Проективная идентификация (ч.1)

Автор статьи: Гульнара Павлова

Проективная идентификация ч 1 

     Одним из фундаментальных понятий в психоанализе является концепция проективной идентификации. Этот термин впервые ввела в теорию М.Кляйн для обозначения наиболее раннего способа отношений младенца с матерью( грудью). .Она писала, что этот процесс практически невозможно выразить словами, потому что он происходит в довербальный период жизни младенца ,характеризующийся дологичностью, магическим и всеобьемлющим характером. Проективную идентификацию можно понять и просто как способ постижения мира ребёнком.

      Вот как М Кляйн в 1946 году в статье « Заметки о некоторых шизоидных механизмах» даёт своё понимание процесса проективной идентификации: «… атаки на грудь матери развиваются в атаки соответствующей природы на её тело, которое ощущается как продолжение груди, прежде чем мать начнёт восприниматься как целостная личность. Атаки на мать в фантазиях следуют по двум направлениям. Одно направление определяется преимущества оральными импульсами высасывать досуха, кусать и отнимать у материнского тела его хорошее содержимое… Другая линия атак развивается из анальных и уретральных импульсов и предполагает выделение опасной субстанции (экскрементов) из себя в мать. Вместе с этими вредными экскрементами, выделяемыми в ненависти, расщеплённые части Эго также проецируются на, или точнее, в мать. Эти экскременты или плохие части собственной личности означают не только повреждение, но также контроль и обладание объектом. И, поскольку мать теперь содержит плохие части собственной личности, она воспринимается не как отдельная личность, а как плохая часть себя.. Большая часть ненависти против частей себя направляется теперь на мать. Это приводит к специфической форме идентификации, которая устанавливает прототип агрессивных объектных отношений.»

      В течении многих десятилетий ведутся дискуссии и высказываются различные мнения о проективной идентификации (далее ПИ), вкладываются различные смыслы, даются разные толкования этого понятия вплоть до отрицания его существования. Вот только некоторые взгляды на эту концепцию.

 Р.Янг называет ПИ базовым механизмом, лежащим в основе любого обучения, любого знания. ПИ позволяет понять связь примитивного с социальным.

Т. Огден (1979) рассматривает ПИ как « самую важную форму взаимодействия между пациентом и терапевтом», как суть терапевтических отношений.

В.Бион в своей теории контейнера-контейнируемого пытается поднять ПИ ( по словам Р.Хиншелвуда)до уровня общей теории человеческого функционирования – теории взаимоотношений между людьми и между группами; теории отношений с внутренними объектами, отношений в символическом мире между мыслями, идеями, теориями, ощущениями и т.д

Сегал (1973) описывает ПИ как « самую раннюю форму эмпатии» и « основу самой ранней формы формирования символов».

Мельтцер (1975) видит действие ПИ "в механизме нарциссической идентификации… и как основу ипохондрии, состояний спутанности, клаустрофобии, паранойи, психотической депрессии и некоторых психосоматических заболеваний".

Гринберг (1990) считает ПИ полновластной защитой от сепарационной тревоги. А Г.Розенфельд говорит о фантазиях характеризующих ПИ: как защиту(избавление самости от нежелательных плохих частей), коммуникацию и возможность понять объекты и идентифицироваться с ними( эмпатия).

Leslie Sohn рассматривает её как « защиту против невыносимой зависти и вытекающей из неё ненависти к зависимости».

М.Подер понимает ПИ как компромиссное образование, где главный компонент «идентификация с агрессором» или «превращение из пассивного в активного». Пациент в переносе бессознательно отыгрывает вовне роль главного патологического родителя или обоих родителей и через это вторичное проигрывание вызывает у аналитика чувства, сходные с теми, которые пациент испытывал в детстве. И это только маленькая часть представлений о ПИ.

      Рассмотрим ПИ как «примитивный» защитный механизм.По словам О .Кернберга, "субъект проецирует невыносимое интрапсихическое переживание на объект, сохраняет эмпатию ( в смысле эмоционального сознавания) с тем, что проецируется, пытается контролировать объект в постоянных попытках защититься от невыносимого переживания и бессознательно, в реальном взаимодействии с объектом заставляет объект переживать то, что на него проецируется".

      В основе ПИ лежат архаические механизмы проекции и интроекции. Первое суждение Эго о реальности – это оценка, которая разделяет объекты на съедобные и несъедобные. Первое принятие объекта – это глотание, которое приводит к сбросу напряжения, к удовольствию. Первое отторжение объекта – это выплёвывание.Проекция – это производная первого отрицания, отторжения, выплёвывания. Механизм проекции доминирует на этой ранней стадии развития Эго, которую Фрейд определил как Эго чистого удовольствия, при котором всё приятное переживается как принадлежащее Эго (проглатывается), всё болезненное как принадлежащее не Эго (выплёвывается).

      Н.Мак-Вильямс в своей книге "Психоаналитическая диагностика" дает определения проекции и интроекции. Проекция – "это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне". Такая архаическая реакция, которая на ранних стадиях развития происходит автоматически , позже используется на службе Эго в защитных целях. Однако, этот примитивный механизм очень широко используется только когда функции Эго по тестированию реальности сильно нарушены, когда размыты границы Эго. Когда развитие либидо младенца приводит к сверхкатектированию функций выделения, они тоже используются как модели для проекции.

      М. Кляйн замечает, что «однако проецируются и изгоняются не только плохие части себя, но и хорошие. Так экскременты могут иметь значение подарка. Проецируемые, внутрь другой личности части себя, как и экскременты, могут представлять хорошие, любимые части себя,.. это имеет важнейшую роль для способности младенца развивать хорошие объектные отношения и интегрировать собственное Эго».

      По словам Мак-Вильямс интроекция -«это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри» .В своих благоприятных формах она ведёт к примитивной идентификации со значимыми другими. Патологическая интроекция, как и проекция очень деструктивный процесс. Примером может служить «идентификация с агрессором». Она автоматична и бессознательна. В ситуациях переживания страха люди пытаются овладеть им, перенимая качества мучителей. Другой путь, которым интроекция приводит к патологии, связан с процессом горевания, депрессии ( работа З.Фрейда" Печаль и меланхолия"). Мы интроецируем любимого человека и его репрезентация становится частью нашей идентичности. И если любовь потеряна, то умирает и часть нашего Я. И если мы пытаемся избежать горя, живём надеждой вернуть, воскресить, не отпустить этот объект, то взамен получаем бессознательные самоупрёки. Людей, которые систематически используют интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности Я путём удержания связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, считают депрессивными.

      Итак, проекция и интроекция это составляющие проективной идентификации Для нормального развития ребенка очень важен оптимальный баланс между интроекцией и проекцией, тогда возможным становится интеграция Эго . Если баланс нарушен, то идут патологические процессы. Проекция преобладающе враждебного внутреннего мира из-за страха преследования приводит к интроекции этого враждебного внешнего мира, что в свою очередь усиливает проекцию враждебного внутреннего мира. Или, например, интроекция может переживаться, как проникновение насильственное извне вовнутрь. Это может привести к страху, что не только тело, но и разум контролируется другими людьми, что в свою очередь приводит к чрезмерному уходу во внутренний мир. В результате сильного расщепления и ПИ идёт ослабление Эго и приводит к переживанию контроля со стороны своих внутренних объектов, к неспособности по мнению Мак-Вильямс « вобрать в себя те части, которые проецировались во внешний мир». Такие нарушения баланса между проекцией и интроекцией, подразумевающие сильное расщепление Эго, лежат в основе некоторых форм шизофрении.

      При ПИ по Розенфельду вхождение в объект приводит к тревоге об опасности исходящей изнутри этого объекта. При интроекции и ре-интроекции такого объекта усиливается переживание внутреннего преследования, т.к. реинтроецированный объект содержит угрожающие аспекты Я. Это путь к паранойе. Страх стать заключённым и преследуемым из-за фантазии младенца о нападении и садистическом проникновении в материнское тело – «это важнейший фактор клаустрофобии или распространённых фобий грабителей, пауков и военного вторжения» .

      Некоторые аналитики считают, что ПИ качественно не отличается от проекции. Другие исследователи находят в этих механизмах определённые различия. Н. Мак-Вильямс так описывает своё представление о П и ПИ: « и проекция и интроекция   имеют целый континуум форм - от самых примитивных до самых зрелых. На примитивном конце спектра они слиты, поскольку в них смешано внутреннее и внешнее. Это слияние мы и называем ПИ» О. Кернберг считает: « что этот феномен (ПИ) крайне полезен клинически, особенно когда он рассматривается наряду с механизмом П.» « Проекция как таковая – это более зрелая форма защиты состоящая, во-первых из вытеснения невыносимого переживания, проецирования его на объект и, наконец, отделения и дистанцирования себя от объекта, чтобы укрепить защитные усилия… проекция типична для более высокого уровня функционирования, тогда как ПИ типична для пограничной и психотической организации личности» .Он рассматривает П как «более здоровый», более адаптивный исход ПИ « по крайней мере на ранних стадиях интеграции Я - концепции и консолидации барьеров вытеснения. Но, в конце концов, П имеет дезадаптивные последствия , поскольку происходит искажение внешней реальности» .Когда преобладает вербальная коммуникация, то ПИ менее очевидна и её трудно обнаружить, но легче работать с помощью интерпретаций. В тяжёлых случаях аналитику легче обнаружить ПИ, хотя интерпретация чаще всего невозможна, поскольку на первом месте у таких пациентов стоит ужас перед тем, что проецируется.

      Пациенты с психотической патологией используют ПИ «в отчаянной попытке предотвратить своё сползание к внутренней путанице по поводу дифференциации себя и объекта». ПИ позволяет им локализовать агрессию вне себя. Пограничные пациенты используют ПИ « для поддержания расщепления между полностью хорошим и полностью плохим состояниями Эго». Клинические наблюдения показывают, что при интерпретации этого механизма пациенту, психотик «станет временно более спутан, и его проверка реальности будет ослаблена, пограничный пациент отреагирует улучшением проверки реальности, пусть даже временным». ПИ играет не такую важную роль при неврозах (кроме случаев, когда пациент временно переживает регрессию) и в большинстве случаев замещается проекцией.

       В качестве иллюстрации приведу пример из практики О.Кернберга( работа "Агрессия при расстройствах личности и перверсиях"). "Пациентка, г-жа Л. около 30 лет, нарциссическое расстройство личности с пограничным функционированием, депрессивные и суицидальные импульсы. Она то грандиозно и обесценивающе отвергала всех, то переживала чувства ничтожности и глубокого отчаяния. У нее были хаотические отношения с мужчинами. Увлекалась недоступными мужчинами, а если он проявлял к ней интерес, она относилась к нему с презрением, поддерживала отношения одновременно с несколькими мужчинами. Её мать назойливая, доминантная и контролирующая использовала дочь как источник удовлетворения для себя. Отец был весь в работе и для Л. недоступен. Сначала Л. попросила меня о лечении, поскольку я был директором больницы. Но как только началось лечение, стала мучиться сомнениями компетентен ли я, и хочет ли она у меня продолжить лечение». Непрочность репутации доктора для неё подтверждалась тем, что он остаётся работать в маленьком городке. Она передавала слова своей матери, что не будет ли больше пользы лечиться у более энергичного и твёрдого терапевта, а не у такого неуверенного. Говорила, что не хочет задевать его чувства, но одет он очень провинциально и в нём не хватает твёрдости, которую она ценит в мужчинах. Л. говорила с нотками снисходительности. « По мере того, как она говорила, я ощущал бессмысленность своих усилий и уныние… Я думал, что она не способна поддерживать отношения терапевтические и что это начало конца её терапии. Я чувствовал, что сдаюсь, и что мне трудно думать точно и глубоко. Чувствовал себя физически неловко». В конце сеанса он понял, что стал ещё одним обесцененным мужчиной, как олицетворение всех мужчин для неё. Он вспомнил, что в начале лечения - она боялась, что он не возьмется с ней работать, прогонит, как «коллекционер» редких «экземпляров» и нынешнее её отношение было возмездием за то, что он по-мнению Л. будет доказывать своё превосходство и обесценивать её. « Я подумал, что мои чувства во многом похожи на её собственное переживание ничтожности и отчаяния, когда она чувствовала себя глупой, необразованной... Я опознал в её поведении позицию молчаливого превосходства и тонко замаскированного обесценивания, с которым мать высмеивала её… Я понял, что городок в переносе олицетворяет меня, и город и я олицетворяем её собственный обесцененный образ самой себя, который она проецирует на меня, в то время, как сама идентифицируется с надменным превосходством своей матери».

      Госпожа Л. иллюстрирует типичную активацию ПИ, включая проекцию невыносимого аспекта себя, поведенческое индуцирование соответствующего внутреннего состояния у терапевта, скрытый контроль посредством уничтожающего отвержения терапевта и самоутверждения и её способность к эмпатии с тем, что проецируется на доктора, потому что в другое время это так явно соответствует её собственным Я – репрезентациям. «Контртрансферентная реакция иллюстрирует комплементарную идентификацию и, кроме того, временное « застревание» в ней – положение, которое Гринберг (1979) назвал «проективной контридентификацией».



Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • "Я для себя" - что это?
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Я не знаю, что я чувствую." Как понять себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь