Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть

Все ли родители чего-то ожидают от своих детей? Не все. Однако многие. То и дело можно услышать: «ну, конечно, чего-то подобного я и ожидала от него», «больно, конечно, когда твои ожидания не оправдываются, а что делать?», «вот я всегда знала, что Васенька мои надежды оправдает, так и получилось: у него своя фирма, квартира, машина… одна отрада на старости лет – поглядеть на успехи сына».

А то, что у «Васеньки», может быть, талант к астрономии, или геологии, или он с детства грезил морем и видел себя только во флоте, и нигде больше – это как будто бы никого не волнует… цепочка рассуждений весьма понятна: я знаю, что для моего ребенка хорошо; он достиг того, что для него, по моему мнению, хорошо; значит, у него на самом деле все хорошо и он счастлив – чего еще желать-то?

Возможно, ответ на этот вопрос станет ясен, если учесть, что человек, который живет не своей, а чьей-то чужой жизнью, сколь угодно блистательной с чьей угодно точки зрения – он в душе несчастлив, потому что подспудно догадывается, что все, что он имеет, нужно не ему, а кому-то другому, а того, что на самом деле необходимо ему самому, у него как раз таки и нет.

И если познакомиться с вышеописанным Васенькой поближе, наверное, можно удивиться тому, насколько может быть глубоко неудовлетворен жизнью человек, достигший такого материального благополучия и высокого положения. Однако надо признать, что этот самый Василий – человек огромной личной силы, потому что на его месте другой, менее энергичный и собранный персонаж, скорее всего, просто ничего не достиг бы. Точнее, ничего выдающегося.

Потому что когда человек действует в рамках своей жизни и своей судьбы, он черпает из своих целей огромное количество энергии и силы, они притягивают его, словно магнит, ему остается только «подхватить» это притяжение и двигаться вместе с ним. А вот если человек не свою самую-самую главную цель в жизни выполняет, а, скажем, мамину, или папину, или бабушкину, то его мало того, что эта цель к себе не влечет и истинной силы не дает, так еще и своя собственная, «родная» цель постоянно тянет в какую-то другую сторону, и приходится преодолевать это притяжение, чтобы прийти куда-то, куда, в общем-то, и не хочется, и не нужно.

А с чего же это все началось? Конечно, с детства, с того момента, когда ребенку начали предъявлять какие-то ожидания. Ожидания эти могли быть, условно говоря, позитивными и негативными. С негативными, вроде бы, все понятно: это что-то вроде «что-то ты у меня бледный, наверное, малокровие и иммунитет ослаблен, в сад пойдешь – каждую неделю болеть будешь» или «стой! немедленно положи на место! сейчас уронишь, разобьешь, а нам деньги платить!».

Родители с негативными ожиданиями словно транслируют ребенку: ты слабый, ты не справишься, ты навлечешь на себя и на нас неприятности. И понятно, что это мощное ограничение с очень широкими рамками. И ребенку по мере взросления, а потом и взрослому, приходится прикладывать очень много усилий, чтобы эти рамки осознать как рамки, а не как непреложный факт мироздания, и выйти за них. 

Итак, с негативными ожиданиями ситуация ясна. А что же с позитивными? Вот, скажем, идет у песочницы такой разговор: – Ой, ваш еще не ходит? Мой-то в девять месяцев пошел! – А мой в пять месяцев сам пополз! – А моя с четырех в туалет просится! – А моя с трех стихи наизусть читает! И т.д.

Есть мамы, которые ждут, что их дети будут самыми-самыми. Во всем. Раньше всех знакомых малышей начнут держать головку, сидеть, ползать, ходить, говорить. Это пожелание упорно транслируется «в эфир», некоторые даже малышей открыто уговаривать начинают, мол, «ты уж давай поскорее». Получается эдакая конкуренция за счет детей. И если малыш «не успел», и кто-то из детей знакомых его «обогнал», начинается натуральная паника. А паника, как известно, делу не помощник.

Ребенка еще больше подгоняют, и он вместо того, чтобы развиваться своим путем, со своей скоростью, собирать информацию о мире, которая ему нужна и овладевать новыми навыками так, как ему комфортно, – вместо этого ребенок начинает спешить, а когда человек спешит, особенно – если он нервничает, то может и упустить что-то важное для себя.

Дальше. Вот, скажем, малыш лезет на стул. Он еще мал, стул огромен, неудобен – и вот малыш уже лежит внизу. Многие взрослые в такой ситуации скажут: ну, конечно! Ума-то еще нет, ничего не понимает, не знает, сам о себе позаботиться не в состоянии, того и гляди убьется, одним словом, нужен глаз да глаз!

И вот тут имеет смысл спросить, а с чего ребенок вообще полез на этот стул? Взял на себя непомерно трудную пока что задачу? Он ведь все-таки не враг себе, и у него есть еще то самое «чувство собственной судьбы», связь со Вселенной, внутреннее ощущение того, что опасно, и того, что важно и нужно.

И тогда, вероятно, вдруг обнаружится, что его родители уверены, что их ребенок – самый смелый, самый сильный, самый ловкий, и вообще будущий акробат, ученый и бизнесмен в одном флаконе. А ребенок всегда говорит родителям «да»! Порой на совершенно не осознаваемом уровне. И если родители верят, что он самый смелый – что ж, придется оправдывать, вот и стул подвернулся…

Очень важно сознавать, что у ребенка мощнейшая связь с родителями, особенно с мамой, особенно в раннем возрасте. Поэтому когда мама нервничает, малыш плачет, а если она очень сильно нервничает, он может и заболеть. И поэтому ребенок очень чутко улавливает исходящие от родителей посылы – и искренне, с огромной любовью, стремится эти посылы реализовывать, порой забывая и о том удивительном чувстве, которое ведет его по его судьбе, и об элементарном здравом смысле, и о своих глубинных желаниях. 

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 254
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Ах, этот стул в гештальте! (и клиентская реакция на него)
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Когда теряется смысл того, чем занят с утра до вечера... Как быть?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул...
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как быть, если чувствуете, что мужчина Вас использует, а уйти от него не получается
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Мой ребенок - самый больной человек на свете!
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Если мужчина говорит вам, что очень дорожит своей свободой…
  • Как наладить сон (особенно, если вы чувствительный человек).
  • Чего я хочу на самом деле: что нужно знать о мотивации и своих истинных желаниях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь