Домашние задания для школьников и их родителей

Автор статьи: Елена Басанова

С наступлением нового учебного года многие коллеги, психологи - педагоги выкладывают статьи с вопросом: делать или не делать родителям уроки с ребенком? При этом, чаще всего звучит мнение, что не надо делать совместно уроки, ребенок должен самостоятельно научиться решать задачи и писать сочинения) 

Я не могу остаться равнодушной в этом вопросе, поскольку моё мнение противоречит мнению большинства статей. Статьи коллег я не комментировала именно из-за противоположной позиции, не хотела выступать в качестве "тролля", учить их основам общей, возрастной и педагогической психологии, поэтому высказываюсь на своей странице.

Итак, учебная деятельность - это разноводность человеческой деятельности, включающей ещё такие виды, как игровую деятельность, коммуникативную, профессиональную и т.д. Любой деятельности ребенка необходимо учить, поскольку она не дана человеку от рождения,  в отличие от деятельности животного охотиться, строить жилище (норы, гнезда). Деятельность животного обусловлена биологическими факторами, а деятельность человека - социальными. Это одно из основных отличий нас от животных.

Когда ребенок рождается, мы, взрослые, учим его сначала предметной деятельности, например, держать погремушку, затем ложку и т.д. После освоения предметной деятельности, учим речевой деятельности: "Скажи мама, папа" и т.д. 

Некоторые родители жалуются, что ребенок не умеет играть. Это потому, что они не уделяют внимание развитию игровой деятельности. Да, игре ребенка тоже необходимо учить, необходимо учить его организовывать игровое пространство, регулировать взаимоотношения правилами игры, подчиняться этим правилам и т.д.

Коммуникативной деятельности тоже необходимо учить. То, что большинство взрослых не обладают навыками эффективного коммуникативного взаимодействия - налицо, это неспособность выстраивать близкие доверительные отношения с противоположным полом, с коллегами по работе, с собственными родителями и детьми. 

Так, с чего уважаемые коллеги приняли решение, что нет необходимости учить учебной деятельности своих и чужих детей, мне не понятно. Могу только предположить, что мимо них прошло обучение классическим теория возрастной и педагогической психологии. В первую очередь, прежде чем раздавать подобные советы, необходимо прочитать классика Л.С. Выготского, который писал, что любое обучение и развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Обучение ведется в зоне ближайшего развития, т.е. ребенку изначально даются задания по уровню сложности превышающие его актуальный уровень развития, задача взрослого - помочь ребенку в освоении учебной деятельности, организовать её пространство, в развитии логического мышления, произвольности психических процессов.

Соглашусь с теми коллегами, которые не допускают выполнение домашних заданий за ребенка. Да, это опрощает выполнение заданий, но приводит к инфантилизму, безответственности и несформированности произвольности у детей.

Взрослый выступает в качестве помощника для ребенка, указывает на ошибки, которые ребенку не очевидны в силу не развитости мозговых структур и не сформированности мышления, переформулирует задания на доступный язык для ребенка, несомненно, контролирует выполнение. Особенно помощь взрослого необходима как раз в начальной школе, когда учебная деятельность - новый и веущий вид деятельности. Постепенно, с возрастом можно уменьшать долю своего участия в выполнении заданий, перекладывая полностью ответственность на ребенка. 

И, последнее, о чем хотелось сказать: все дети разные, у них не одинаково созревают мозговые структуры, ответственные за освоение учебной деятельности и развитие психических процессов, у них разные родители и социальные ситуации взросления и поэтому рекомендации давать желательно с учётом индивиуальных особенностей ребенка и семьи.

Желаю психологического здоровья, спокойствия в не легком родительском труде!)))



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Чему нужно учить ребенка. Чему учить не обязательно. А что он и так умеет сам.
  • Чему нужно учить ребенка. Чему учить не обязательно. А что он и так умеет сам.
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Мотивация деятельности. Или куда испаряется желание что-то делать
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Дистанционное обучение. О практической деятельности.
  • Обучение расстановкам. Хочу получать больше денег от своей деятельности...Случай из практики.
  • Советы по эффективной деятельности: Как делать много и не париться ?
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • Хочу нового уровня в деятельности! Рекомендации!
  • Педагоги общеобразовательных учреждений как субъекты исполнительской деятельности.
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • От манипулятивной деятельности к игре.
  • Сидячие и неподвижные виды деятельности
  • Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Мы вместе"
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Методы психологического сопровождения спортивной деятельности
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как и когда учить ребенка читать
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь