Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 3.

Начало можно прочитать тут и вот здесь.

Теперь, как обещала, более конкретные рекомендации (ещё раз подчеркну, что пишу это для родственников пациентов после инсульта или ЧМТ, не для специалистов, поэтому каких-то специальных подробностей или методических рекомендаций под каждый вид афазии здесь не будет).

Начало

Итак, самое важное, с чем нужно определиться на первом этапе - это проверить, понимает ли пациент обращённую речь.

Сделать это довольно просто: дайте человеку несколько простых инструкций - "Закрой глаза", "Высуни язык", "Подними левую руку" (при условии, что движения в этой руке сохранны), "Покажи свой нос", "Покажи дверь в комнате".

Если пациент смотрит на вас, качает головой, делает любые другие движения, кроме требуемых - увы, понимание обращённой речи нарушено. В этом случае обязательно нужна дополнительная специализированная помощь - логопеда, нейропсихолога.

Что можно делать самим

Для начала согласовать всё нижеизложенное с тем логопедом/афазиологом/нейропсихологом, который будет работать с вашим пациентом) хотя принципы восстановления, вроде бы, универсальны, но каждый специалист имеет право на свои предпочтения, методы первого выбора и т.д. - поэтому рекомендации именно вашего специалиста будут иметь наибольший вес.

Мои рекомендации таковы:

В промежутках между занятиями со специалистом можно работать над пониманием обращенной речи. Например, так: поочерёдно назвать и показать на себе - "нос", "ухо", "глаза" (буквально - "Это у меня нос. Нос. НОС"). Можно показать эти же части лица у самого пациента, ставя его руку на его нос, или легонько касаясь своей рукой. (Можно использовать рисунок лица, дополнительно показывая нужные части на рисунке, сделав соответствующие подписи). После нескольких таких повторов попросить пациента: "покажи нос"? "Покажи ухо?". Иногда только на понимание этих вот трёх слов и связывание их с соответствующими частями лица уходит 2 недели и больше.. Не спешите, пожалуйста.

Одновременно можно сопровождать короткими пояснениями все свои действия: "сейчас я беру ложку", "я кладу тебе яблоко", "это подушка", "я выключаю свет", "пошёл дождь" и т.д.

Можно читать небольшие тексты для 1-3 класса, из нескольких абзацев, особенно выделяя слова и фразы, помогающие понять, о чём этот текст. А потом показать человеку 2-3 картинки, где 2 - любые, а одна - о том, о чём вы читали (допустим, текст был о жизни птиц - вы показываете карточки, на которых изображены машина, птица, платье), спросить: "Покажи картинку - о чём был этот текст?".

Дело в том, что при таком нарушении речи грубо нарушается понимание и различение отдельных звуков, но понимание более крупных смысловых единиц может быть более сохранным. Механизм простой: если в тексте 50 слов, то есть шанс, что человек сможет распознать 5-7 из них, составив на основании этого примерное представление о содержании текста - но когда он слышит всего 3 слова, то шансов практически нет. Поэтому здесь обучение идёт от более крупных единиц к более мелким: понимание текста в целом > понимание абзаца > понимание предложения > понимание слова > понимание отдельных звуков.

Кроме того, у пациента может сохраняться зрительная память на слова, поэтому можно предлагать задания, когда нужно совместить картинку и подпись к ней: например, с одной стороны стола вы кладете карточки, на которых изображены дом, стол, цветок, яблоко, дерево (здесь может очень помочь детское лото) - а на другой стороне кладете написанные крупными буквами слова ДОМ, СТОЛ, и т.д. Также можно рисовать простые картинки, рядом делать подписи к ним, а ниже рисовать клеточки по числу букв, чтобы пациент мог "списать" правильное написание слова, соединяя зрительный образ слова и его написание.

Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи Часть 3

Полезно, хорошо, можно и нужно слушать, а ещё лучше петь песни - горячо и заслуженно любимые логопедами "Катюшу", "Подмосковные вечера" и другие напевные, плавные песни. Понятно, что пропевать слова пациент не будет, но вполне может узнать знакомый мотив и "подпевать" на уровне отдельных звуков и мычания - и это уже будет хорошо для стимуляции понимания речи.

Чего нельзя делать и почему

Не стоит пытаться "учить" пациента повторять слова: "а теперь скажи "яблоко". На данном этапе это лишено смысла. Да, после многих попыток пациент сможет повторить слово за вами, но он не будет понимать, что оно означает. Всё равно, что учить китайский язык только на слух: я могу запомнить и повторить "тянь фэн" - но пока я не понимаю, что это означает, это просто набор звуков.

Сюда же относится чтение букваря или детских книжек - не нужно. Выше я  писала о том, что восстановление здесь идёт не по тому же пути, что обучение: если детишки учатся читать, начиная с отдельных букв, потом по слогам и т.д., постепенно укрупняя смысловые единицы, то в данном случае всё ровно наоборот.

Литература, которая может помочь

1) М. Шохор-Троцкая, «Коррекция сложных речевых расстройств».

2) Л.Б. Клепацкая, «Внимание, мышление речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2. Часть 1 (работа над пониманием обращенной речи).

О вариантах занятий с пациентами без нарушений понимания речи будет написано дальше. Уже написано - вот здесь.



Просмотров: 576
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь