высоких баллах по шкале ЛКЖ у испытуемых есть убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) показывает насколько человек осмысленно воспринимает жизнь и события происходящие в ней. Самые высокие средние значения по этой шкале у команды «Локомотив-98’04», значительно превышающие показатели нормы средних значений для мужчин.

 

Таблица 5. Результаты тестирования хоккейных команд по методике «УСК»

Средние

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Локомотив

6,158

6,789

5,895

7,211

5,105

6,211

5,789

Металлург

5,409

7,091

4,864

6,091

4,864

5,591

5,955

Сибирь

4,92

6,68

5,08

5,96

4,56

6,04

5

По методике УСК (уровень субъективного контроля) были получены следующие результаты (табл.5).

По шкале общей интернальности (Ио) самые высокие средние значения были выявлены у хоккеистов команды «Локомотив-98’04). Следовательно, большинство ребят этой команды имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. У остальных двух команд этот показатель соответствует среднему значению.

По шкале (Ид) все три команды имеют высокие средние баллы. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

По шкале (Ин) интернальность в области неудач, наибольшие средние значения выявлены у испытуемых команды «Локомотив-98’04» и соответствуют высокому интернальному уровню. У двух других команд средние значения представлены на среднем уровне. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

Результаты средних значений по шкале интернальность в семейных отношениях (Ис) представлены высокими показателями, наибольший у команды из Ярославля. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

По результатам шкалы (Им) интернальность в области межличностных отношений мы получили высокий средний балл. Это свидетельствует о том, что парни считают себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

По шкале (Из) интернальность в отношении здоровья и болезни средние высокие значения были выявлены у юношей-хоккеистов из команд Ярославля и Магнитогорска, у команды Новосибирска средний уровень. Высокие показатели (Из) свидетельствуют о том, что хоккеисты считают себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

 

Таблица 6. Результаты тестирования хоккейных команд по методике «Самоотношения» (Столин В.В.) 

Средние

S

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

Локомотив

85,33

77,46

61,63

67,66

73,09

65,72

75,39

66

63,74

62,56

77,93

60,07

Металлург

91,14

86,36

65,64

70,17

80,56

80,8

73,48

80,34

64,09

58,34

82,35

80,06

Сибирь

83,52

82,4

69,51

52,11

81,05

74,56

56,72

70,99

66,56

45,09

73,55

75,05

По методике «Самоотношения», разработанной Столиным В.В. (табл.6) мы получили достаточно высокие средние значения по всем шкалам у трех команд. Стоит заметить, что при значении показателя меньше 50 – признак по шкале считается невыраженным; 50-74 - признак выражен; больше 74 - признак ярко выражен.

Итак, признак достаточно выражен у испытуемых трех команд по шкалам аутосимпатия (II), ожидаемое отношение от других (III), саморуководство (4) и самопоследовательность (5).

Следовательно, большинство ребят принимают себя в целом и в существенных частностях, испытывают достаточное доверие к себе, имеют позитивную самооценку, ожидая при этом позитивного отношения от окружающих.

Судя по средним оценкам, у всех трех команд признак ярко выражен по шкале (S), которая измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я», а так же по шкалам самоуважение (I), самоинтерес (IV, 6), самопонимание (7).

Итак, многих хоккеистов объединяет вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, свои возможности, а также вера в то, что они могут контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, вера в понимание самого себя. Юноши считают, что представляют интерес для других как личность.

 

Таблица 7. Результаты тестирования по методике «FPI» (Экспериментальная и контрольная группы)

Средние

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Экс-я гр.

5,018

6,436

5,418

6,855

4,418

6

7,2

5,109

6,891

5,709

4,909

6,327

Контр. гр.

4,673

6,291

4,655

7,182

5,273

6,709

7,473

4,018

6,218

7,091

3,855

7,527

 

Таблица 8. Сравнение результатов по методике FPI с помощью t- критерия Стьюдента (экспериментальная и контрольная группы)

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

t кр (0,01)=2,62

1,02

0,40

2,55

1,19

2,50

2,38

0,89

2,72

2,02

4,49

2,94

3,39

t кр (0,05)=1,98

 

Из табл. 7 видно, что у ребят из обеих групп высокие оценки по шкалам (>5,5 стен значения подчеркнуты): спонтанная агрессивность (II), реактивная агрессивность (VII), раздражительность (IV), открытость (IX), уравновешенность (VI), маскулинизм-феминизм (XII). Следовательно, по этим показателям можно судить о том, что большинство спортсменов юношеского возраста обладают повышенным уровнем психопатизации, создающим предпосылки для импульсивного поведения (спонтанная агрессивность), неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию (раздражительность) и высоким уровнем реактивной агрессивности, протекание психической деятельности по мужскому типу.

Можно сделать вывод, что спортивная деятельность влияет на формирование этих качеств.

У хоккеистов, заканчивающих свою спортивную карьеру, выше средний показатель невротичности (I) (невротический синдром астенического типа с психосоматическими нарушениями), чем у ребят, планирующих продолжить карьеру хоккеиста. Мы считаем, что этот высокий показатель связан с ситуационным кризисом завершения карьеры хоккеиста.

Невротичность — обычно качество противоположное стабильности и устойчивости психического состояния, т. е. подверженность относительно более легким изменениям и колебаниям в психическом состоянии. В некоторых странах, где процветает профессиональный спорт, этому показателю при отборе спортсмена в профессионалы придают наибольшее значение. Невротичность в известной степени затрудняет раскрытие спортсменом в соревновательной обстановке всех своих потенциальных возможностей, определяет большую подверженность резким колебаниям состояния в условиях психического стресса.

Известно, что с повышением показателя невротичности достоверно увеличивается вероятность ухудшения результатов деятельности спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

Высокая невротичность (и тревожность) предопределяет большую вероятность изменения состояния в условиях психического стресса. Компенсировать повышенную невротичность в определенной степени можно оптимизацией тренировки, повышением тактико-технического мастерства и функциональной подготовки спортсмена, проведением психогигиенической и психопрофилактической работы в команде.

Также у экспериментальной группы оказались выше показатели по шкалам: депрессивность ((III) депрессивный синдром), застенчивость (VIII), открытость (IX), эмоциональная лабильность(XI), маскулинизм-феминизм (XII). Различия по этим шкалам значимы. Они доказаны с помощью t-критерия Стьюдента и представлены в табл.12, значимые различия подчеркнуты. Высокие оценки по шкалам (III, VI, ХI)  являются свидетельством кризисного состояния.

Из табл.8 видны высокие показатели по следующим шкалам (у обеих групп): реактивная агрессивность (VII). Показатель выше у контрольной группы, однако без статистически значимого различия. Следовательно, реактивная агрессивность как качество личности присуще всем хоккеистам, вне зависимости от их эмоционального состояния.

Показатель экстравертированности (X) оказался выше у контрольной группы, и это является значимым различием между двумя выборками. В результате нашего исследования подтвердилось, что среднее значение у контрольной группы по этому показателю выше, чем у экспериментальной, и мы считаем это закономерным. Вероятнее всего, у ребят, заканчивающих профессиональную карьеру хоккеиста, внутреннее состояние кризиса снижает направленность на общение.

Также у экспериментальной группы меньше, чем в контрольной, выражена потребность в общении (V) и постоянная готовность к удовлетворению этой потребности. Различие показателей по этим двум шкалам является значимым (табл.12). Мы связываем это с кризисным состоянием, в котором пребывают юноши.

Хоккеисты, заканчивающие спортивную карьеру, менее, чем их сверстники, устойчивы к стрессу (VI), менее защищены от воздействия стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, их уравновешенность снижена. Это связано с тем, что они находятся в стрессовой ситуации, переживают ситуационный кризис.

Эмоциональное состояние (XI) у спортсменов из контрольной группы более стабильное, чем у ребят из экспериментальной. Уровень депрессивности (III) у ребят экспериментальной группы выше, чем у контрольной. Депрессивный синдром характеризуется упадком сил, подавленностью в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Этот результат еще раз доказывает нашу гипотезу о том, что по окончании хоккейной школы юноши, не продолжившие свою спортивную карьеру, находятся в ситуационном кризисе завершения карьеры.

В нашем исследовании мы получили низкие оценки по шкале застенчивость (VIII) в обеих группах, таким образом подтвердив, что все хоккеисты не скованы в социальных контактах. Однако, среднее значение по шкале выше у ребят из контрольной группы и это различие является статистически значимым.

По шкале маскулинизм-феминизм у ребят, занимающихся спортом, большинство результатов с высокими оценками (психическая деятельность протекает преимущественно по мужскому типу).  Однако показатель среднего значения ниже у ребят из экспериментальной группы, и это различие статистически значимо (табл.9).

 Таким образом, мы доказали, что юноши, не продолжившие свою спортивную карьеру, находятся в ситуационном кризисе завершения карьеры.

Полученные результаты подтвердили, что кризис завершения спортивной карьеры связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа "Я" и осознания ценности своей личности, ценности своей жизни и смысла жизни вне социальной роли спортсмена.

Наши результаты подтверждают исследования о том, что любая кризисная ситуация в жизни человека является сильным стрессом. Как любой стресс, кризисная ситуация задевает все структуры, действует на все стороны жизни. Мы исследовали влияние кризиса на личность спортсмена и увидели его влияние. Мы диагностировали возникновение тревоги и агрессии, депрессивные состояния и апатию; чувство растерянности, повышенную раздражительность, постоянное напряжение, и пр.

Юноши, находящиеся в ситуационном кризисе завершения карьеры, отличаются от спортсменов, подписавших контракт с МХЛ, неустойчивыми профессиональными интересами, несформированностью потребностно-мотивационных и волевых качеств, неадекватностью самооценки.

К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения спортивной карьеры. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. Соответственно, таким юношам требуется психологическое сопровождение еще до возникновения этого состояния в целях профилактики острого кризисного состояния.

 



Просмотров: 293
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли измерить стресс? О сравнительной шкале стрессов
  • Ситуационный кризис завершения карьеры у выпускников хоккейной школы
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • А вы чувствуете себя частью команды?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • «Мои чувства не имеют значения». Почему мы стыдимся своих эмоций и держим все в себе
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как найти общий ритм команды?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Анализ методов отбора в сборные команды индивидуальных видов спорта
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Социальный контекст как индикатор эффективности команды
  • Почему мы боимся ставить себе высокие цели?
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Законы формирования команды в спорте
  • Построение эффективной деловой команды с точки зрения психологических способностей игроков
  • Бизнес-футбол в построении эффективной команды
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Ставка на отношения: высокие цены за жизненные цели
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Кому ты что должна в этой жизни и почему так вышло?
  • Высокие ценности библиотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь