Отец и сын

Автор статьи: Елена Кислова

 

Отец и сын

Существует множество психологических теорий пытающихся разобраться, что такого происходит в раннем детском возрасте, приводящее к патологии личности того или иного рода.

     Во всех теориях фигурирует образ матери, как предопределяющий, главенствующий, но очень мало пишется об образе отца, который впоследствии способствует становлению личностной, половой, родительской состоятельности.

 

Начнем с рождения.

     В первые два месяца жизни младенец находится в аутистическом коконе (теория обьектных отношений М.Малер). Сам малыш, мать и мир вокруг едино слиты в восприятии ребенка

     Со 2-ого по 6 месяцы – симбиотическая фаза: ребёнок формирует материнский объект, главный объект любви и на основе этого- базовое доверие к миру.

     Далее должен начаться процесс отделения или сепарации-индивидуации малыша от матери.

     Сепарация – это процесс психического отделения ребёнка от матери, обретение собственного Я.

     Индивидуация – процесс обогащения Я новыми образованиями, навыками, знаниями – детские достижения, которые убеждают ребенка в наличии у него его собственных индивидуальных характеристик.

       Е. Абелин (соратник М.Малер) замечает, что задача сепарации от матери неразрешима без некоего не материнского объекта, к которому может обратиться ребенок, и наилучшим объектом такого рода становится отец, потому что у него с женой особенные отношения близости.

     Появление контрастной, в отличие от материнской фигуры отца, дает возможность выработать оптимальную дистанцию к матери и выйти из симбиотического слияния, которое может привести к искажению реальности мира ребенком. Взаимодействие с отцом учит объективно воспринимать реальность именно в таком раннем возрасте!

Специфическое возбуждение, связанное с отцом – это для ребенка типа «дозаправки», ведь мать он считает как само собой разумеющуюся, «ухаживающую», находящуюся в доступности.

Херцог полагает, что важная роль отца в это время заключается в том, что он помогает младенцу правильно распределять агрессию.

Переход с симбиотической фазы в фазу сепарации-индивидуации может наблюдаться с отклонениями, если нет взаимодействия с отцом, а мать удерживает ребенка в состоянии продолжительной симбиотической зависимости.

Если мать является слишком вторгающейся и постоянно, прямо или косвенно препятствует устремлениям мальчика – это может открыть путь для пассивного подчинения, что станет разрушительным, если образ отца нельзя использовать для идеализации и эго-идентификации.

 

После года сепарация-индивидуация продолжается и имеет два переплетающихся направления развития.

Индивидуация– внутрипсихическая автономия восприятия, памяти, познания, тестирования реальности.

Сепарация- формирование границ и разъединение с матерью.

 

В результате нормального процесса сепарации-индивидуации ребенок становится автономным и независимым, может удовлетворять свои потребности независимо от матери и, что самое главное, формировать собственную идентичность.

Идентификации ребенка с родителем своего пола являются в дальнейшем источником чувства собственного достоинства.

В период так называемой анальной стадии развития ребенка (2-4 года), когда начинается приучение к горшку и малыш, обычно, гордится своими «туалетными подвигами», как это не покажется наивным, но отец гордится вместе с ним, даже если эти «подвиги» в начале осуществляются не туда, куда следует…

Когда начинается кризис трех лет, роль отца незаменима в следующем: подключать сына к мужским занятиям: строить, красить, бороться и т.д.

Около 5 лет мальчик испытывает сильное желание сохранить любовь отца!

Сейчас ему необходимо приносящее удовольствие контактирование с идеализированным образом отца (мой папа самый лучший); мальчику нужно испытать чувство безопасности с отцом.

Удовольствие и безопасность косвенно формируют решающие идентификации, что приводит к раннему началу формирования правильной половой ориентации и усилению чувства мужественности.

С точки зрения Ж. Лакана существует три ступени развития роли образа отца в эдипальный период (5-6 лет).

1. Сначала отец не появляется как отдельная структура, ребенок может воспринимать его как кого-то, соревнующегося за отношения с мама- сын.

2. Далее образ отца – это всемогущая фигура, которая ослабляет связь между матерью и ребенком. Осознается, что мальчик не один, кто претендует на отношения с матерью, и кому она отвечает взаимностью.

3. Еще позже отец способствует позитивной идентификации с самим собой. Мальчик отвергает желание быть отцом. Теперь он должен быть как сам отец.

Если взаимодействие с отцом мало достижимо для ребенка в раннем возрасте, идентификация задерживается, и это ведет к нарушению стойкого чувства мужественности у мальчика.

Если отец пассивен, беспомощен, у него развита враждебная состязательность с сыном- это может привести к чувству незащищенности ребенка.

Именно отец, по мнению Д. Боулби (теория привязанности) дает ребенку необходимое чувство самоценности, знание о том, что другие могут придти на помощь, то есть ту бесценную модель, опираясь на которую, выросший ребенок выстроит свои собственные, здоровые межличностные отношения.

Последователи Боулби понимают отца как компаньона в игре основная роль его - в обеспечении безопасности ребенка посредством чуткой поддержки и стимуляции исследовательской активности ребенка в совместной игре.

Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, дают толчок развитию моторики, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка. Отец дает пример практического и действенного решения разных проблемных ситуаций.

Чем больше отцовская забота, тем больше сын будет «впитывать» мужской способ мышления отца и учится разрешению проблемных ситуаций.

В 26-летнем лонгитюдном исследовании доказано влияние отца на развитие личностных характеристик ребенка. Выяснено, что именно отцовское внимание в детстве – один из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии. У отцов, занимавшихся с детьми несколько раз в неделю, дети становились более чуткими взрослыми.

Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, легче справляются с тревожными ситуациями, легче социализируются (привыкают к детским коллективам, устанавливают дружеские отношения и т.п), самооценка и их уровень притязаний выше.

 

М. Боуэн (системная семейная психотерапия) пишет, о важности достижения автономии между членами всей семьи. Ведь чем слабее автономия, тем хуже ребенок справляется с тревогой и напряжением.

Если в дальнейшем взрослении ребенка отец по каким-то причинам отдален от сына или и от сына и от жены, (не обязательно в прямом смысле, имеется в виду в том числе разрыв эмоциональных связей), то мальчик может как бы занять место отца рядом с матерью. Которая провоцирует поиск замены мужской фигуры в сыне, проецируя на него свои желания, что чревато   укреплением симбиотической связи ребенка с матерью, препятствующей его развитию, автономии и взрослению.

Нарушения в структуре Я (по Г.Аммону), становятся отчетливыми в случае затянувшегося симбиоза. Напряжение в дисфункциональной семейной системе сильно, и для его снижения мать пытается привязать к себе ребенка, так как в одиночку в такой системе не выстоишь. Отец может «оставлять» сына матери, чтобы не распознавать собственные конфликты.

В связи с этим Г. Аммон считает, что все повреждения центральных Я- функций происходят вследствие нарушения отношений в семье, особенно в симбиотических отношениях мать-дитя. А нарушения- это все виды зависимостей, психопатология, психосоматика.

По представлениям Ю. Борисенко, снижению вклада отца в воспитание способствует ломка традиционной системы семьи, произошедшая в середине прошлого века.

В семье «старого образца» отец выступал как пример для подражания и наставник не только в семейной, но и внесемейной общественной деятельности и отношениях.

В современной городской семье постулаты патриархата перестали ими быть из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу, семейный быт, где отцу не предусмотрено пьедестала. В патриархальной семье мальчики проводили много времени, работая под руководством отца. В городе же дети не видят, как трудится отец, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. Муж часто критикуется женой, его авторитет снижен.

И. Кон пишет о том, что мальчик может воспринимать неуспех отца, подчеркнутый, так или иначе, женой, как свой собственный. Происходит подмена уважения к папе жалостью к нему, и в результате нарушения процесса идентификации с отцом самоуважение мальчика снижается, что, возможно, повлечет возникновение депрессивной симптоматики, повышение уровня тревожности и трудности в развитии мужских черт.

По исследованиям Ю.А. Токаревой, наиболее негармоничным стилем воспитания отца по отношению к сыну является «эмоциональное отвержение», эмоциональная дистанция отца от сына.

Гораздо реже ребенок может оказаться в центре внимания отца, такой стиль воспитания – «доминирующая гиперпротекция»: лишение самостоятельности, ограничения и запреты. Смысл данного типа воспитания заключается в том, что только отец, якобы, видит жизненный путь сына в перспективе, хочет сам «сделать» ему дорогу в жизнь.

При «гипопротекции» отец не интересуется ребенком и не контролирует его. Преобладающий тип отношения отца к ребенку: «маленький неудачник», он характеризуется стремлением отца инфантилизировать сына, приписав ему личную и социальную несостоятельность. При этом сын представляется отцу неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Есть в этом исследовании и достаточно высокий процент отцов, стремящихся удовлетворить все потребности ребенка, оградив от трудностей жизни. При «авторитарной гиперсоциализации»: внимание социальному статусу сына и требования все больших успехов в разных видах деятельности.

К сожалению, тип «кооперация» – общение с ребенком на равных, был выявлен у очень малого процента отцов.

Считается, что бесчувственный, равнодушный отец препятствует развитию эмоциональной регуляции у ребенка. Возбужденный ребенок, отец которого не может помочь ему успокоиться, вынужден в итоге пытаться справиться со своими эмоциями самостоятельно, что нередко выражается в агрессивных срывах .

Разумеется, данные стили воспитания, а также отношение к ребенку не способствуют становлению зрелой личности.

Вывод: согласно психодинамической концепции, чем сильнее Эго (Я) личности, тем она более зрелая, имеет энергию для противостояния психическим травмам, конфликтам, утратам и стрессам.

Для успешного функционирования личности необходима автономия, то есть сепарация-индивидуация (по Малер) в младенческом периоде развития, когда этому процессу способствует фигура отца.

От психоаффективной зависимости человек вырастает тогда, когда главенству и преобладанию матери противопоставляется образ отца – важнейшая для развития психики индивида структура.

Сепарация и дифференциация необходимы и в семейной системе на более поздних возрастных этапах становления личности. И роль отца, его принципы воспитания сына так же очень важны.

Послесловие автора: грущу, когда наблюдаю, как в молодой семье вступают в коалицию жена и теща- ребеночек совсем маленький и папу, по-разным причинам, отстраняют от взаимодействия с сыном...

Грущу, когда женщина рожает от любовника «для себя», а потом либо мужчина, обещавший до этого всячески помогать, играть, любить постепенно (или сразу) исчезает. Или сама женщина привыкшая до этого жить одна впадает в симбиоз с малышом, нуждаясь, как максимум в денежных средствах от отца ребенка...

Грущу, когда измучившаяся разводом- расставанием- изменой женщина не разрешает отцу видеться с сыном…

И, конечно, грущу, когда мужчина сам попросту вычеркивает маленького мальчика из своей жизни….

 



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Дочь - любимая женщиная отца, сын, победивший отца или что мы делаем с детьми
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Влияние отца на жизнь дочери. Отец как внутренняя опора.
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что делать, если начальник похож на отца или мать.
  • Отцовские объятия, или Роль отца в жизни ребенка
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Признание. Или роль отца в жизни сына.
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Роль отца с момента зачатия до рождения ребенка
  • Воспитательница – мать, укравшая сына у отца
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Как научиться уважать отца ребенка?
  • Как привлечь отца к воспитанию ребенка
  • Яблоко от яблони (роль отца в воспитании ребенка)
  • Как просить отца о помощи в воспитании ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как воспитывать сына без отца
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь