Роль и место оперативной дистанционной работы в психологическом консультировании

Я думаю, что уже никто не удивляется, как много места в нашей жизни занимает Интернет с его невиданными возможностями. В недрах Интернета можно что-то почитать, что-то купить или что-то найти. А последние 7-10 лет Интернет стал активно использоваться и в работе психологов.

Я не имею в виду рекламу психологических услуг. Я имею в виду именно использование различных средств связи через Интернет для психологического консультирования.

Не думаю, что открываю Америку, когда пишу об этом. По телефону, так же как и по Скайпу, психологи уже активно работают не первый год, но в основном эта работа напоминает традиционные очные консультации. Т.е., заключается предварительное соглашение между психологом и клиентом, где оговаривается график работы и порядок оплаты. Это могут быть часовые разговоры один-два раза в неделю, в исключительных случаях разговоры могут быть чаще или длиннее, но все равно речь идет о регулярных плановых разговорах. Психолог может давать домашние задания, может просить прислать эти задания в письменной форме на электронную почту. При работе по Скайпу включается камера, чтобы было видно и клиента и специалиста. Это все, действительно, максимально приближает такие дистанционные консультации к очным.

Но мне хотелось бы обратить внимание на оперативные возможности Интернета для психологического консультирования.

Для начала немного истории психологического консультирования. Как она складывалась? Психологическая практика консультирования складывалась постепенно, и довольно долго специалист мог узнать о состоянии своего клиента только из личной встречи. Почта не могла быть до такой степени оперативной, чтобы как-то существенно повлиять на ход работы. До появления сотовых, мобильных телефонов конфиденциальность дистанционных разговоров тоже оставляла желать лучшего. По домашнему или служебному телефону можно было поговорить, но не очень долго и не всегда комфортно для обеих сторон. Но все начало меняться с приходом в нашу жизнь Интернета и мобильной связи. Теперь уединиться с телефоном с выходом в Интернет можно практически в любое время суток и в любом месте. И это, несомненно, дало дополнительные возможности в виде оперативной связи с клиентами. Теперь можно больше узнать о состоянии клиента в кризисный момент не через несколько дней, а максимально оперативно.

И я попробовала активно воспользоваться этими возможностями.

Хочу сказать, что подобная работа несколько отличается от традиционной очной или дистанционной работы. Как мне кажется, приблизительно также отличается работа скорой помощи от планового приема у участкового терапевта. Но особенностью оперативной работы психолога является то, что она тоже в каком-то смысле может быть плановой.

Что я имею в виду?

Начало работы мало чем отличается от традиционного подхода: прояснение запроса, договор на дальнейшую работу. И вот как раз при заключении договора на дальнейшую работу, специалист предлагает своему клиенту выходить на связь по возможности в оперативном режиме, т.е., тогда когда возникает проблемная ситуация, приходят «нехорошие» мысли или чувства. Таким образом, у психолога появляется шанс увидеть или, как минимум, услышать своего клиента в тот самый момент, когда он (клиент) чувствует или считает, что с ним что-то не так. (Как дополнительный вид оперативной связи можно использовать и электронную почту, поскольку написать о своих переживаниях клиент может тоже очень оперативно. Также как и психолог может очень оперативно эту информацию получить и подготовиться к консультации с учетом этой полученной информации).       

Такая оперативная связь может дать возможность существенно продвинуться как в плане поддержки клиента, так и в плане сбора важной дополнительной информации. Наряду с этими двумя возможностями сама по себе оперативность может помочь положительной динамике всего процесса работы, поскольку яркость и непосредственность переживаний помогают в этом как специалисту, так и самому клиенту.

Чтобы не сложилась полная картинка только неотложной помощи, хочу сказать, что положительной динамике процесса способствует скорее не оперативность как таковая, а регулярность и длительность в отслеживании переживаний в оперативном режиме. Т.е. очень важно, чтобы клиент обращался к специалисту не разово со своими острыми переживаниями, а такие обращения носили регулярный характер в определенный, заранее оговоренный период времени, в заранее оговоренном направлении работы. Это, безусловно, потребует от специалиста дополнительных умений в переключении или включении. Но оно того стоит.

Хотелось бы особо отметить, что в своей работе я довольно часто сочетаю традиционную очную работу с оперативной дистанционной работой. Важно с самого начала работы и самому специалисту понять целесообразность использования оперативной дистанционной работы (как основной или дополнительной), а затем выяснить насколько это подходит клиенту.

В завершение, я еще раз хотела бы уточнить, что оперативная дистанционная работа с клиентом ни в коем случае не является полноценной заменой традиционных форм консультирования. Если речь и идет о замене очной работы на оперативно-дистанционную, то только в особых случаях, когда такое решение целесообразно с точки зрения специалиста, и не встречает сопротивления со стороны клиента. В остальных случаях, а их, несомненно, будет большинство, специалисту лучше использовать оперативную дистанционную работу как дополнение к традиционным формам консультирования.



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Работа с психологом как инструмент или Тайны психологического консультирования
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Быстро или Постепенно – что можно делать на консультации у психолога?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что ждать от работы с психологом или психотерапевтом
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Как написать сценарий фильма и заработать? Практика для работы с клиентом
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Что мне делать со своими сновидениями? Маленькое упражнение для самостоятельной работы
  • Поиск работы. Что да как и почему.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь