О детской благодарности

Современный родитель старается дать ребенку как можно больше. Театры, музеи, зарубежные поездки, разнообразные кружки, изобилие игрушек, дорогая одежда, гаджеты… Все это окружает обычного ребенка. Однако нередко от родителей можно слышать, что всего этого ребенок не ценит. И обида родителей порой связана не только с тем, что ребенок теряет или ломает вещи, а с тем, что ребенок воспринимает все, что у него есть, как должное, порой обесценивания родительскую заботу. Родители же, которые в детстве не имели тех возможностей, которые они обеспечивают сейчас своим детям, сильно расстраиваются. Им кажется, что если бы у них было то, что есть сейчас у их детей, они были просто счастливы. 

Интересно, почему же дети, действительно, не ценят того, что дают им родители? И должны ли ценить? Может быть, мы, современные родители, совершаем какие-то ошибки в воспитании? Разобраться в этом вопросе нам может помочь знание возрастной психологии. 

Для маленького ребенка характерен эгоцентризм. Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. Эгоцентризм ребенка проявляется в том, что ребенок считает себя центром Вселенной, а родители существуют только для того, чтобы удовлетворять его потребности. И действительно, если посмотреть на жизнь молодых родителей, то она вся подчинена желаниям и потребностям младенца. С появлением младенца меняется весь уклад жизни семьи, родители отказываются от развлечений, забывают о своих желаниях. Подрастая, ребенок продолжает считать себя центральной фигурой. 

В одном эксперименте у ребенка спрашивали, сколько у него братьев и сестер. Дети отвечали верно. Но когда у этого же ребенка спрашивали, сколько братьев и сестер у его брата (сестры), то в этом случае он называл на одного меньше. То есть, себя ребенок не считал. Это связано с тем, что ребенок не мог воспринимать себя как «приложение» (как брата или сестру кого-то), он мог считать себя только основной, центральной фигурой. 

Эгоцентризм мышления способствует тому, что ребенок считает все, что для него делают родители совершенно обыденным и нормальным. С раннего возраста родители заботятся о ребенке и он принимает эту заботу как данность. И это нормально. Не стоит ожидать от ребенка какой-то особой благодарности за то, что вы делаете. Во-первых, вы делаете это не ради благодарности, а ради любви к собственному ребенку. Во-вторых, мышление ребенка таково, что он просто-напросто еще не может преодолеть собственный эгоцентризм, посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения. Именно поэтому ребенок, к сожалению, не видит, что вы устали (хотя, казалось бы, это очевидно) и хотите отдохнуть. Его желание именно сейчас читать книгу или идти кататься на каруселях оказывается для него важнее. Именно поэтому ребенок просит новую игрушку, хотя вы несколько раз сказали, что сейчас у вас нет возможности. Именно поэтому он поёт, хотя у вас болит голова и вы просили не шуметь. Все это ребенок делает не потому, что он избалован. Таким образом проявляется эгоцентризм ребенка. Конечно, стоит попросить ребенка не шуметь и ждать возможности покупки новой игрушки. Но ожидать от ребенка полного понимания не стоит. 

Когда же преодолевается эгоцентризм? Неужели пяти-шестилетний ребенок все еще считает себя центром мира? Оказывает, эгоцентризм начинает преодолеваться в дошкольном возрасте, но при этом, как показывают исследования, эгоцентризм присущ детям даже в возрасте 8-10, даже 12 лет. К подростковому возрасту ребенок постепенно начинает осознавать, что чувствуют и думают родители, учатся прислушиваться не только к собственным желаниям, но и учитывать интересы других.  В детском возрасте (примерно до 8-10 лет) любовь к родителям у ребенка обычно пассивная (родители для него только источник благополучия). И только вступив в подростковый возраст, ребенок преодолевает собственный эгоцентризм и тогда появляется активная (деятельная) любовь к матери и отцу. Именно тогда подросток начинает понимать, что у родителей есть собственные чувства, интересы и желания, что родители существуют не только для того, чтобы удовлетворять его потребности и желания.  Подросток начинает осознавать, что родители заботятся не только о себе, а нередко отказывают себе в чем-то ради него. И тогда может появиться искренняя благодарность к родителям.

 



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Родители - детям : Что нам говорят? Что мы хотим слышать?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Ребенок обманывает родителей ради выгоды, что делать?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя (продолжение)
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь