|
Хулиганские побужденияАвтор статьи: Кулешов Павел Геннадьевич
Что такое "хулиганские побуждения"? "Хулиганство" – как явствует из "Юридического словаря"[1], - "<>преступление, заключающееся в совершении умышленных действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу. Относится к числу преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения." Но надо различать хулиганские действия и хулиганские побуждения. В приведённом определении описываются именно действия, и ничего не говорится о побуждениях. Заполним этот пробел. Проследим следующую цепочку явлений: 1. Некто идёт вдоль дороги, засаженной с боков зелёной изгородью и срывает листья с кустарников, эту самую изгородь образующих. Так делают многие люди. Потому зелёная изгородь имеет соответствующей рельеф. На уровне локтя все такие изгороди в людных местах имеют что-то в роде желоба из выдранных листьев. С листьями обычно поступают тоже одинаково. Их некоторое время мнут и растирают между пальцами, а потом куда-нибудь выбрасывают. Причём держат в руках не очень долго. Как правило - не более минуты. 2. Некто едет в общественном транспорте и, пока едет, царапает ногтем резину на поручне. То же самое происходит во время ожидания лифта, ожидания приёма у какого-нибудь начальника в приёмной, и т.п. Обколупанные обои, исцарапанные панели и поручни, ободранные сиденья являются несомненным тому подтверждением. Ещё маленькие дети, не умеющие ходить, уже пытаются всё вокруг колупать и царапать. Если человек чего-то ждёт, то очень часто при этом он что-то вертит в руках. Если ему попадется скрепка, он будет её разгибать и сгибать пока не сломает. Попадётся прищепка – он будет её разжимать и сжимать, пытаясь что-нибудь прищепить: занавески, части собственной и чужой одежды, свои пальцы и прочие выступающие предметы. Карандаш он будет катать по всем горизонтальным поверхностям. Стучать им по всяким твёрдым предметам он тоже непременно будет и обязательно несколько раз его уронит. 3. Сколько раз приходилось наблюдать: если детям в руки попадается какая-нибудь стрекоза или жук, то они начинают проделывать над ними всякие испытания и очень скоро насекомое лишается лапок, крыльев и головы. При этом они возбуждённо спорят и пытаются каждый завладеть находкой и собственноручно чего-нибудь у неё отвинтить. 4. Некто имеет обыкновение срывать со столбов и тумб, с заборов и стен всяческие наклеенные на них объявления. Он срывает их целиком, а не только предназначенные для того специально нарезанные хвостики с номерами телефонов. Если сразу сорвать объявление не удаётся, он применяет силу, применяет всякие инструменты и в конце концов соскребает объявление со стены. Такое тоже приходилось неоднократно наблюдать. Это проделывают не дворники, чьи действия можно однозначно истолковать, потому что это их обязанность – поддерживать чистоту на улицах. Делают это и простые граждане, чаще молодые. Просто идут мимо расклеенных объявлений и срывают их, потом некоторое время держат в руках, мнут и выбрасывают. Но и этого может такому прохожему показаться мало! Тогда он срывает театральные и киноафиши. 5. Кто-то увлекается разбиванием ламп в уличных фонарях. Ходит по улицам, выискивая ещё не разбитые фонари и с помощью разнообразных инструментов и хитроумных методов их разбивает. Кому-то нравится сдувать колеса у автомобилей и потом дожидаться хозяев и наблюдать за их хлопотами вокруг сдутых колес. Иным доставляет удовольствие пробежаться по подъезду сверху до низу звоня во все квартиры. Немало существует подобного рода шуток: громко крикнуть в ухо; подложить на сиденье кнопку; спрятать одежду купающегося, оставленную на пляже, пока он купается; незаметно перевести стрелки на чьих-нибудь часах; подойти незаметно сзади и сильно хлопнуть товарища по плечу; позвонить кому-нибудь по телефону и не своим голосом наговорить ему всякой чепухи; бросить внезапно кому-нибудь под ноги какую-нибудь петарду или хлопушку, да чтоб громко бабахнуло. У иных граждан есть прямо-таки неистребимая страсть к подобным розыгрышам. Но от таких шуточек могут уже произойти довольно-таки тяжёлые последствия. На эту древнюю потребность хватать всякие выделяющиеся предметы делается ставка при минировании всевозможной домашней утвари, игрушек и прочих вещей, которые увидев, хочется тут же бездумно взять в руки. Что общего между перечисленными явлениями? Во всех случаях цепляются за выступающие части. Звучит это, может быть, не совсем научно, но вполне отражает суть явления. Торчит листок – почему бы его не сорвать? Висит объявление – почему бы его не сорвать? Установлена кнопка звонка – почему бы на неё не нажать? Торчат у кота усы – почему бы их не обрезать? Построена снежная крепость – почему бы её не разрушить? В то же время все подобные побуждения инфантильны, они явно не от ума. В них также не просматривается сколько-нибудь существенная личная выгода. Эти действия не являются звеньями какого-то изощрённого плана получения личной выгоды, они самодостаточны, весь план на их совершении и заканчивается. Усы у кота обрезаются именно потому, что они торчат, а не потому, что его усы нужны в хозяйстве, или их можно выгодно продать. И петарду бросают под ноги неизвестному прохожему не потому, что хотят его напугать и отвадить ходить этой дорогой, а потому что он просто первым подвернулся к тому моменту, когда петарда оказалась в руках. Надо же её куда-нибудь бросить! Если производится грохот, то его должны слышать. Бросать, когда нет слушателей, - скучно. А тут из-за угла появляется этот самый прохожий – вот ему и досталось. Хулиганство бездумно. Хулиганство активно. Это проявление некой тупой энергии, избытка грубой силы. Для примера рассмотрим такое распространенное развлечение, которое можно условно назвать "Давай кого-нибудь попугаем". Обычно собирается несколько молодых парней, которым нечем заняться. Их одолевает скука. При этом им хочется что-нибудь делать. У них есть силы для действий. Не хватает плана. И вот стихийно выдвигаются разные предложения о совместном проведении времени: Купаться – идти далеко, да и прохладно. Музыку послушать – нового ничего нет, а старое и так сто раз слушали. Танцы? – Так они будут вечером, а до вечера чем заняться? И тут кто-нибудь предлагает: "Давайте кого-нибудь попугаем!" У них нет намерения кого-то ограбить или избить. Им скучно и хочется как-то скоротать время, оставшееся до вечера. Они оживляются, начинают разрабатывать сценарий, распределять роли. Ну прямо-таки художественная самодеятельность! Когда решено кто что будет исполнять, выбирают подходящее место. Жертва или тоже выбирается, или оказывается случайной. И вот в каком-нибудь переулке окружают неожиданно какую-нибудь, спешащую во время обеденного перерыва в магазин, гражданку и начинают от неё требовать денег. Та бледнеет, робеет, столбенеет, а добры молодцы громко смеются и вежливо говорят ей: "Да Вы что, мы же пошутили, идите себе как шли, нам Ваших денег не надо!" Она быстро, как может, убегает. Парни весело обсуждают происшедшее. Но следующая жертва всё воспринимает слишком серьёзно и, схватившись за сердце, падает. Дальше по этому сюжету можно писать нравоучительную повесть, но нам достаточно только того, что здесь проиллюстрирована эта стихийная бездумная активность. Но, может статься, что жертва не испугается, а, наоборот, сама пойдёт в наступление. Может даже так получиться, что шутники получат телесные повреждения в ходе исполнения своей шутки. Если ещё и "жертве", действовавшей не по предложенной ей правилам, удастся после сражения скрыться, то у шутников возникнет обида на неё, которая вызовет вполне законное желание отомстить за нанесённую обиду. И неудачливые шутники уже не идут вечером на танцы, как поначалу собирались, а принимаются выискивать обидчика. Это может круто изменить вообще весь их жизненный уклад. Так возникает вражда между подростками с разных улиц, разных кварталов и т.д. Они ввязываются в события бездумно и часто накрепко застревают, не имея способностей выпутаться из создавшихся обстоятельств. Такая длительная вражда порождает чудовищные выдумки о злобности и коварстве противников и все их действия истолковываются только с этих позиций. И уже никто не помнит о том, с чего же всё началось. Намерения при совершении хулиганский действий чрезвычайно примитивны. Хотя исполнение их может быть весьма изощрённым. И тут надо четко разделить потребности и способности. Приходится признать, что примитивным потребностям могут сопутствовать огромные способности. Для примера можно привести знаменитого компьютерного взломщика Кевина Митника, который доставил много хлопот американским спецслужбам. Из доступной информации о нём напрашивается вывод о том, что его главный интерес состоит в самом совершении взлома, проникновении в хорошо защищённые узлы мировой компьютерной сети. Будь он иностранным шпионом, ущерб от его действий был бы для США куда более тяжёлым, чем он оказался в действительности. Т.е. он взламывал компьютерную защиту скорее из спортивного интереса, чем из желания завладеть государственными секретами и разгласить их или кому-то выгодно продать. Стало быть, его действия можно истолковать как хулиганство: стоит защита, почему бы её не взломать? И для этого применяются умственные способности, которыми Митник оказался с избытком наделён. Что касается умственных потребностей, то у хулиганов они, за редкими исключениями, бывают развиты слабо и постигать глубинные закономерности естества они не стремятся. Наряду с потребностями надо обратить внимание на их представления о действительности, которые определяют направление их действий при удовлетворении потребностей. Конечно, эти представления индивидуальны и разнообразны, но можно в них выделить и общие черты. Во-первых, это резкое разделение всех на узкий круг своих и необъятный круг остальных, которые разделяет непроходимая пропасть. И эти остальные настроены враждебно и узкому кругу своих. Если им не противостоять, то они сомнут и раздавят узкий круг. Во-вторых, большой внешний круг им непонятен. Его, с их точки зрения, населяют загадочные существа, внешне похожие на людей из узкого круга своих, но живущие иначе, исповедующие какие-то запредельно сложные неведомые ценности. Надо сказать, что какие-нибудь углублённые исследователи далёких звёзд тоже оказываются в узком кругу и вполне сознают свою инаковость, непохожесть на других, но их представления о действительности нельзя назвать примитивными. Это представления о действительности узкого круга глубоких знатоков. У них другая проблема – они переполнены знанием, которое оказывается не всегда в полной мере востребовано внешним кругом, представители которого имеют о мире более простые, как им кажется, облегчённые, представления. Получается, что люди, склонные к совершению хулиганских действий, ведут себя в сложном мире так, как будто он прост. Они действуют в многомерном мире так, как будто он одномерен. Они не имеют соответствующей разрешающей способности ума, чтобы постичь эту многомерность природы, и не имеют соответствующих душевных способностей, чтобы уловить многомерность и сложность межличностных отношений. Это приводит к частым ошибкам. Их действия приводят не к тому итогу, который ими предполагался. Такое несоответствие настраивает людей враждебно по отношению к сложному окружающему миру. И это делает их опасными для окружающих. Разумеется, что сами по себе такие упрощённые представления о действительности к хулиганским действиям не побуждают и есть много людей с упрощёнными представлениями, которые хулиганами не являются. Тут важно обратить внимание на душевные потребности: в поддержке, в одобрении окружающих, во взаимном согласии, в уважении правил общежития и вообще в сохранении и поддержании общественных устоев. Так вот, имея развитые душевные потребности и не имея соответственных душевных способностей, позволяющих чутко улавливать оттенки отношений, можно ошибаться и обманываться, принимая лесть за правду, неуклюже делать комплименты, оказывать медвежьи услуги, но во всех подобных действиях нельзя будет усмотреть хулиганских побуждений. Когда же душевные потребности не развиты, они не могут противостоять давлению примитивных инфантильных плотских потребностей и происходит цепляние за всё, что высовывается, что попадается на пути. И окружающие люди в подавляющем большинстве уже не воспринимаются как свои – они из внешнего, враждебного, чуждого круга. И над ними проводятся испытания так же как в детстве над стрекозами и жуками ("Давай посмотрим, что она сделает, если ей наступить на ногу"). Приходится признать, что душевного опыта, т.е. опыта проявления разнообразных чувств, забот о поддержании общественных отношений и других подобных переживаний, у них тоже маловато. У людей, склонных к хулиганским действиям, так же обнаруживается неразвитость духовных потребностей: в самоопределении, в смысле жизни, в многомерном полноценном бытии. Не стремятся они каждое своё шевеление рассматривать с точки зрения законов космической гармонии. Свойственны им и неразвитые духовные способности: осознанность, собранность, целеустремленность и т.п. Трудно им осознавать себя и свои действия в контексте мироздания. Потому им трудно придерживаться хоть какой-то дисциплины и сколько-нибудь отчётливо осознавать причины своих действий. Их духовный опыт весьма скуден и поверхностен и столь же поверхностны и смутны их представления о своём предназначении, о своём месте в мире. Примитивность потребностей хулиганов делает их удобным орудием для людей более расчётливых и дальновидных. Тогда их хулиганские действия могут стать частью чьего-то хорошо продуманного плана. Не умея мыслить масштабно, они могут не догадываться об отведённой им роли и самозабвенно хулиганить в назначенное время в строго отведённых для этого местах. К сожалению, нечто подобное свойственно и служителям порядка. Сотрудники органов безопасности, органов правопорядка и прочих подобных органов время от времени пристают к прохожим именно потому, что они выделяются из общей массы людей. Достаточно просто беспечно прогуливаться, самозабвенно обсуждая какое-нибудь интересное событие, чтобы привлечь к себе внимание блюстителей порядка. И вот уже от вас требуют предъявления документов (будто они у всех непременно должны быть), раскрытия сумок и выворачивания карманов. Поскольку грань между служебной необходимостью и личным произволом представителей власти весьма размыта, то далеко не всегда такие приставания к прохожим со стороны сотрудников милиции и полиции квалифицируются как хулиганство. Хотя по сути они таковыми являются. Схема такова: Я – представитель органов правопорядка. Пои встрече со мной простые люди должны трепетать. А эти вон прогуливаются и совсем не замечают моего присутствия. Вот я им сейчас устрою! Я их заставлю обратить на себя внимание! Вот уже и зацепился милиционер за мирных граждан. Вот уже и он, служитель порядка, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДЛЯ НИХ ОПАСНОСТЬ!
Что же касается хулиганских действий, то они могут совершаться самыми разными людьми из самых разных (далеко не всегда хулиганских) побуждений. Чаше всего они совершаются для привлечения к себе внимания (свойственно подросткам, артистам и политическим деятелям). Хулиганством в искусстве вполне можно признать абстракционизм и футуризм. Но похулиганив в молодости, на заре своей карьеры, в зрелом возрасте такие люди стараются изменить своё поведение и предстать перед публикой в более респектабельном виде. Хулиганские действия, совершаемые из хулиганских побуждений, более опасны для общества, чем такие же действия, совершаемые, к примеру, из стремления привлечь внимание к насущным проблемам современности (например, действия всемирного экологического движения "Green Peace"). Такое нарушение покоя граждан может оказаться в дальнейшем для граждан очень полезным. Поэтому, столкнувшись с хулиганскими действиями, всегда очень желательно выяснить их причины и только убедившись, что действия совершены именно из хулиганских побуждений, квалифицировать их как хулиганство.
[1] Юридический энциклопедический словарь, М. "Советская энциклопедия", 1984 г. с. 404 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|