«Специальный ребёнок»: особенности семейного уклада. О чём стоит предостеречь родителей?

Специальный реб нок  особенности семейного уклада О ч м стоит предостеречь родителей

Когда ребёнок заболевает, жизнь семьи переходит в экстренный режим концентрации на нуждах и потребностях больного ребёнка. Обеспокоенные родители денно и нощно крутятся вокруг своего маленького страдальца: «вот тебе градусник», «вот тебе таблеточка», «прополощи горлышко»... Чудесный момент выздоровления ребёнка ознаменовывается радостью, родители наконец облегчённо выдыхают, и быт семьи возвращается к привычному образу жизни. Но не любая детская болезнь разрешается полным выздоровлением, иногда заболевание ребёнка остаётся с ним на долгие годы, если не на всю жизнь. Задержка психического развития, аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич – всё это способствует тому, что уклад семьи перестраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка с ограниченными возможностями.

Такие семьи, безусловно, обладают определённой спецификой. В данном контексте принято говорить о проблемах семьи со «специальным ребёнком», однако стоит учитывать, что эти трудности не являются непреодолимыми и имеют свои пути решения.

Очевидно, что сам факт отличия ребёнка-инвалида от других детей служит стрессовым фактором для родителей. Перед семьёй периодически может вставать неопровержимым постулатом мысль о том, что недостаток, присущий ребёнку, не победить, в связи с чем встаёт вопрос: а стоит ли вообще пытаться что-либо сделать? Другая крайность: родители не признают болезнь ребёнка, воспринимая его как совершенно нормального, требуя от него всех атрибутов, свойственных «нормальности». Важно помнить о том, что в первую очередь, это всё же ребёнок, и он обладает потребностями, характерными обычным детям, и уже на втором плане находятся его «инаковость», специфические особенности, вносящие свои коррективы в картину детства.

«Специальному ребёнку» необходим особый уход, что зачастую накладывает существенный отпечаток на жизнь родителей. Так, не редки случаи, когда мать исключает из своей жизни профессиональную деятельность, целиком и полностью сосредотачиваясь на воспитании особого ребёнка. Отец же, в свою очередь, являясь единственным добытчиком в семье,  напротив, замыкается на работе, преследуя благородную цель прокормить семью и обеспечить оплату медицинских, психологических и педагогических мер вмешательства со стороны специалистов. В таком случае регулярная смена ролей отца и матери может способствовать улучшению ситуации в семье и отношений между супругами. Кроме того, если в семье присутствуют другие дети, а также родственники, готовые поддержать и помочь не только словом, но и делом, жизнь семьи существенно облегчается, а супруги получают шанс заниматься досугом.

В семьях с двумя и более детьми, один из которых ограничен в своих возможностях, здоровый ребёнок может испытывать стресс в двух направлениях. Во-первых, стресс, связанный с необходимостью ухода за особенным братом или сестрой (если здоровый ребёнок старше). Во-вторых, стресс, обусловленный дефицитом внимания со стороны родителей, сконцентрированных на воспитании «специального ребёнка» (если здоровый ребёнок младше). Братья и сёстры для ребёнка-инвалида являются важным элементом, связывающим его с другими детьми, и способны упростить такому ребёнку решение задачи по интеграции в социум. Здоровому же ребёнку уход за братом или сестрой обеспечивает развитие важных человеческих качеств: доброты, милосердия, отзывчивости, терпимости и т.д.

В обществе за пределами родственных связей далеко не всегда относятся с пониманием к проблемам семей с особыми детьми. Зачастую такие дети лишены возможности полноценных социальных контактов, особенно со здоровыми сверстниками, либо за счёт негативного отношения окружающих, либо по причине ограничения ребёнка от мира по воле самих родителей, стремящихся обеспечить ему гарант безопасности. Данное стремление приводит родителей к тому, что они исключают из жизни своего ребёнка общественные мероприятия любого рода (детские площадки, кино, театр, цирк, праздники и т.п.), с рождения обрекая на изоляцию от общества. Подобные ограничения не оставляют ребёнку даже шанса на успешную социализацию, почему их и следует избегать или, по крайней мере, не доводить до крайности. Помимо этого, в настоящее время семьи с особыми детьми имеют возможность налаживать контакты между собой и объединять свои усилия на пути к достойной жизни для своих детей.



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Влияние семьи на поведение ребёнка
  • Тики у ребёнка. Рекомендации для родителей.
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Иногда мне кажется, что я не люблю своего ребёнка
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Пять способов добиться спокойствия ребёнка на экзамене (Для заботливых родителей).
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Вы злитесь на своего ребёнка? Что вы - никогда!
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь