Роль работы с Эго в профилактике наркопотребления

Особенности психологической профилактики наркопотребления развивающейся личности


Потребление наркотических веществ - одна из наиболее серьезных проблем в нашей стране. Наркотическая ситуация в последние годы в России значительно ухудшилась, распространение наркопотребления происходит угрожающими темпами и имеет тенденцию к обострению, средний возраст потребителей уменьшается [8]. Существует множество научных подходов исследования проблемы профилактики наркопотребления несовершеннолетних. При этом в современной теории и практике отмечается отсутствие целостного обоснования психологической составляющей наркопрофилактических программ, о чем свидетельствует ряд положений современных нормативных актов, касающихся исследуемой проблемы. Так, согласно Федеральному закону 1998 г № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» профилактикой наркопотребления могут заниматься медицинские и социальные работники, психологи, педагоги и т.д. В недавно вышедшем Федеральном законе 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что охрана психофизического здоровья возлагается на организации, занимающиеся образовательной деятельностью: «Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями» [8]. В их обязанности входит текущий контроль состояния здоровья обучающихся, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий. На Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, как на образовательные учреждения, возлагается задача по осуществлению психолого-медико-педагогического обследования с целью выявления отклонений в поведении, что является частью программы здоровьесбережения развивающейся личности. В рамках осуществления данной деятельности, образовательные учреждения оказывают помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности в адаптации и освоении общеобразовательной программы; проведение профилактических мероприятий по выявлению фактов потребления наркотических и психотропных веществ, прекурсоров, других одурманивающих веществ; проведение комплексных психологических мероприятий по выявлению причин дезадаптации подростков. Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. от 9 июня 2010 г., № 690 важными задачами являются: подготовка и распространение обучающих материалов для родителей и педагогов с информацией о признаках употребления наркотических веществ, юридических и социальных последствиях их незаконного употребления; ресурсах помощи; разработка новых подходов к антинаркотической пропаганде с использованием принципов психологии; а также «…подготовка и повышение квалификации педагогов, психологов, медицинских и социальных работников в области внедрения антинаркотических профилактических программ и технологий» [9].
Итак, для характеристики лиц, имеющих эпизодический опыт наркопотребления, используется понятие «развивающаяся личность», для которой характерно экспериментирование, желание познать что-то новое, испытать яркие эмоции и ощущения, в т.ч. посредством потребления наркотических и психоактивных веществ. В контексте данной работы к развивающейся личности мы относим несовершеннолетних 14-17 лет. А.Е. Личко, С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Ю. А. Клейберг и др, отмечают психологические особенности, характерные для старших школьников: эмоциональная неустойчивость, тревожность и, вместе с тем, повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях, резкие колебания настроения, склонность, к самоанализу и рефлексии, высокая потребность в общении со сверстниками, внешней оценке и потребность в уединении. Особенностями подросткового (среднего и старшего) возраста в значительной мере обусловлено, что преимущественно в этом периоде происходят первые пробы наркотических и психоактивных веществ.
Взрослость как личностная автономия, означает самостоятельность и психологическую целостность, результат взросления. А эксперименты в подростковом возрасте (в том числе и наркопотребление) – это стремление человека решить онтологически значимые задачи взросления любым способом. Поэтому привлекательность потребления наркотических веществ заключается в эффектах восстановления заимствованной извне личностной целостности, фиксации и «Превосходящего Я», которые сопровождают их употребление. Однако объектом психологических исследований личность наркопотребителя становится, как правило, на поздних стадиях наркотизации. Влияние наркопотребления на этапе экспериментирования, эпизодического употребления или латентной наркотизации недостаточно исследовано [1; 2].
Многие исследователи проблемы наркопотребления в молодежной среде отмечают необходимость системного подхода к профилактике данного феномена. Обычно речь идет о системной организации всех субъектов профилактики – школы, семьи, досуговых учреждений и т.д., их организованном взаимодействии. Т.Н. Курочкина в своей работе пишет о том, что психопрофилактические программы должны ориентироваться на три сферы самореализации подростка – семью, образовательное учреждение и микросоциальное окружение [6]. Этот подход кажется нам интересным. Подросток, в силу специфики возраста, имеет три основные роли: ученика, ребенка (сына/дочери) и сверстника. Однако реализация этих программ не всегда проходит успешно, подросток не всегда может/готов решать конфликты и противоречия в данных сферах. Одним из способов выхода из данной ситуации может стать для него попытка идентификации с новой ролью – например, работника, родителя и т.д. В таком случае к развивающейся личности, в рамках профилактики наркопотребления могут относиться следующие группы несовершеннолетних:
Школьники
Учащиеся колледжей, училищ
Работающие несовершеннолетние
Несовершеннолетние-родители
Анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы профилактики наркопотребления показывает, что программа наркопрофилактики должна основываться на таких общих принципах, как системность, стратегическая целостность, легитимность, многоаспектность и т.д. Важным элементом наркопрофилакических программ нам видятся психологические условия профилактики наркопотребления. Согласно данным отечественных психологов (В.М Крука, Л.В. Кравцовой, С.В. Манахова и др.) психологическая профилактика наркопотребления может быть эффективна при соблюдении следующих условий:
- мониторинга опыта вовлеченности подростка (группы) в наркопотребление в ходе оценки психологического благополучия;
- адресной профилактической работы, включающей воздействие на возможного лидера группы, осознанно/неосознанно потребляющего и вовлекающего в наркопотребление ее членов;
- развенчивания «культа тайны» наркопотребления;
- формирования мотивации на ответственное отношение к себе;
- информирования о возможных последствиях наркопотребления;
-проведения психологического просвещения и консультирования по показателям;
- использования современных диагностических методов (в т.ч. вегетативного резонансного теста).
Полученные данные качественно отличаются от традиционно используемых для этих целей технологий и методов в пропедагогической и промедицинской моделях наркопрофилактики [4, 5, 7].
В связи с этим наиболее успешной представляется реализация первичной профилактики наркопотребления в рамках различных дисциплинарных подходов через специальные организации – Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Целенаправленная деятельность Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции по профилактике наркопотребления развивающейся личности, рассматриваемая в широком и узком смысле.
В широком смысле это деятельность всех подразделеий Центра, куда входят различные специалисты – психологи, педагоги, социальные педагоги.
В узком смысле – работа конкретно лаборатории, занимающейся профилактикой наркопотребления. Психологическая составляющая деятельности заключается в оценке сформированности Ego. Существует некоторое противоречия связанное с тем, что из Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции исключены медики, но в документах, регламентирующих деятельность лаборатории в штат включены как психологи, социальные педагоги, так и медики (психиатры, наркологи). Лаборатория профилактики наркопотребления проводит следующую работу, при необходимости привлекая специалистов Центра:
- организация в рамках Центра комплексных обследований на предмет выявления опыта вовлеченности в потребление наркотических и психоактивных веществ;
- разработка рекомендаций для родителей, педагогов, социальных работников и т.д.;
- мониторинг эффективности этой работы;
Важным элементом является учет внешних условий, выражающийся в выделении референтных развивающейся личности представителей государственных и негосударственных структур и организация работы с ними:
- к государственным структурам относятся образовательные организации (общеобразовательные, профессиональные), медицинские организации, правоохранительные органы, которые участвуют и наркопрофилактических мероприятиях или приглашаются для участия;
- к негосударственным структурам относятся семья (структура ее замещающая), а так же референтная развивающейся личности группа сверстников, спортивные, досуговые организации и т.п. также привлекаемые к участию в наркопрофилактике;
Проводится просветительская деятельность в виде лекций, семинаров по проблеме наркопотребления, проводимая с подростками, родителями (опекунами), работниками школ и т.д. Обучение психологов, педагогов, социальных работников проведению наркопрофилактических мероприятий в рамках первичной профилактики. Им предоставляется информация о формировании наркозависимости, симптомах наркотического опьянения, мерах предосторожности и т.д.. Взаимодействие с семьей – осознанное добровольное участие родителей (законных представителей) несовершеннолетних в психопрофилактических мероприятиях. Информирование об индивидуальных психологических особенностях их детей, результатах диагностики на выявление фактов наркопотребления, разбор конфликтных ситуаций, выработку стратегий конструктивного общения информации об особенностях подросткового возраста, особенностях формирования и профилактики потребления наркотических и психоактивных веществ, принципах и стилях общения и воспитания, изменение системы представлений по отношению к сложившейся семейной ситуации и т.д. Работа с ближайшим окружением включает выявление группы риска, а так же возможного лидера группы, осознанно/неосознанно потребляющего и вовлекающего в наркопотребление других подростков. Взаимодействие с общеобразовательными (школами) и профессиональными образовательными организациями, общественными спортивными, религиозными и др. организациями включает взаимодействие со специалистами этих организаций, проведение лекций, семинаров, тренингов по профилактике наркопотребления, круглых столов, дней спорта, конкурсов и т.д.
Охрана здоровья (психофизического благополучия) развивающейся личности является фундаментным элементом, который основывается на провозглашенном в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положении о важности охраны здоровья – т.е. психического и физического благополучия несовершеннолетних. Так как, согласно исследованию проблематики, развивающаяся личность это преимущественно обучающиеся, то профилактика наркопотребления развивающейся личности является частью программы охраны здоровья. К этой категории относятся школьники, студенты колледжей, училищ и т.д..
Ego-поддержка - основополагающий механизм реализации профилактики наркопотребления, включающий исходную оценку его зрелости, что отличает данный метод от медицинской, нормативной и правоохранительной моделей. В разрабатываемой модели учтены определенные возрастные рамки, которые в данном исследовании соотносятся с понятием «развивающаяся личность». С точки зрения методологии психодинамического подхода этому возрасту соответствует период возобновления половозрастных конфликтов. К среднему подростковому возрасту, развивающаяся личность уже приходит с определенным «багажом» неразрешенных конфликтов предыдущих фаз развития. Их влияние на актуальные конфликты развивающейся личности во многом зависит от степени интегрированности и самостоятельности Ego. В это время актуализируется процесс индивидуации, развивающаяся личность стремиться освободиться от влияния родителей, усиливается референтная роль сверстников, усиливаются конфликты Super-Ego, которое до этого играло роль «внутреннего родителя». Поэтому обретение идентичности – центральная проблема подросткового периода. Причем ее формирование происходит в контексте психофизического взросления человека, способности к логическому мышлению, усилению побудительной силы Id. В попытках обрести свою идентичность подросток активно экспериментирует, приобретает новый самостоятельный жизненный опыт, желая выйти из-под опеки родителей. Побуждения Id (физические, когнитивные, социальные) и требования Super-Ego дестабилизируют защитные и интегрирующие механизмы Ego. Результат разбалланса Id и Super-Ego и стабилизация Ego – сложная проблема, и средством ее решения, порой, становится экспериментирование с наркотиками, алкоголем, сексом и т.д. [10]. При деформированном Super-Ego (что может быть связано с физическими и психическими отклонениями, особенностями воспитания, жизненными условиями и т.д.) экспериментирование может приобретать форму девиации, следствием чего является проявление деструктивных желаний и удовлетворение их асоциальным путем. Причем экспериментирование с наркотиками, сексом и т.д. может являться как способом получения удовольствия, так и незрелой формой протеста против требований родителей (лиц их замещающих). Если Super-Ego относительно зрело и соответствует социальным требованиям, то подобное экспериментирование и не наступает, либо носит эпизодический характер в ситуации подражания, группового давления. Гармоничный путь решения трудностей взросления в подростковом возрасте заключается в ориентации на реальность, в способности осознавать свои мотивы и цели, в принятии своего тела с его особенностями и сексуальными потребностями, в ответственность за себя и свои поступки (Э. Эриксон) [10]. Таким образом, систематическая поддержка Ego, отвечающая социальной реальности, может способствовать конструктивному сдерживанию требований Super-Ego, а в конечном счете его взрослению, сдерживанию или сублимации побуждений Id. Исходя из такого теоретического объяснения наркопотребления развивающейся личности, Ego-поддержка может быть положена в качестве основного психологического механизма реализации психологической наркопрофилактики.
Ego-поддержка может быть основным механизмом в теоретической модели профилактики наркопотребления. Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции имеют необходимые ресурсы для реализации такого механизма помощи развивающейся личности в решении вопросов взросления.


Литература
Березин СВ., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.: МПА, 2001.

Дергилева О.С. Теоретическая модель психологической профилактики наркопотребления развивающейся личности в условиях Центра психолого- 148 педагогической реабилитации и коррекции [Текст] // Человеческий капитал. - 2014. - № 06 (66). – С. 184-188..
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. – 251с.
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск: Издательство «Наука», 1990. – 224 с.
Крук В.М., Кравцова Л.В. Профилактика наркопотребления как фактор личностной надежности военнослужащих. Монография. М.: МГОУ, 2011
Крук В.М., Олейникова А.С., Царенко М.А. Мониторинг наркопотребления волонтеров антинаркотического движения в образовательной среде // Сб. трудов Всероссийского семинар-совещания, посвященного вопросам организации работы волонтерского антинаркотического движения обучающейся молодежи образовательных учреждений всех типов и видов. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012
Курочкина Т.Н. Социально-психологические особенности первичной профилактики наркоманииподростков Дис. … канд. психол. наук. – М., 2006.
Лобанова А.В. Подготовка специалиста по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2010.
Сайт ФСКН РФ, 2013. http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml (дата обращения 10.02.2013)
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. от 9 июня 2010 г., № 690.
Тайсон Р.Л., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург. Издательство: «Деловая книга, 1998.



Просмотров: 135
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Этнофункциональный подход к профилактике употребления наркотических веществ
  • Профилактика употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте
  • Использование приемов релаксации для профилактики возникновения психологической усталости у педагогов.
  • О профилактике употребления психоактивных веществ
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Тест-упражнение для профилактики вашего здоровья
  • Уверенность в себе как фактор профилактики стрессов медицинских работников
  • Как стать безгранично развивающейся личностью и научить этому своих детей?
  • Иллюзия выбора или как работает Ego-функция
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Проблема употребления подростками психоактивных веществ.
  • Способы и методы реабилитации зависимых от психоактивных веществ
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • Методы профилактики здоровья современного человека по советам друвних мудрецов
  • Особенности копинг-стратегий лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ
  • БАЛИНТОВСКИЕГРУППЫ,КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» У ПЕДАГОГОВ
  • «Сказкотерапия как метод профилактики эмоционального выгорания у работников Ессентукского ЦР».
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • HOW TO CREATE EGO SHAPE IN the Internet will be working for you 24 hours a day !?
  • Лучшее лекарство для профилактики болезней и проблем!
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Психологические аспекты профилактики подростковых конфликтов
  • Что делать, если близкий человек зависим от психоактивных веществ.
  • Условия формирования психологического здоровья личности
  • «Жмурки» - игра для профилактики суицида. Методика
  • Йога для саморегуляции, профилактики и преодоления стрессов
  • С днём защиты детей! История-притча для профилактики родительского перфекционизма.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь