Родители и дети в ситуации развода.

Родители и дети в ситуации развода

  Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи, а также его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему.

Развод - это разрушение отношений между супругами на всех уровнях взаимодействия: эмоционально – психологическом, сексуальном, социально – экономическом и  юридическом уровне.

Сразу хочу отметить, что описание данных уровней и изменений, происходящих на них при разводе, не относятся к семьям, в которых было или есть домашнее насилие.

Изменения в отношениях супругов, как правило, начинаются с эмоционального уровня, следствием этого являются изменения на сексуальном уровне. Изменения на социально-экономическом и юридическом уровне могут идти в любом порядке. То есть супруги могут уже не жить вместе, но официально не быть разведенными. Или наоборот – официально развелись, но живут вместе. Итак, чем же характеризуется каждый из уровней супружеских взаимоотношений:

1. Эмоционально – психологический уровень.

В браке:

  • Желание делиться своими глубинными намерениями и чувствами.
  • Возможность выражать свои мысли, планы и желания.
  • Конструктивный диалог на равных.
  • Сохранение собственной индивидуальности в отношениях даже во время конфликта.

При разводе:

  • Чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов.
  • Сопровождается болью, злостью и страхом, зачастую
  • шоком, ощущением пустоты и хаоса. 
  • Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

2. Сексуальный уровень.

В браке:

  • Физическая близость (телесный контакт, объятия, поцелуи, секс).
  • Партнеры получают удовольствие от близости.

При разводе:

  • Чувство неприязни при любом сближении или прикосновении.
  • Отказ от физической близости с супругом.

3. Социально - экономический уровень.

В браке:

  • Согласование представлений о супружеских ролях.
  • Совместное ведение хозяйства.
  • Совместное проживание.

При разводе:

  • Прекращение совместного ведения хозяйства.
  • Разделение семейного бюджета (если до этого он был общим).

4. Юридический уровень.

В браке:

  • Заключение брачных контрактов.
  • Формальное заключение брака между  женщиной и мужчиной, достигших брачного возраста в ЗАГСЕ.

При разводе:

  • Судопроизводство по правовым спорам.
  • Формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами.

 

Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью - часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться в новой реальности. Распад семьи немедленно и тяжело сказывается на морально-эмоциональном и материальном состоянии всех её членов, включая детей.

Развод представляет собой ситуацию аналогичную утрате близкого человека и порождает схожую динамику переживаний. Для описания стадий развода может быть использована модификация модели переживания утраты, предложенная Элизабет Кюблер-Росс.

1. Стадия отрицания. 

2. Стадия озлобленности. 

3. Стадия переговоров. 

4. Стадия депрессии. 

5. Стадия принятия. 

Причиной обращения за консультацией к психологу является изменение в поведении детей.  И в этом нет ничего удивительного. Ведь ребенок является самым слабым звеном в семейной системе. Любые изменения или кризисы в семье, будут ярче всего проявляться в его поведении и психологическом состоянии. Предлагаю более подробно рассмотреть эти стадии со стороны взаимоотношений родителей и детей. 

Стадия отрицания. 

Первоначально реальность происходящего отрицается. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов: 

  • рационализация (“наконец пришло освобождение”, “рано или поздно это все равно бы произошло”). 
  • обесценивание (“на самом деле брак был ужасным”, “мой муж полное ничтожество”).
  • отрицание (“ничего такого не случилось”, “все хорошо”) и др.

 Родители:

  • Переживание болезненных чувств.
  • Создание иллюзии, что ничего не случилось, чтобы  не травмировать психику ребенка.
  • Вовлечение ребенка в супружеские отношения: обесценивание ушедшего родителя или   чрезмерная «любовь» к нему.
  • Нежелание обсуждать с ребенком ситуацию, так как  он еще маленький, или уже большой сам все понимает, или может кому-нибудь рассказать.

Дети:

Ребенок, глядя на родителей, принимает их манеру поведения. У ребенка есть сильные чувства, которые он старается не показывать, чтобы не расстраивать родителя, следствием этого является то, что: 

  • Ребенок замыкается, старается больше времени проводить один.
  • Появляются проблемы со сном.
  • Бывают внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин.
  • Игнорирует одного или обоих родителей.

 

Стадия озлобленности. 

На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнёру. Покинутый партнёр переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. 

Родители:

Злость на ребенка, который продолжает любить ушедшего родителя и хочет с ним встречаться. Это может происходить опосредованно в виде повышения требований к ребенку:

  • ты должен учиться на пять, 
  • должен больше помогать по дому, 
  • должен не быть как бывший супруг. 

Может проявляться напрямую в виде: 

  • упреков за похожесть на ушедшего родителя, 
  • наказаний за малейший проступок, 
  • придирок по любому поводу. 

 Дети:

У ребенка на этом этапе увеличивается уровень агрессивности, она может быть направлена на родителей, друзей, окружающих и самого себя. 

  • Проявление агрессивности:
  • ребенок может кусаться, драться.
  • ведет себя вызывающе. 
  • прогуливает школу. 
  • занимается тем, что связано с риском (сигареты, алкоголь, кражи в магазинах и т.д.)

 

 Стадия переговоров. 

Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнёра со стороны окружающих.

 Родители:

Манипуляция бывшим супругом:

  • при помощи чувств ребенка с целью: вернуть супруга обратно, получить финансовые дотации для себя под предлогом нужд ребенка.
  • посредством ребенка: запрет на общение в случае «неправильного» поведения бывшего супруга или за невыполнение каких-то Ваших требований.

«Балование» ребенка, в основе которого лежит не желание возместить ему то, чего он лишился в результате развода, а желание доказать себе, что я хорошая мать или отец, и доказать окружающим, и в первую очередь бывшему супругу, что Вы прекрасно справляетесь и без него.

 Дети:

Дети чувствуют, что любое выражение любви к кому-либо из родителей сильно влияет на их

взаимоотношения. Существует две стратегии поведения ребенка:

Помирить родителей.

  • становятся «идеальными» (если я буду хорошо себя вести, то мама и папа не будут ругаться, и мы снова будем вместе).
  • совершают хулиганские поступки (если я разобью стекло в школе, то маму с папой вызовут к директору и мы снова вместе).
  • начинают чаще болеть (когда я болею, то мама и папа за меня беспокоятся и мы снова вместе).

Извлечь максимальную выгоду из ситуации.

Конкуренция между родителями за любовь ребенка приводит к тому, что с помощью манипулирования чувствами родителей он может получить все, что хочет, т.к. родители стараются исполнить любые его капризы.

 

Стадия депрессии. 

 Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетённое настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.

 Родители:

  • Кто виноват? Важно найти виновного, чтобы как то оправдать сложившуюся ситуацию. Когда эти обвинения не приносит желаемого облегчения, начинают винить себя. 
  • Позиция жертвы. Принятие роли самоотверженного родителя, решившего посвятить всю оставшуюся жизнь ребенку, отказавшись от своей собственной личной жизни. 
  • Требование поддержки и сочувствия со стороны окружающих, в том числе и от ребенка, любой ценой. Здесь все средства хороши, в том числе депрессии и всевозможные болезни.
  • Отказ от той помощи, которую готовы оказать близкие, и в том числе бывший супруг добровольно. 

  Дети:

  • регрессия развития (вдруг разучился завязывать шнурки, наливать себе чай, ходить в магазин).
  • возникновение панического страха, если родителя нет рядом.
  • могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.
  • ребенок чувствует себя обманутым.
  • чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом.

 

Стадия принятия. 

Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации. 

 Родители:

  • Понимание реального качества распавшегося брака, собственной роли в нем и собственных ошибок.
  • Объективизация собственной самооценки и формирование искреннего уважительного отношения к себе.
  • Понимание, что неуспех в браке - это ещё не неуспех в жизни в целом. 
  • Перераспределении обязанностей. 
  • Поиск высокооплачиваемой работы или дополнительного заработка. 
  • Заключение договора о полноправном участии каждого из супругов в воспитании ребенка.

 Дети:

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Помощи больше всего он ждет от родителей.

Признаки успешной адаптации ребенка к разводу:

  • Нормализуется сон, аппетит.
  • Повышается иммунитет, реже болеет.
  • Появляется любознательность, желание учиться.
  • Проходят страхи. 
  • Спокойно общается с родителями.
  • Ребенок проявляет интерес к общению и играм с друзьями.

 

Психологическая помощь родителям и детям, переживающим развод.

  • индивидуальное консультирование.
  • супружеское консультирование. 
  • семейное консультирование.
  • групповая работа (для детей). 

 

Примерные этапы работы.

1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д.

2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации.

3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта.

4. Поиск внутренних ресурсов и построение планов на будущее.

 

Терапевтические методы помощи родителям  и детям в ситуации развода.

  1. Арт-терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Игровая терапия.
  4. Песочная игротерапия.

 

Арт-терапия.

В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование, лепка, аппликации. 

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

 

Сказкотерапия.

Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными  способами: 

  • Может использоваться существующая авторская или народная сказка. 
  • Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. 
  • Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

 

Игровая терапия.

Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. 

Ребенок «играет» в свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность. У ребенка появляется возможность взглянуть на них со стороны, научиться управлять ими, либо отказаться от них.

В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

 

Песочная игротерапия.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

 

Счастливы родители – счастливы дети!

 

автор: Суслова В.П. – психолог, действительный член ОППЛ, руководитель психологического направления студии «Ступени».



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как разводиться, когда есть дети? Профилактика детских психотравм при разводе родителей.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь