Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"

                              

 

                              Эссе по работе Зигмунда Фрейда Положение о двух принципах психической деятельности

                            (картина Джозефины Уолл "Удивительные посетители")

                                         

 

                                               Эссе  по  работе   Зигмунда Фрейда

                     «Положение о двух принципах психической деятельности»

 

                 З. Фрейд принадлежит к числу самых бесстрашных умов ХХ века. Его работы носят поистине революционный характер и показывают сущность психической деятельности человека под новым углом. Содержание трудов на момент создания вышло «за границы дозволенного», но тем не менее вызывает напряженный интерес, глубокое внимание и пристальное любопытство до сих пор даже у противников психоанализа [2, с. 29]. Не исключением является и его очерк «Положение о двух принципах психической деятельности», который, по словам самого З. Фрейда, является подготовительным. В нем намечено направление дальнейшей работы ученого, ведь изложенные положения еще только предстояло доказать и раскрыть.

В очерке идет речь о развитии психического аппарата человека как с точки зрения эволюции, так и в пределах жизни конкретного индивида. Рассматриваются два основных принципа психической деятельности: принцип удовольствия-неудовольствия и принцип реальности, и их взаимодействие. Помимо этого, Фрейд пытается понять причины возникновения неврозов и психозов, связывая их появление с работой данных принципов. А так же вскользь сравнивает психику здорового и больного человека.

 Интерес вызывают рассуждения относительно бессознательных душевных процессов, которые, по мнению Фрейда, исходны, первичны и полностью подчинены принципу удовольствия. То есть они стремятся к сиюминутному удовлетворению потребностей, получению удовольствия и избеганию неудовольствия. В случае каких-либо переживаний, вызывающих неудовольствие, психическая деятельность отвращается, происходит вытеснение, а желаемое выдвигается в виде галлюцинаций. По вполне понятным причинам галлюцинации не могут должным образом удовлетворить все потребности. Это повлекло за собой возникновение принципа реальности, который вынуждает представлять реальные отношения внешнего мира и стремится к их реальному изменению. Фрейдом так же рассмотрен ряд последствий такого изменения в деятельности психического аппарата.

Первым выделенным последствием стало приспособление психического аппарата и появление новых форм деятельности таких как внимание и память. Вытеснение заменило беспристрастное суждение, моторные проявления — деятельность, представление — мышление. Все это остается на уровне предположений, хотя сама теория выглядит вполне логичной.

Так же вызвало интерес предположение о возникновении фантазирования, которое не подчиняется реальности, а напротив находится под влиянием принципа удовольствия. Данный вид мыслительной деятельности возникает благодаря экономическому принципу сбережения душевного аппарата, проявляющийся в привязке к имеющимся источникам удовольствия и сложности отказа от них. Таким образом, в мире фантазий человек может быстро удовлетворять некоторые свои потребности, связанные с получением удовольствия, уходить от  реальности.

Замена принципа удовольствия принципом реальности происходит не сразу и не одновременно по всем направлениям. Так сексуальные стремления или либидо (ключевое понятие в теории Фрейда) развивается с некоторым запозданием по сравнению с личным Я (Эго) и более подвержено влиянию принципа удовольствия. Это связано с прохождением либидо несколько последовательных стадий развития от аутоэротизма и периода застоя до полового созревания и более длительным нахождением под воздействием принципа удовольствия, от которого многие никогда на избавляются. Можно предположить, что данное утверждение может выражаться в постоянном стремлении человека к удовлетворению своих сексуальных потребностей как физически, так и через фантазии. Причем фантазии тесно связаны с либидо, так же как Я связано с деятельностью сознания, а следовательно реальностью. Причем, как отмечает Фрейд, связь эта одинаково прочна как у здоровых людей, так и у невротиков.

В очерке высказано предположение о некоторой опасности со стороны воображения, в особенности, для людей, имеющих склонность к неврозам. Продолжающееся влияние аутоэротизма создает условия для мгновенного фантастического удовлетворения сексуальным объектом и может предпочитаться реальному, которое требует труда и отсрочки. В фантазиях вытеснение преобладает. Оно может приостановить представление в момент зарождения, не доводя его до сознания, если оно может вызвать неудовольствие. Так рациональные мыслительные процессы могут попасть под влияние принципа удовольствия.

Еще одним важным моментом является то, что принцип реальности не замещает принцип удовольствия, а лишь заменяет сомнительное сиюминутное удовольствие более надежным, но отсроченным. Таким образом, оба эти принципа находятся в постоянном взаимодействии. Логично предположить, что принцип реальности лишь дополняет более «фундаментальный» принцип удовольствия и помогает человеку быть ближе к реальности. Помощником в данном взаимодействии принципов служит воспитание,  так как способствует развитию Я и подавлению стремления к сиюминутному удовольствию. Однако наградой за послушание служит поощрение воспитанника любовью воспитателя. Так же следует отметить, что воспитание не работает, если воспитанник убежден, что данная любовь у него уже есть и ничего не может это изменить. Например, в семьях, где предпочтение отдается либерально-попустительскому стилю воспитания и не смотря на плохое поведение ребенок всегда получает то, что он хочет (всем капризам потакают, не наказывают и не ругают), он может стать не управляемым и какие-либо внушения как со стороны родителей, так и со стороны педагогов не возымеют воспитательного эффекта. Таким образом, согласно Фрейду, ребенок находится под влиянием принципа удовольствия и почти всегда сразу получает все, что хочет, а смысл использования принципа реальности теряется из-за не нужной и неприятной отсрочки в получении желаемого.

Определенную значимость для психологии и понимания одаренности служит рассуждение Фрейда о связи принципов удовольствия и реальности с искусством. С помощью искусства человек находясь в мире фантазий, отражает их через новый вид деятельности, воспринимаемый людьми как ценное отражение реальности (награда за вынужденную отсрочку). Причем признание происходит из-за того, что люди испытывают неудовольствие от требуемого в реальности отказа, а так же из-за того, что недовольство часть реальности. Так композитор в своем произведении отражает реальный мир пропущенный через призму фантазии.

Несомненную ценность для психоанализа как науки о неврозах имеет предположение о том, что на предрасположенность к неврозу и вид заболевания влияет стадия развитии либидо и Я, на которой произошла задержка (позднее приспособление полового влечения к условию реальности и обстоятельствами, вызывающими запоздание), а также течение этих процессов во времени и их отношение друг к другу. Данная гипотеза положила начало дальнейшим теоретически и практическим исследованиям.

 Последнее выделенное З. Фрейдом последствие появления принципа реальности включает в себя утверждение о том, что бессознательные (вытесненные) процессы не привязаны к реальности: мыслимая реальность приравнивается к внешней деятельности, желание — к осуществлению, событию. Как следствие трудно отличить бессознательную фантазию от ставших бессознательными воспоминаниями. Поэтому не всегда понятно какие из воспоминаний человека (в особенности получившего какую-то травму) являются настоящими, а какие вымышленными. Это может выражаться например, в небольших ошибках памяти, когда человек утверждает, что видел один дорожный знак вместо другого или более крупных, когда он уверен, что летал на самолете, а в реальности такого не было. Это так же может влиять на возникновение неврозов и как следствие отрыва от реальности больного. Крайним проявлением является галлюциногенный психоз, для которого характерно отрицание события, вызвавшего болезнь (подмена воспоминаний).

Поводя итоги, следует отметить, что ценность очерка заключается в том, что он выступил основой для будущих трудов Фрейда и его последователей, вызвал негодование со стороны противников психоанализа, а следовательно помог в развитии их теорий. Так же в нем были схематично раскрыты некоторые фундаментальные положения психоанализа и предпринята попытка определить причину невроза, что несомненно послужило развитию психоанализа как науки о неврозах. Следует так же отметить, что труды Фрейда оказали значительное воздействие на психологическую науку и стали одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии классического периода. Положения о принципах удовольствия и реальности интересуют современных психологов и сторонников психоанализа до сих пор. Они пользуются приведенными выше положениями как в рамках теоретических исследований, так и на практике. Например, они нашли отражение в понимании природы аддиктивного поведения. Ведь уход от реальности с помощью наркотических веществ или компьютерных игр чем-то напоминает невротическое состояние и говорит о преобладании принципа удовольствия над принципом реальности.

Труды З. Фрейда вообще и рассматриваемый в данной работе очерк в частности меняют представление человека о самом себе. Позволяет взглянуть на многие привычные вещи (желания, порывы, поведение, сексуальное влечение, воспитание детей) под другим углом и дать объяснение работе психического аппарата человека в фило- и онтогенезе.

 

 

                                          Список литературы

 

  1. Зигмунд Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности. С. 98 – 107.

 

  • Выготский Л. С., Лурия А. Р. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» // З. Фрейд Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: «Просвещение», 1990. — 448 с.

 

 



Просмотров: 875
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе к работе Зигмунда Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"
  • Эссе по работе З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»
  • Принцип реальности и принцип удовольствия: что важнее?
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Принципы удовольствия, константности и реальности.
  • Искажение реальности или "что со мной не так"
  • Сила метода Технология Осознания Реальности или что дает осознание реальности
  • Бегство из реальности... Или - что сказал бы дедушка Фрейд?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Принцип удовольствия, или как я провела лето, точнее его часть…
  • Счастье как оно есть. Принцип удовольствия.
  • О реальности психической патологии: еще немного о психике как явлении контакта
  • Извращение как бегство от психической смерти и реальности
  • Аноргазмия. Фригидность. Не чувствую удовольствия. Не так важен секс. Сексуальные женские проблемы
  • Художественный вымысел как модель анализа психической реальности. Осенняя соната
  • Художественный вымысел как модель анализа психической реальности: Повелитель мух
  • Художественный вымысел как модель анализа психической реальности. Лицом к лицу.
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Структура психического аппарата. 1 и 2 топики»
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Чувство реальности как залог психического здоровья
  • Принцип реальности
  • Дизайн реальности или что такое консультация психотерапевта?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Что делать с непереносимостью этой реальности?
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Подростковый бунт, как отражение реальности родителей
  • Почему с деньгами так сложно? Три принципа богатства. Хватит надеяться на чудо!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Что значит жить в параллельной реальности и почему осознанность повышает качество жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь