Психологические аспекты профилактики подростковых конфликтов

Проблемам конфликтного поведения подростков посвящены многие исследования отечественных и зарубежных психологов: это труды С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.А. Реана, М.Р.Гинзбург, З.Фрейда. Психологические особенности подросткового возраста интересовали Э.Шпрангера, который показал кризис, связанный со стремлением освободиться от детской зависимости. Л.С.Выготский подчеркивал принцип единства социального и индивидуального мира подростков, который «преломляется под влиянием самосознания и «внутренней позиции» личности» [1,с.226]. Преломление внешних и внутренних позиций в подростковом возрасте отражаются на межличностных отношениях, проявляющихся в противоречиях и конфликтных ситуациях. Психолог А.А. Реан [4,с.156]  сделал акцент на проблеме устойчивости подростков в системе личных отношений – от этого показателя зависит их социальный статус в подростковой среде. Цель, виды деятельности подростка, формы общения, по утверждению А.Леонтьева [2] а, это сложный, многоаспектный процесс, требующий знаний идеологии времени, межкультурных и эмоционально-личностных отношений в определенной группе.

Таким образом, межличностные конфликты в подростковом коллективе связаны с такими психологическими моментами, как восприятие ситуации всеми участниками конфликта, личное отношение к ней, стратегии их поведения. Поэтому основным вопросом является вопрос о причинах и факторах возникновения конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения подростков в конфликтных ситуациях. Исходя из этого,  остается актуальной проблема овладения методическими аспектами проведения профилактики межличностных конфликтов в коллективе подростков, применение которых уместно в контексте решения профилактических задач. Практическое применение методов профилактики в ситуации межличностных конфликтов основано на моделировании жизненного опыта через  тренинговые формы работы: ролевые деловые игры, групповые дискуссии.

Предлагаемая нами  программа профилактики конфликтного поведения в коллективе подростков предполагает сочетание нескольких этапов и видов деятельности психолога.


Виды деятельности

Цель                             

Методы работы педагога

1 этап - диагностический

Диагностика личностных качеств и эмоций

- Методика «Рисунок человека».

-Цветовой тест Люшера.

- Методика «СОП» А.Н. Орел.

Выявление девиаций

- Анкета «Уровень осведомленности по теме безконфликтного взаимодействия».

- Анкета «Что я знаю о подростковом возрасте?

– Индивидуальная беседа по анкете: «Физиологические и психические изменения: проблемы и пути решения»

2 этап – профилактическая работа в коллективе подростков

Тренинговое занятие  «Мир без агрессии»

Научить контролировать деструктивное поведение в социуме

1. Мозговой штурм

2. Работа в группах

3. Ролевая игра.

4. Моделирование «Я и мои жизненные роли»

5.Рефлексия

Творческий мини-проект

Проектирование межличностных проблемных ситуаций и пути их решения

1. Мозговой штурм

2. Категориальный обзор

3. Проектная модель

4. Презентация

5.Рефлексия

Аукцион с элементами дискуссии «Конфликт или компромисс»

Показать возможность разрешения разногласий с использованием конструктивных способов их преодоления

1. Мини-лекция.

2. Мозговой штурм «Конфликт и его причины»

3. Аукцион идей

4. Дискуссия «В споре рождается истина»

5. Рефлексия. Памятка

Ролевая игра «Конфликт. Способ управления»

Познакомить с конструктивными методами управления конфликтом с учетом интереса оппонентов.

1. Притча

2. Мини-лекция

3. Ролевая игра

4. Рефлексия.

Моделирование ситуаций с элементами дискуссии

В совместном диалоге с найти позитивный стиль общения в межличностном конфликте

1. Ролевые ситуации

2. Моделирование диалога «Я тебя понимаю» или «Я тебя не понимаю»

3. Дискуссия «Три позиции»

Тренинговое занятие «Конфликты и их профилактика»

Выявить собственный стиль поведения в конфликте

1. Создание и презентация слайдов «Межличностный конфликт».

2. Работа в группах

3. Самодиагностика «Кто я?»

3 этап – Коррекционно-обучающие занятия в группах

Занятие 1

Формирование адекватной самооценки.

Упражнения из тренинга личностного роста.

Занятие 2

Осознание причин выбора модели поведения в критических ситуациях.

Упражнения из тренинга навыков разрешения конфликта.

Занятие 3

Формирование коммуникативных навыков и личной позиции в конфликтных ситуациях.

Упражнения из тренинга коммуникативных компетенций.

Занятие 4

Саморегуляция поступков.

Упражнения из тренинга психологической саморегуляции.

Занятие 5

Способность учитывать интересы ровесников.

Упражнения из тренинга навыков социального интеллекта.

4 этап – Индивидуальное консультирование по проблемам общения в конфликтных ситуациях с подростками.


 

Список используемых источников:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 130с

4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 651с.

5.Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения// Школьный психолог –2010. № 6. – С.38-41

 



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Применение метафорических карт в решении конфликтных ситуаций
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Моббинг. Секреты разрешения конфликтных ситуаций на работе. Руководство к действию.
  • Алгоритм решения конфликтных ситуаций
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Для милых девушек. Стратегии поведения в опасных ситуациях
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Причины конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе коррекционных школ
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Методическая разработка профориентационного тренинга для подростков (и не только)
  • Упражнения для тренинга от немецких гостей
  • Методика "Зоны конфликтных ситуаций в семье" автор А.Р. Тиводар
  • Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях
  • Телесные упражнения - скорая помощь в стрессовых ситуациях.
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • Сюжетно-ролевая игра как способ самовыражения в подростковом и юношеском возрасте
  • Программа профилактики асоциального поведения у воспитанников детских домов
  • Арт-терапия с детьми как способ профилактики девиантного поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь