О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента

Автор статьи: Геннадий Малейчук

О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента

 

В профессиональной деятельности психотерапевта довольно остро стоит проблема принятия клиента. Без принятия клиента невозможно установить с ним психотерапевтический контакт или альянс, а следовательно и психотерапевтические отношения, без которых психотерапия становится невозможной. Принятие клиента – необходимое условие психотерапии. Об этом более подробно я писал в статье «Картина мира психотерапевта или почему у клиента есть шанс».

Однако принятие клиента – достаточно сложная задача не только для начинающего работать психотерапевта, так как это означает безоценочное к нему отношение, а оценка – безусловный атрибут человеческого мировоззрения. И здесь психотерапевт часто сталкивается с чувством высокомерия. И для этого у него есть все основания, неизбежно вытекающие из его позиции и позиции клиента. Рассмотрим подробнее эти позиции участников терапевтического процесса.

Клиент:

• Находится в позиции «просящего». Он обращается к профессионалу, наделяя его (и не без основания) знаниями-умениями, опытом, мудростью, тем самым априори помещая его в позицию дающего;

• Многого не осознает в своей жизни в целом и в своей проблеме, с которой обратился за профессиональной помощью, в частности;

• Не обладает необходимыми знаниями в области психологии, имеет поверхностные житейские представления о психической реальности (душе) и законам, по которым она функционирует;

• Материалистически ориентирован, зная и доверяя больше материальному, реальному, чем духовному, идеальному;

• Часто инфантилен, и вследствие этого эгоцентричен, зачастую не способен выйти за пределы Я-центрированной позиции. Не всегда способен видеть ситуацию со стороны, занимать метапозицию, из-за чего существуют проблемы с собственным выбором, а следовательно и с ответственностью за них.

• Имеет часто противоречивые, разрозненные представления о себе, о других людях и о мире.

• В восприятии себя, мира и других людей у него преобладает оценочная позиция, создающая установку сравнения себя с другими и желания стать лучше, другим, не собой;

Психотерапевт:

• Определяется клиентом в позицию «дающего». Имеет соответствующие профессии знания-умения-навыки, личный и профессиональный опыт;

• Осознает и рефлексирует свою жизнь и себя как личность. За время обучения в процессе прохождения обязательной личной терапии «встретился» и осознал свои основные проблемы и по большей части их проработал;

• Вооружен знаниями о закономерностях существования и развития психической реальности, о психической норме и вариантах ее отклонения;

• Обладает психологической картиной мира, склонен видеть психологическую сущность за многими материальными процессами;

• Зрелая личность. Способен к эмпатии и децентрации, что дает возможность «выходить» в метапозицию, позволяющую видеть ситуацию с разных сторон, под разными фокусами, в силу чего появляется перспектива делать собственные выборы и принимать за них ответственность;

• Имеет целостное непротиворечивое представление о себе, мире и других людях;

• Способен к безоценочному отношению, создающему установку принятия себя и другого «таким, какой есть».

Вышеописанные «бонусы» профессии «психотерапевт» часто создают условия для появления у него чувства высокомерия по отношению к клиенту.

Как психотерапевту избежать высокомерной позиции и быть в состоянии понимать и принимать клиента?

На мой взгляд, это возможно через «взращивание» в себе чувства уважения к клиенту. Какие у терапевта имеются основания для уважения клиента?

Клиент – это человек, добровольно обратившийся к психотерапевту за профессиональной помощью. Уже один этот факт достоин уважения. Это означает, что клиент человек:

Мужественный. Несмотря на страх и стыд, в целом присущий перед такого рода специалистами, а для нашей культуры – тем более, он в состоянии рискнуть обратиться за профессиональной психологической помощью.

Интеллигентный. Не решает свои проблемы кустарным способом (самолечение, друзья-подруги, бабки-колдуны и пр.), а обращается к профессионалу. Следовательно, в его мировоззрении имеются элементы культуры в целом и психологической культуры в частности.

Разумный. Понимает, что душа  заслуживает к себе должного внимания, что в мире важны не только материальные ценности, но и духовные, что здоровье зависит не только от состояния тела и физиологических процессов, но и от душевно-эмоционального состояния.

Страдающий. Испытывает психический дискомфорт, напряжение, тревогу, страхи, депрессию, внутриличностные противоречия – все, что заставляет его страдать, переживать душевную боль.

Вышеперечисленные качества клиента позволяют относиться к нему с уважением, вниманием, сочувствием, видеть в нем за внешним фасадом, не всегда привлекательным, душу – ранимую, страдающую, пугливую, надеющуюся.

P.S.  И еще клиенты заставляют психотерапевта думать, рефлексировать, размышлять, находиться в поиске, профессионально и личностно расти. Спасибо им за это.

  Возможна консультация и супервизия  для иногородних по скайпу

Скайп

Login: Gennady.maleychuk

 Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии



Просмотров: 729
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • Три позиции клиента при обращении к психотерапевту.
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Характеристика клиента, обращающегося за психологической помощью
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Роль психотерапевта в жизни клиента
  • Этический кодекс регулирующий отношения психотерапевта и клиента
  • Магия vs психология, а есть ли разница для клиента?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Почему для меня как клиента психотерапия работает
  • Записки психотерапевта/клиента. Гимн «пограничнику»
  • Правила регламентирующие отошения психотерапевта и клиента
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Как не стать мамой для клиента?
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • Куда уходит любовь. Записки психотерапевта/клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь