Психологическая сущность развода как экстремальной жизненной ситуации

     Изучая психологическую сущность развода как экстремальной жизненной ситуации необходимо изучить и понять особенности субъективной интерпретации ситуации. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения "ситуационного подхода".

     Концепции ситуационизма были разработаны такими известными психологами как К.А. Абульханова-Славская (1994), А.В. Брушлинский 919910, Л.Ф. Бурлачук, Н.Б.Михайлова (2002), Р. Росс, Р. Нисбетт (2000) и др.

     Согласно определению Н.Б. Михайловой, психологическая теория ситуации предполагает исследование и объяснение трех основных реалий:

1. Психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных.

2. Субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно-эмоциональных репрезентаций в сознании человека.

3. Поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций (Н.Б. Михайлова, 2000).

     Сущность ситуационного подхода, по мнению американских психологов Л. Росс и Р. Нисбетт (L. Ross, R. Nisbett), выражает теоретическая триада: ситуационизм, субъективизм, динамизм напряженных систем. 

     В процессе жизни человек переживает бесчисленное множество различных ситуаций, событий, которые могут быть волнующими, яркими или монотонными, обыденными, простыми или сложными, стимулирующими активность или психотравмирующими. Объективные узоры, отпечатывающиеся в психике отдельного человека, часто совершенно уникальны и закрыты для восприятия других людей. В этом смысле психика остается трагически невидимой. Другой не может, а часто и не хочет "это" понять, потому что он "это" не пережил, а рассказ о событии воспринимается им как "чужое", не "свое". Проникая в глубины объективных событий жизни отдельных людей, психологи имеют возможность по-новому увидеть проблему психического развития человека, понять его личностный склад.

1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации.

2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.

3. Существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности.

4. Существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации.

Непомерно раздутое представление людей о значимости личностных черт и диспозиций при одновременной неспособности признать важность ситуационных факторов при их воздействии на поведение получило название "фундаментальной ошибки атрибуции".

Между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа "компонентной перспективы", согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости изучения личности в контексте естественных социальных ситуаций, в которых она функционирует. Американские психологи утверждают, что социальное давление и другие ситуационные факторы оказывают на поведение человека более мощное влияние, чем принято обычно считать. Кроме того, чтобы понять характер воздействия отдельно взятой социальной ситуации на конкретного человека, необходимо подчас уделять внимание ее тончайшим нюансам (Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова, 2005).

Рассматривая ситуационный подход, необходимо учитывать когнитивно-эмоциональные репрезентации или субъективные интерпретации ситуации.

Субъективная представленность картины ситуации в индивидуальном сознании вызывает особый интерес психологов, так как непосредственно относится к предмету психологической науки. Сама постановка вопроса тут же сталкивает категории «реальное», «объективное» и «субъективное», «отраженное», требует понимания их взаимоотношения. 

     Возникает проблема исследования и описания этой особой психологической реальности – «картины мира» или «картины ситуации как фрагмента мира», сотканной, по выражению В.Ф.Петренко, из отдельных лоскутов содержания индивидуального сознания. Для изучения этой субъективной картины В.Ф. Петренко предлагает путь изучения категориальной структуры индивидуального сознания, размещения в ней индивидуальной системы значений. 

     В научной литературе для определения субъективной представленности ситуации в сознании используется целый ряд близких терминов: конструкт, фрейм, схема, скрипт, модель дискурса, ментальная модель, ментальная карта и пр. 

     Наблюдения за клиентами психологической консультации во время сеансов, их интервьюирование после курса психокоррекции, экспертный опрос психологов-консультантов дают информацию о психологических и социальных следствиях изменения такой характеристики субъективного конструкта, как предопределение причин. Рейтинг таких последствий выглядит следующим образом:

  1. Появление нового видения ситуации, обнаружение смысла в ситуации развода;
  2. Снижение степени эмоциональной напряженности, ощущения облегчения;
  3. Уход тяжелых чувств ненависти и желания отомстить;
  4. Появление стройной имманентной теории о том, что случилось  с самим клиентом и его браком;
  5. Увеличение времени общения с разводящимся супругом;
  6. Появление в общении таких характеристик, как снисходительность, терпение, желание понять другого;
  7. Децентрация в общении, повышение чувствительности к обратной связи от партнера по общению
  8. Уменьшение количества спорных вопросов, решающихся в судебных органах;
  9. Исчезновение стратегий поведения, направленных на создание препятствий отцу общаться с ребенком (если он есть);
  10. Уменьшение количества угроз, оскорблений, случаев рукоприкладств (Е.В. Гришунина, 2004).

Таким образом, предопределение причин развода приводит к значительным изменениям в субъективной интерпретации этой ситуации и, как следствие, к обнаружению новых смыслов, в некоторых случаях к появлению более адекватных стратегий поведения, к снижению субъективной значимости тем мести и изломанной личной жизни у разводящихся и разведенных.

Рассмотрим развод как экстремальную жизненную ситуацию. Развод относят к экстремальным ситуациям такие исследователи как К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, (развод как травма, наряду с катастрофами и несчастными случаями),  (Крюкова Т.Л., Сапоровская М.Ф., Куфтяк Е.В., 2005). Развод может рассматриваться и в качестве тяжелого жизненного события в своем динамическом аспекте, и как хронический ролевой стрессор из-за кризиса и слома супружеских ролей во время развода. Широко распространены такие последствия развода, как неустроенный быт, определение нового места жительства,  нехватка денег и пр., которые относятся исследователями к четвертому основному виду стрессоров – жизненным трудностям.

Одним из сложнейших последствий развода для человека является пересмотр жизненных ценностей, смыслов. Наличие данного признака, согласно парадигме критических ситуаций В.Ф. Василюка, позволяет отнести ситуацию развода к кризисам или к экстремальным ситуациям (В.Ф. Василюк, 1984). Развиваясь как конфликт, в процессе которого участники испытывают постоянные фрустрацию и стресс, развод может приводить к значительным изменениям всего жизненного пути человека.

Экстремальная жизненная ситуация или критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Таким образом, психологическая сущность развода как экстремальной жизненной ситуации  позволяет нам классифицировать развод как ситуацию крайне тяжелую для  переживания, ситуацию, которая влияет на  все сферы функционирования личности.

Мы рассмотрели ситуацию развода с точки зрения теории личностно-ситуационного взаимодействия. Одним из важных аспектов изучения ситуации развода является изучение когнитивно-эмоциональных репрезентаций или субъективной интерпретации ситуации.



Просмотров: 567
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Представления о ситуации развода у мужчин и женщин. Смерть или свобода
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Родители и дети в ситуации развода.
  • Ребёнок в ситуации развода родителей
  • Переживание детьми ситуации развода
  • Дети в ситуации развода родителей
  • "Как перестать врать?" Токсический стыд. Психологический разбор ситуации.
  • Представления о ситуации развода у мужчин и женщин
  • Оценка субъективной стороны восприятия потерпевшего противоправной ситуации (об СПЭ)
  • Тест "Оценка собственной жизненной ситуации"
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Сказкотерапия в ситуации развода родителей. «Про Маленькую Веселую Рыбку»
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • "В любой непонятной ситуации..." или Комикс о механизмах защиты
  • Когда любовь убивает или "вампиры-вегетарианцы" в аналитической ситуации
  • Как помочь человеку в экстремальной ситуации?
  • Развод в ситуации подросших детей, после 7-10 лет совместной жизни.
  • "Муж сказал, что не любит" Психологический разбор ситуации.
  • "У мужа семья на стороне, что делать?" Психологический разбор ситуации.
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • "Как мне его вернуть?" или пять стадий развода
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 1
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 2
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь