Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности

Автор статьи: Шмелёва Наталия

Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности

   Еще совсем недавно никто и не думал об учебной деятельности в дошкольном детстве. Дети до 7 лет могли спокойно играть и реализовывать задачи своего развития в той среде, которая подходила им по возрасту - в игровой среде. Учиться считать и писать полагалось школьникам, а малыши играли. На данный момент, ситуация кардинально изменилась. В России требования к детям, поступающим в школы, намного выше, чем они были во времена Советского Союза. На момент поступления в первый класс ребенок должен уметь читать, писать, считать, разбираться в окружающем мире и уж точно должен уметь сидеть за партой и выполнять задания учителя. Поэтому все большую популярность набирают различные курсы подготовки к школе, раннего развития, обучения иностранным языкам для малышей и т.д. 

   Очень часто педагоги, ведущие подобные занятия, сталкиваются со сложностями в работе с детьми: не все дети хотят и могут заниматься, сидя за партой, выдерживать 45 минутное занятие, выполнять требования педагога, подавляя собственные сиюминутные желания и т.д. Хотя учебные пособия для детей обычно используют в заданиях сказочных персонажей, которым предлагается помочь ("Помоги Буратино, посчитай количество монет в сундуке" и т.д. ), дети часто не проявляют заинтересованности в выполнении таких заданий. Как правило, педагоги решают эту проблему двумя распространенными методами.

  Первый популярный способ - это введение жестких правил поведения и наказания за из нарушения: поставить в угол, лишить приза в конце занятия, пожаловать маме и т.д. Какой тогда у ребенка формируется мотив для выполнения задания? Избежать наказания. И это не развитие учебной деятельности и познавательной мотивации. Это формирования навыка приспособления к угрожающей среде. Такой ребенок будет не любить и бояться школу или будет зависеть от оценок. Настоящей тяги к знаниям у такого школьника не будет.

  Второй способ поддержания интереса к занятию - это опора на личную харизму педагога. Малышам хочется порадовать веселую тетю, и они выполняют даже неинтересные задания. Педагог может очень хвалить ребенка за его успехи, эмоционально его вовлекать в работу, и ребенок будет включаться в любую учебную активность. Казалось бы, это лучше, чем первый вариант. Но, к сожалению, такой метод все равно является принуждением ребенка, а не формированием его внутренней познавательной мотивации. Ведь ребенок руководствуется мотивом понравиться педагогу, получить похвалу от педагога, а не решить самостоятельно задачу. 

  Есть ли третий вариант преодоления сопротивления ребенка на занятии? Да, есть. Это метод проведения сюжетных занятий.

Сюжетные занятия - это занятия, которые написаны в форме игры в сказку, в которой дети сами могут поставить себе цель, к которой они готовы идти, и ради достижения этой игровой цели дети готовы выполнять задания, выполнение которых необходимо по сюжету сказки для достижения цели. Например, дети встречают Ивана Царевича, который ищет Василису. Дети принимают решение помочь ему ее найти (обратите внимание, дети имеют право не захотеть ему помогать, тогда задача педагога будет предложить детям другую игровую цель). Теперь у детей есть внутренняя мотивация для включения в деятельность, которая происходит на занятии. Например, Василиса находится  в темнице. Чтобы открыть замок на двери, необходимо подобрать код - решить математические примеры. Дети готовы решать примеры, опираясь на внутренний мотив: спасти Василису. Это их выбор, педагог не давит на них и не уговаривает. Дети понимают, что если не решить примеры, то Василиса останется в темнице, и самостоятельно принимают решение решит примеры и открыть замок. При этом существует тонкая грань между заданиями, которые не нужны для достижения цели, но выполнение которых педагог навязывает детям, но в которых нет смысла для достижения цели (в данном примере, таким заданием могло бы быть такое: "Иван Царевич подъехал к замку. Посчитай, сколько башенок у замка"), и заданиями, которые необходимы для реализации поставленной детьми игровой задачи ("Мы с Иваном Царевичем подъехали к замку. До этого мы узнали от Бабы Яги, что Василиса находится в 7 башне слева. Иван Царевич нас спрашивает "Ребята, в какую башню зайдем?"). 

При таком подходе, педагог не навязывает свои цели детям. Они могут проявлять собственную активность и брать на себя ответственность за включение или не включение в работу. Кроме того, такой подход максимально экологичен для дошкольников, у которых не сформирована учебная деятельность, а вот игровая деятельность является ведущей. Именно на основе такого подхода у детей формируется навык активной позиции при решении задач и проведении исследований, устойчивая мотивация к познанию и, в конце концов, интерес к учебной деятельности.

В современном мире мы не всегда можем дать дошкольникам возможность развиваться, не сталкиваясь с ситуацией учебы. Но мы можем создать для них условия для овладения новым материалом в рамках игровой деятельности с опорой на их внутренние мотивы. Благодаря сюжетным занятиям, к началу школьного обучения у таких детей формируется познавательная активность, навык исследовательской деятельности и любовь к учебе.



Просмотров: 33
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Ваши дети - не ваши дети". Кому принадлежит ребенок?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Умные" дети обманывают чаще, послеродовая депрессия отцов, дети и развод и др. новости
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Почему болеют дети? Дети и "холод" в семье.
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2
  • "Нестандартный" ребенок. Тихие дети (замкнутость/застенчивость.)
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Почему дети отказываются идти на занятия?
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • "Разведена. Влюблена. Есть дети от первого брака!"
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Учение с увлечением или Алгоритм помощи родителям, дети которых не хотят учиться
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Из книги "Все мои дети". (Реперентинг - метод лечения шизофрении)
  • "Жизнь за тебя отдам", - говорят матери, а выполняют их дети.
  • Ошибки от которых дети не понимают какого они пола.
  • Ошибки от которых дети не понимают какого они пола.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь