Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии

Автор статьи: Лариса Бандура

Мама я уже взрослый или Что такое зрелая личность и критерии завершения терапии

Зрелая личность подразумевает сформированную устойчивую идентичность. Что это означает? Основным критерием зрелой идентичности является интеграция психологических механизмов, которые обеспечивают взаимодействие «ego» и «self», и хорошая способность к адаптации. Об отсутствии проблем, связанных с идентичностью, можно говорить при наличии у человека ощущения смысла жизни.

Под идентификацией понимается слияние индивида с группой или имитация им поведения других людей; под идентичностью – собственные ценностные ориентации индивида, его амбиции, проблемы адаптации и т.д., которые либо разделяются другими, либо дополняются. В тот момент, когда человек становится тем, кем он хотел стать, он достигает своей сформированной идентичности.

Концепция идентичности является своеобразным мостиком между внутренним формированием личности и силами культуры ее окружения. Это интегративный процесс, в ходе которого индивид вписывается в окружение, что позволяет снизить его напряженность и тревожность. Известный психолог Эриксон считал, что интеграция индивида, происходящая с сохранением индивидуальности и неповторимости, - это больше, чем просто совокупность личностных идентификаций. Это основанная на личном опыте способность индивида интегрировать свои идентификации со своими же мотивами и теми возможностями, которые предоставляют ему социальные роли. Вопрос сформированной идентичности достаточно сложный и многофакторный.

Итак, какие составляющие зрелой личности можно выделить?

    1. Крепкая и устойчивая идентичность (identity), не поддающаяся внешнему влиянию, осознающая свою социальную и гендерную роль.
    2. Осознанное использование защитных механизмов высшего порядка.  
    3. Умение адаптироваться с использованием творческого подхода.
    4. Отсутствие внутренних конфликтов, особенно между психическими функциями «self», «id», «ego», «personality».
    5. Успешный выход из кризисов (в том числе из кризисов развития и возрастных).
    6. Наличие в жизни человека крепких ресурсов (в том числе внутренний источник энергии, удовольствия и гармонизации своей жизни), к которым можно было бы обратиться за помощью без ощущения гнетущего чувства вины и стыда (в некоторой степени эти проявления допустимы, но в целом не должны мешать коммуникации с окружающими).
    7. Умение находить и создавать эти ресурсы, опираться на них. Контактность и управление своим поведением.
    8. В контексте подразумевается умение вступать в контакт по собственному желанию, выходить из него самостоятельно, а не под действием аффектов, травм или привычных защитных механизмов.
    9. Личность не должна бояться впустить другого человека на свою территорию и создать близкие отношения, должна уметь контролировать чувство страха быть поглощенной, находиться в близких искренних отношениях, без страха и стыда открываться партнеру, обсуждать, договариваться,  понимать процесс выхода из слияния и сохранять устойчивое состояние психики.
    10.  При этом нужно осознавать рамки своих границ и понимать, кому, когда и при каких обстоятельствах можно позволить их пересечь.
    11. Умение различать ситуации и людей должно быть связано исключительно с потребностями, мотивами и чувствами личности, а не влиянием авторитета.Эмоциональная независимость и стабильность в структуре психики.
    12. Знание себя и целостное восприятие своей идентичности со всеми достоинствами и недостатками, лояльное отношение к недостаткам и психологическая адаптация к ним (Я знаю, как мне жить с моими особенностями в характере!).
    13. Соответственно, к «негативным» чертам характера окружающих зрелая личность тоже относится лояльно, не осуждает.
    14. Полная проработка всех детских травм, осознание влияния психологических защит на получение нового опыта. К этому критерию также можно отнести знание истории своей семьи (хотя бы 3 поколений) и понимание собственной роли в семейной системе (Какие сценарии отыгрываются? Какие незаконченные ситуации семьи завершаются личностью?).
    15. Что касается непосредственно исполнения роли – выбор за личностью.
    16. Сформированное мировоззрение, система жизненных ценностей и убеждений, на которые человек опирается.
    17. Личность должна четко понимать, что в жизни для нее важно. Нет внутреннего противоречия в составных частях мировоззрения. Есть не только крайности (все или ничего) – могут быть оттенки различных цветов, непосредственно выбор личности зависит от ситуаций и ее желаний. Все желания реалистичные (их можно выполнить).
    18. Индивид в целом удовлетворен своей жизнью и профессией, получает удовлетворение от того, что делает. Это человек, который не страдает от постоянной тревоги и депрессии, панических атак. Толерантное отношение к возникновению проблем, испытываемой боли и различным сложностям, так как появляется четкое понимание, что это неотъемлемая часть нашей жизни. Восприятие этих проблем в качестве дополнительной возможности для роста, а не помехи к достижению желаемых целей.
    19. Умение контейнировать, переживать, проживать свою боль. Осознанное восприятие своих чувств, умение управлять ими – выражать или сдерживать. Что это означает? Человек понимает, что испытывает страх, вину, стыд, обиду, злость, благодарность и пр., но они не управляют им. Крепкая идентичность не означает ригидную психику, личность не должна быть каменной в восприятии переживаний окружающих («Я знаю, что вот так делать правильно, - и все!»), нужно слушать и предполагать наличие другого мнения, но при этом опираться на свои внутренние ощущения. Любой человек может попасть в травмирующую ситуацию, но сильная и устойчивая личность всегда знает, к кому обратиться за помощью, кризис не разрушает ее полностью. Отсутствие внутренних авторитетов. Зрелая личность опирается только на собственные чувства, желания, знания и опыт, не подчиняется мнениям авторитетов, «богам» в человеческом обличье, не боится высказывать свою точку зрения.

 

Непосредственно завершение терапии происходит на этапе, когда человек становится зрелой личностью. По мнению психоаналитиков (например, Отто Кернберга), средний период психотерапии составляет 7 лет. Однако в действительности сложно определить точные временные рамки. Одни люди обращаются к сеансам психотерапии в более зрелом восприятии себя, другие – в менее зрелом.

В любом случае, если терапия длилась более года, в завершении будет не одна сессия, в среднем понадобится 5-10 сеансов. Если же была полноценная психотерапия (7-10 лет), на завершение терапии необходимо 1-1,5 года.

В процессе завершения подводятся все итоги (Какие проблемы удалось решить? Что останется неизменным?), то есть человек проходит заново все основные моменты терапии. Условно говоря, психотерапевт повторно прорабатывает проблемные моменты и подтверждает: «Да, я вижу зрелось личности. В контакте чувствуется упорность, решения принимаются самостоятельно, есть собственное мнение, психика устойчива, конфронтация не является проблемой».

По поводу характера завершения терапии у разных психотерапевтов существуют различные мнения:

- полное завершение (мы больше никогда не увидимся, это последняя сессия);

- психотерапия не заканчивается никогда, клиент всегда сможет вернуться.

Немаловажное значение для выбора стратегии завершения психотерапии заключается в типе характера личности. Например, для человека с повышенной чувствительностью и склонностью к депрессиям важно понимать, что он всегда сможет вернуться к своему терапевту.

Считается, что после терапии человек живет со своим терапевтом (внутреннее становление личности под влиянием общения с терапевтом происходит в среднем еще на протяжении 2-5 лет) и интериоризирует до конца все, что происходило.

 

Посмотреть мои видео на тему психологии и психотерапии можно тут 

https://www.youtube.com/user/larisaBandura 

 

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе моих новых статей



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Человек - это то, что всегда стремится к наслаждению.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Можно ли с помощью психотерапии решить все психологические проблемы и больше к ним не возвращаться?
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Что и кому я должна? Что делать с долженствованиями, которые мешают жить?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь