Преодолевая непростое, или что такое буллинг

Преодолевая непростое или что такое буллинг

Сегодня пятница. Такой день, когда ребята, отдыхающие в санатории, устают за прошедшую учебную неделю, получают последнее, перед выходными, лечение и многие уже ожидают завтрашнего приезда родителей.  Пятница, обычно, наполнена  впечатлениями и заданиями, чтобы ребятам завтра было что рассказывать. А в насыщенные эмоциями дни некоторые обязательно сталкиваются со сложностями и переживаниями, связанными с учебой, конкурсами, которые проводятся в санатории, с взаимоотношениями с коллективом и сверстниками. В такие кризисные моменты, важно не упустить из виду эту проблемную ситуацию, попытаться разобраться в ней, дать поддержку всем ребятам, кто в ней нуждается.  Воспитатели не успевают справиться с такой довольно ответственной миссией, ведь в их отрядах не один, не два, а по двадцать, тридцать человек. С каждым работать не хватит времени, да и ребята, подчас, боятся рассказать им о своей беде. Поэтому у нуждающихся в поддержке есть добрый друг, который их всегда выслушает – психолог.

Сегодня меня посетил Андрей. О своем желании рассказать о проблеме он сообщил заранее, тихонечко отозвав меня в уголок, пока никто не видит. Говорил он неуверенно, прятал взгляд и поглядывал, чтобы никто не заметил, что он со мной общается. Задав ему вопрос «Срочно ли нужна консультация», посмотрела на его реакцию. Мальчик довольно долго раздумывал, но ответа я так и не дождалась. Поняв его состояние, пригласила пройти в кабинет прямо сейчас. На что он, не раздумывая, согласился.

Зайдя в кабинет, Андрей в нерешительности встал у двери. Я подбадривающе улыбнулась и предложила занять место там, где ему будет комфортно: на одном из двух мягких кресел или на диване. Он выбрал диван и сел медленно, на самый его краешек. Дав ему время немного освоиться в новом помещении, задала стандартные вопросы. Как зовут, сколько лет, где и с кем живет, в каком классе учится, чем увлекается. Плавно перешла к воспитателям, отряду и отношениям в  коллективе, которые сложились  у него в санатории. Оказалось, не сложились.

Андрей взял инициативу в свои руки и начал рассказывать о том, что произошло.  Так получилось, что ребята его комнаты знали друг – друга еще до приезда в санаторий и хорошо общались. А он оказался новым, неизвестным  для них, к тому же достаточно скромным. Поэтому из него получился неплохой «козел отпущения». За счет Андрея мальчики поднимали свою самооценку, тренировались в шутках, демонстративно вели себя перед противоположным полом (будет уместно добавить, что возраст в отряде колебался от 14 до 16 лет).  Сначала он пытался сопротивляться, но количество насмешек и обидных слов только увеличилось. К ним прибавились угрозы к Андрею, что он может получить пинок, если не удовлетворит их просьбу, или будет побит. После этого, мальчик уже не сопротивлялся, а старался выполнять  все просьбы и требования своих мучителей, а те раззадоривались и придумывали новые.

Но наступает момент, и терпение иссякает. Так произошло и в этом случае: Андрей боялся сделать что-либо сам, его запугали, что за обращение к воспитателям они придумают ему страшное наказание. Поэтому он пришел ко мне, когда стало уже совсем невыносимо.

Это не первая и не единственная ситуация жестокого обращения в среде сверстников. Такие запросы бывают несколько раз  за смену в 21 день. Чаще всего, в качестве задиры выступает определенный человек, которому что-то не нравится в жертве и он пытается её унизить, оскорбить, может даже побить.  Подобное явление в психологии носит название «буллинг»-индивидуальный прессинг, исходящий от одного лица. В случае с Андреем я наблюдала более сложное явление: агрессорами выступали аж сразу четыре мальчика. Подобному дают название «моббинг»- агрессивное поведение группы лиц по-отношению к жертве.

Отвлечемся немного от конкретной ситуации и рассмотрим явление моббинга в целом. Что оно из себя представляет?

Понятие «Моббинг» произошло от английского слова «толпа» и означает форму психического насилия, которая приводит к реальным угрозам физического выживания человека. В детских коллективах моббинг опасен тем, что ребенок, чаще всего, не может предпринимать какие-либо методы самозащиты против моббинга.

Во все времена школьники обижали, обзывали, издевались, высмеивали и даже били одноклассников по тем или иным причинам: плохой внешний вид, слишком хорошая учеба, мало знакомых в классе, деффекты лица, речи, слишком толстый или слишком худой, плохо знающий язык общения…

Моббинг проявляется через насмешку, отъем денег, придирки, порчу  вещей, бойкот, изоляцию от коллектива. Школьники проявляют иногда такую изобретательность в выборе средств травли, что им позавидует даже взрослый. Жертву моббинга могут оболгать, причинить вред  репутации, принести вред  физическому и психическому здоровью,  довести до самоубийства или даже убийства.

Одной из причин появления моббинга в детских коллективах является незанятость подростков. С его помощью, ребята самовыражаются, чувствуют себя смелее и отважнее, даже сплачиваются в дружбе «против» кого-то. В этот же момент «жертва» чувствует себя загнанной в угол. Что бы не решил ребенок, подвергнутый моббингу, ему почти никогда не удается самостоятельно выбраться  из сложившейся ситуации. При попытках уйти от издевательств, не обращать внимания он – трус. В случае обращения к взрослым за помощью и поддержкой он - слабак и ябеда, а если попытается подружиться с настроенными против него ребятами, он подхалим…

Если у вас возникло подозрение, что ребенок стал жертвой издевательств со стороны сверстников (это может проявляться в замкнутости, нервозности, подавленности, поиске причин, чтобы не ходить в школу или не контактировать с одноклассниками), необходимо осторожно поговорить с ним, попытаться добраться до проблемы. Подвергнутый моббингу переполнен злостью, страхом и чувством стыда. Не стоит ждать, что само пройдет. Нужно бить тревогу. Есть несколько способов борьбы с этой проблемой, на крайний случай можно даже перевести ребенка в другую школу.

Точно так же¸ как и буллинг, моббинг  нуждаются в искоренении, а ребенок, подвергнутый моббингу в помощи и поддержке. Терапия начинается с интервью, а затем могут подбираться фармако и психотерапия.

В случае с Андреем мы начали работу с интервью. Так как мальчик пришел самостоятельно, его не привели против его воли,  у него было желание изменить ситуацию в лучшую сторону, но он не видел средств и возможностей, как побороть трудности. После того, как Андрей подробно рассказал и описал все, с чем ему пришлось столкнуться, я попросила его определить свои чувства по - отношению к обидчикам. Мальчик искал их, перебирал, пробовал те, которые я ему предлагала на соответствие с внутренним откликом. В итоге у нас получился, на первый взгляд, небольшой  набор: страх, обида, тяжесть и злость. Но это только на первый взгляд.  С ним мы и продолжили дальнейшую работу.

Следующим этапом нашей работы было выражение чувств на бумаге. Андрею был предложен белый лист и набор карандашей. По заданию он мог нарисовать картинку о том, что у него творится внутри. Андрей довольно  долго думал, а потом нарисовал страх и обиду такими, какими он их чувствовал. Для рисунка он использовал много темных тонов. Мы вновь еще раз проговорили эти чувства, и я заверила мальчика, что испытывать их совершенно нормально.

После этого мы перешли к сочинению рассказа. По моей просьбе, Андрей задумался о том, как все могло бы быть иначе, что бы он хотел видеть, какое отношение к себе его бы устроило. Он довольно легко справился с этой задачей. Когда мальчик описывал приятное для него отношение окружающих к себе, он стал спокойнее, навалился на спинку дивана (хотя до этого сидел на краешке), даже изредка начал шутить.

Теперь, когда Андрею стало комфортно и между нами появилось доверие, я предложила ему поискать варианты выхода из этой ситуации. Мы стали решать, что он может дальше сделать, чтобы быть в максимальном выигрыше, воплотить желаемую для него ситуацию в действительность.  Каждый вариант обговаривался, обдумывался и взвешивался. В итоге, мы нашли более 7 -ми вариантов, а Андрей уже сам выбрал, что он будет делать дальше, и как я буду ему в этом содействовать.

Наша с ним работа на этом не закончилась. Я спросила его, как он мог бы поднять самооценку, за счет чего для него это возможно сделать. Андрей рассказал о своих ресурсах, что ему помогает здесь, как он справляется, и нашли так же несколько новых возможностей поднятия самооценки в этом коллективе и даже в комнате обидчиков. Затем, мы обобщили все, что он узнал сегодня нового и Андрей пошел делать первые шаги в осуществлении своих планов.

Эта история закончилась хорошо. Умелая работа воспитателей и верный выбор Андреем своего дальнейшего поведения помог ему не только остаться в этом коллективе, но и завоевать авторитет даже у бывших обидчиков. К сожалению, не все истории так заканчиваются. Именно поэтому необходимо следить за состоянием ребят, вовремя обращать внимание на замкнутость и негативные эмоции, не стесняясь, давать поддержку, которая так необходима жертвам моббинга и буллинга.



Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Ему все равно!», или что стоит за «каменным» лицом?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Так хорошо, что даже тошно...
  • А что бы вы сказали, если бы мужчина признался, что ему стыдно?
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Эмоции или пиар: зачем режиссер Каримов рассказал, что ему «наставили рога»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь