Альтернатива запретам как профилактика детской агрессии

Альтернатива запретам как профилактика детской агрессии

Когда запретов в семье слишком много это негативно сказывается на психологическом здоровье ребёнка, способствуя формированию невроза, росту агрессии, тревоги, снижая самооценку и познавательную активность.

Какую ошибку чаще всего совершают родители, налагая кучу запретов: «не лезь туда», «не бери», «не чиркай», «не кричи»? Они подавляют ребёнка, не предоставляя ему взамен никакой альтернативы.

Приведу случай из практики. Мама пришла с жалобами, что ребёнок 7 лет начинает дико кричать всякий раз, когда она делает ему замечания или что-то запрещает, а также норовит ударить её кулаком.

В ходе консультации прояснилось следующее:

1. Ребёнок копировал поведение отца, т.к. тот при каждом случае непослушания начинал на него кричать. И, несмотря на то, что кричал он словами, ребёнок воспринимал это как крик какого-то разъярённого животного и часто передразнивал отца, за что тот его наказывал.

В ситуации, когда мать препятствовала ребёнку в достижении задуманного, он, копируя реакцию папы, «включал» истошный крик, на подобии того как кричат животные в диком лесу. Мама начала беспокоиться, что у её сына есть проблемы с развитием.

2. В течение дня ребёнок был предоставлен самому себе и находил себе любые доступные развлечения, пока мама была погружена в свои дела. И чаще эти развлечения были разрушительными. Ребёнок не признавал дисциплины, лазил по шкафам, без спроса брал родительские вещи, что-то ломал и т.д. Были и плюсы в этом досуге (мальчик самостоятельно освоил планшет, смартфон и научился управлять пультом от телевизора, обеспечивая себе доступ к передачам с YouTube).

То есть, в данном случае сложилась довольно жестокая ситуация для ребёнка: родители не предлагали ему альтернативных форм проведения досуга, а тот досуг, который ребёнок находил для себя сам, запрещался, что, соответственно, вызывало его агрессию. Но родители хотели большего – чтобы ребёнок ещё и реагировал на это спокойно!

В итоге с родителями была проведена беседа на тему того, как выстроить оптимальное взаимодействие с сыном.

Прежде всего, когда мы что-то запрещаем ребёнку, если это не связано с опасностью для его жизни, мы должны предоставить ему выбор.

Например, можно сказать, «в книжках рисовать нельзя, но давай я дам тебе альбом и в альбоме ты нарисуешь мне рисунок (или я нарисую тебе в альбоме рисунок, а ты раскрасишь его)», «не лазай по шкафам, а попроси, что тебе надо», «не кричи, а скажи словами, что ты чувствуешь».

Необходимо бязательно придерживаться последовательности в своих действиях, находить время, чтобы слушать и слышать своего ребёнка, ведь часто его проказы – всего лишь способ достучаться до вечно занятых родителей.

Когда родители стали работать с вербальной передачей ребёнком своих чувств как альтернативой крику, проявились трудности в том, что мальчику было трудно словами объяснить свои эмоции. Тогда мама задавала ему вопросы:

- Ты злишься на меня?

Мальчик отвечал: - Злюсь!

- А почему злишься?

- Потому что ты не обращаешь на меня внимания!

- Я понимаю тебя, ты почувствовал себя одиноко, тебе стало скучно, и ты полез в шкаф?

- Да.

Можно подойти с ребёнком к зеркалу и вместе с ним изобразить на лице разные чувства (злость, обиду, радость, грусть), спросив у него, что в этот момент чувствует он сам.

Подобный разговор о чувствах, когда ребёнок находится в гневе или истерике, отлично нейтрализует его напряжение, и он успокаивается. А ещё лучше при этом поглаживать его. Таким образом, снижается мышечное беспокойство и напряжённость.

Также для выработки желаемого поведения используется метод подкрепления: мы положительно подкрепляем желаемые поступки ребёнка и игнорируем отрицательные.

На уроках грамотные учителя, часто даже неосознанно, используют в качестве подкрепления технику НЛП «якорение». Всякий раз, когда ребёнок спокоен и прилежен, педагог хлопает его по плечу, хвалит. Во время урока, если этот ребёнок начинал отвлекаться и шуметь, педагог проходил мимо и хлопал его по плечу или просто ложил руку ему на плечо, возвращая ребёнка в желаемое состояние покоя.

После нескольких тренировок мальчик научился вместо крика облачать свои эмоции в слова. Проговаривая свои чувства, он успокаивался, видя, что услышан и понят родителями. Также родители начали больше внимания уделять сыну, что позволило быстро скорректировать его поведение.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, могут научить своих детей справляться с агрессией. Есть много прекрасных техник по работе с гневом, которые снижают уровень детской агрессии.

Прежде чем создавать запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И еще, если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Чтобы получить  мою консультацию, перейдите по ссылке

https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation



Просмотров: 99
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Когда внутреннему ребёнку больно. История исцеления…(что бывает, когда родители разводятся)
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое тест Рошарха и когда его применяют
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ребёнок кричит в истерике. Как ему и вам себе помочь?
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь