Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие реакций на стресс связано не только с организационными вопросами, но и  характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием и многими другими факторами.

Проблема влияния профессии на личность и связанных с этим изменений в ней, имеет огромное значение в теоретическом и практическом плане, т.к. гармоничные взаимоотношения профессии и личности человека - это залог здорового общества, в целом, и оптимально выстроенного существования конкретного человека, в частности.

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время исследователи стали уделять большее внимание личности психолога, также сфере психологического и психического здоровья, а профессиональная деформация личности является явной угрозой для благополучия и профессиональной эффективности специалиста-психолога, что, в свою очередь, может отразиться и на отношениях с клиентами и их жизнью. На современном этапе развития психологической науки отсутствуют тренинги, направленные на профилактику и борьбу с профессиональной деформацией личности. Анализ имеющихся практических способов работы с профессиональным здоровьем психологов-практиков показал, что в России существуют только так называемые «супервизорские группы», то есть группа практических психологов, которая проводит периодические встречи с целью обсуждения случаев из практики, которые вызвали определенные затруднения.

Рассматривая вопрос профессиональной деформации личности следует отметить, что наиболее общим понятием является «нарушение профессионального развития» или профессиональный дизонтогенез. То есть, как мы видим, это понятие может включать в себя различные варианты отклоняющегося процесса профессионального развития субъекта. «Нежелательными ходами профессионального развития целесообразно считать возникновение таких новообразований в психике, которые устойчиво снижают успешность деятельности». [3]

Понятие «профессиональный дизонтогенез включает в себя различные феномены. Например, это может быть профессиональная деформация личности, застой развития (стагнация),  ложнонаправленное развитие, обратное развитие (деградация) и другое. Предметом нашего исследования является профессиональная деформация личности психологов-практиков, под которой мы понимаем «деструкции, которые возникают в процессе выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека». [2]

Некоторые исследователи считают, что необходимо отделять понятия «профессиональная деформация деятельности» и «профессиональная деформация личности». В частности, «профессионально-деформированную деятельность (в крайнем ее проявлении) можно рассматривать как деятельность, направленную на получение антирезультата. Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением антипрофессионализма. Это тот случай, когда человек обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом, но ориентируется на искаженную систему ценностей, т.е., по сути, на антиценности. Им движет «антинаправленность», примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм т.п. психологические феномены». [1]

Однако, несмотря на различия в рассмотрении понятия «профессиональная деформация», следует отметить, что этот процесс не является необратимым, если вовремя уделить ему внимание. Существуют специальные методы работы с профессиональной деформацией и психоэмоциональным выгоранием. В частности, для этого могут быть полезны тренинги личностного и профессионального роста, рефлексия профессионального развития и составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, также индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений, балинтовские группы и другие формы работы. Мы считаем, что эти мероприятия могут быть достаточно эффективны не только при устранении негативных последствий, но и профилактики нежелательных ходов профессионального развития.

Проанализировав литературу, посвященную вопросам борьбы с психоэмоциональным выгоранием, мы можем выделить следующие группы мер:

1)   адаптация к работе (с помощью посещения специальных семинаров, тренингов психолог учится чувствовать себя более комфортно в процессе работы, развивая свою личность так, чтобы какие-то черты не доставляли дискомфорта);

2)   изменение условий труда, а также своего отношения к труду (специалист формирует условия работы таким образом, чтобы они не ущемляли свои внутренние потребности, чувства);

3)   использование психологических защит в работе (в работе консультант экономно расходует свои ресурсы, не вовлекаясь эмоционально в ситуацию консультирования);

4)   восстановление (в данном случае психолог активно участвует в работе с супервизором, принимает участие в тренингах и семинарах, посвященных психоэмоциональной разгрузке).

Выделенные нами направления могут быть реализованы в рамках тренинга, который направлен на достижение следующих целей:

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и спо­собов межличностного взаимодействия для создания основы эф­фективного и гармоничного общения с людьми.

  • Содействие процессу личностного развития, реализации творче­ского потенциала, достижению оптимального уровня жизнедея­тельности и ощущения счастья и успеха.
  • Развитие самосознания и самоисследования участников для кор­рекции или предупреждения эмоциональных нарушений на осно­ве внутриличностных и поведенческих изменений.
  • Исследование психологических проблем участников группы и ока­зание помощи в их решении.
  • Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психиче­ского здоровья.
  • [/ol]

    Успешность реализации данных целей именно в групповой форме работы связана с высокой эффективностью процессов, возникающих в группе. Важными ресурсами являются позитивная обратная связь, а также применение активных методов работы, техник арт-терапии, релаксации.

    Для участников группа может стать полигоном для выработки новых, наиболее эффективных способов поведения в профессионально-стрессовых ситуациях. К тому же, на основе представленного теоретического материала о профессиональной деформации личности и ее проявлениях каждый психолог совместно с другими участниками сможет определить свою стадию в процессе деформации, осознать свое текущее состояние, учитывая принцип «здесь и сейчас», перейти к  восстановлению, гармонизации своего психического, личностного и профессионального здоровья.

    Таким образом, на основе грамотно подготовленной программы возможно поэтапное прохождение всех выделенных нами направлений, осуществление выделенных целей. При этом возможны различные формы проведения тренинга, направленного на профилактику и борьбу с профессиональной деформацией личности психологов-практиков – регулярные (раз в 1-2 недели) встречи по 4-6 часов или же тренинг-марафон с непрерывной работой в течение 3-4 дней по 6-8 часов. Обе формы работы имеют свои преимущества и недостатки. В любом случае, на наш взгляд, психологам-практикам необходима регулярная работа над собой, которая может осуществляться в рамках тренинга, групповой и индивидуальной супервизии, а также индивидуальных консультаций. Только в этом случае он может быть эффективен как профессионал, способствуя развитию своей личности и профилактике профессиональной деформации личности.

    Литература:

    1. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // “Сибирь. Философия. Образование”. Альманах СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001 (выпуск 5). – С.46-56. 
    2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
    3. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. – 320 с.


    Просмотров: 635
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Внешние причины профессиональной деформации сотрудников
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • НЛП техника для работы с конфликтующими частями личности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Профилактика профессиональной деформации
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • «Таблетка для счастья» Полезные тренинги, семинары и группы. Советы профессионального психолога.
  • Профессиональное развитие как условие профессиональной успешности или формула успеха!
  • Программа эмпирического развития личности в процессе интегративной сказкотерапии
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обесценивание себя как личности как частный случай работы иерархического инстинкта
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь