Шизофрения. Границы социального бытия: проблема «онтологической неуверенности»

Люблю хвастаться своей магистерской диссертацией по теории шизофрении. Как мне кажется, небезосновательно. Это та работа, в которую я вложила массу сил, времени, и которая была реально интересной для меня.
Весной у меня написалась небольшая статья по данной проблематике и я даже выступила с ней на конференции родного факультета.
Ниже публикую текст.

ГРАНИЦЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ: ПРОБЛЕМА «ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ»

Одним из наиболее дискуссионных вопросов современности является вопрос о границах социального бытия. Это и обсуждения по поводу восприятия обществом альтернативной сексуальности, которое за последнее десятилетие претерпело колоссальные изменения, и другие вопросы нормативности. Так, например, в последние несколько лет в России набирает силу движение психоактивистов, которое пытается привлечь внимание к проблеме отношения общества к людям с диагнозами психических заболеваний.

Подобные вопросы всегда включают в себя понятие, ускользающее от понимания, однако интуитивно каждый полагает его присутствие – это понятие "граница". Раньше при изучении границы, отделяющей психическую норму от ненормальности, мы вынуждены были присоединиться к точке зрения медиков-клиницистов, либо занять противоположную позицию и проповедовать отсутствие в природе каких бы то ни было психических заболеваний. Антипсихиатрическое движение критикуется многими исследователями психических феноменов за его крайний радикализм в отношении к существовавшей тогда нозологии. И даже Р. Лэйнг, которого принято называть отцом антипсихиатрии, старался оградить себя от причисления к этому движению.

Любая граница всегда определяется обществом исходя из конвенциальных понятий нормы и ненормальности, и можно сказать, что граница – понятие, относящееся к бытию социальному. Однако, это не совсем верно. Бытие социальное и бытие индивидуальное сопряжены друг с другом и друг друга определяют, они неразрывно связаны и изменение одного меняет другое.

В отражении социального бытия мы можем увидеть, как стороны существования индивида, которые ранее были скрыты, начинают заявлять о себе. Постепенно становятся чем-то, что выносится на всеобщее обозрение через надлом, кризис. Люди начинают заявлять о своем существовании в качестве ненормативных субъектов и требуют от общества признания. То, что раньше было неприличным, неприемлемым и постыдным, начинает извлекаться на свет и претендовать на статус нормального, оно отвоевывает для себя место в ряду норм. Гомосексуализм, который еще в конце прошлого века считался девиацией, сегодня признан сексуальной нормой. Среди феноменов, активно требующих признания нормативности в последние годы, можно назвать шизофрению, аутизм и селф-харминг.

Разговор о реабилитации шизофрении ведется с середины прошлого века, когда о безумии заговорили философы и социологи. Они обозначили безумие как социальную проблему, а психиатрию как социальный институт, который создан для отгораживания индивидов, не вписывающихся в рамки нормального здорового общества. Однако в то же время начинает развиваться и другая грань проблемы осмысления безумия. Это попытки ряда ученых понять сущность шизофрении посредством феноменологии.

Онтологическая неуверенность - термин, введенный британским психиатром Р. Лэйнгом для того, чтобы обозначить переживания собственного существования теми, кого принято называть шизофрениками. Он говорит, что эти личности постоянно ощущают тревогу, их границы с внешним миром нарушены, а, следовательно, способ коммуникации с Другим отличается. Процессы, происходящие в психике онтологически неуверенного, сконцентрированы вокруг защиты собственного «Я» от столкновения с реальностью. Такая личность отличается механизмами восприятия Другого и восприятия собственной телесности.

«Тело ощущается скорее как объект среди других объектов в этом мире, а не как ядро собственного бытия индивидуума».

Обращаясь к терминам философской антропологии, можно сказать, что такие личности не способны к эксцентричности.

Термин "эксцентричность" принадлежит немецкому антропологу Х. Плеснеру. Он определяет ее как возможность человека выходить за границы своего тела, при этом не ощущая себя встроенным в окружающий мир. Человек, обладая эксцентричностью, способен занять фронтальную позицию относительно этого мира, а также относительно собственного существования. Обладая такой способностью, он может становиться на место Других, способен понять их существование, т.е. благодаря эксцентричности он способен к эмпатии.

Онтологически неуверенные личности переживают свою телесность иначе, их «Я» отделено от тела, а тело принадлежит окружающему миру. Такой человек не может занять позиции, которая позволяет быть эксцентричным. Его личность расколота и захвачена этим миром, она не принадлежит ему целиком. Его тело является лишь посредником, инструментом коммуникации, а «Я» испытывает тревогу и постоянно вынуждено защищаться. Любая коммуникация расценивается как посягательство на личность.

Лэйнг говорит, что развоплощение собственного «Я», отделение его от тела переживают и обычные люди в ситуациях, когда психика включает защитные механизмы, чтобы обезопасить индивида от психотического срыва. Нормальный индивид, говорит Лэйнг [5, с. 61], переживает такие развоплощения во сне или во время стресса, тогда как шизофреник постоянно ощущает опасность, исходящую от реального мира и Других.

Лэйнг приводит схему переживания шизофреником собственного существования:

«Вместо ситуации [("я"/тело) другой]существует ситуация

["я" (тело-другой)]»

Из этого следует, что в коммуникации, которая всегда происходит с помощью тела, шизофреник чувствует свое тело отделенным от себя и захватываемым Другим, что заставляет его находиться в постоянной тревожности. «Я» вынесено за границы тела, при этом телесность переживается особенно остро и каждый контакт с Другим приравнивается к посягательству на тело.

Исходя из этих рассуждений, мы можем говорить о наличии у шизофреника дополнительного защитного механизма психики у шизофреников, который защищает «Я» от вторжения Других. Следовательно, отличие человека, которого мы считаем нормальным от шизофреника состоит в том, что шизофреник иначе переживает собственную индивидуальность и при вступлении в коммуникацию с Другими делает все, для того чтобы максимально ее сохранить.

Граница между нормальностью и безумием определяется обществом лишь исходя из внешне наблюдаемых факторов - человеческого поведения, отношения к Другим, реакции на Других. В случае, если они совпадают с привычными нам, принятыми в обществе ожиданиями, мы сочтем человека нормальным, иначе общество стигмирует индивида, помещая за границы социальной нормы.

Уже сегодня 21-е столетие определяется исследователями как век социальных бифуркаций. Многие явления трансформируются, вместе с тем меняются и представления людей об этих явлениях. Ученые высказываются о необходимости в таких условиях поддержания и развития гуманистической парадигмы. Постепенно общество принимает ранее невозможные взгляды на социальные феномены и движется в сторону большей толерантности, конечно же, не без активного влияния сторонников тех или иных меньшинств. В последние три года в России активно набирает обороты движение психоактивистов. Благодаря их усилиям в прессе стало уделяться внимание проблемам людей с ментальными расстройствами, происходит массовое информирование людей о существовании индивидов с иным восприятием реальности. Возможно, уже в ближайшее десятилетие мы сможем наблюдать положительные изменения в отношении общества к людям с иными способами бытия.

 



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Личные границы как шаг к обретению собственного "Я"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Тело всегда говорит с теми, кто его слушает.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Пустота – как переживание собственного бытия
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Иллюзия автономного существования личности, психический мир и его "население"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • 9 признаков того как тело и поведение говорит, что этот мужчина не Ваш
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Территория заблуждений. "Психологические границы": что это и зачем
  • Предательство тела: Когда тело "сходит с ума"...
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • О чём говорит наше тело. Это "просто" паразиты.
  • «Ты что, мне не доверяешь?" или как и почему мы позволяем проламывать свои границы в сексе.
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Как почувствовать свое тело.Телесно-ориентированные практики: что это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь