О пользе чтения "Молодой гвардии" и не только....

Предисловие

Эту статью я написала два года назад, когда в разговоре с друзьями в День Победы мы заговорили о патриотическом воспитании. День Победы был недавно, юбилейный. и все чаще я чувствую, как в разных лозунгах и словах звучит то, что и два года назад вызвало в моей душу сильное отторжение и сопротивление: готов ли ты отдать жизнь за Родину? Все больше людей говорят, что никакой этот день не праздник. Это день памяти о боли, а празднование - маниакальная защита от нее.

  Я думаю, что эта статья -  моя работа по преодолению патологической  жертвенности. Той, что внушали нам , что жива и во мне. Это глубокий слой психики, и он вырос из гигантской раны Войны....

 

О пользе чтения Молодой гвардии и не только

Фадееская "Молодая гвардия" была обязательной к прочтению старших классов школ бывшего СССР. Из того, что осталось от нее у меня ( Интересно, многим ли запомнилось то же?),  в книге рассказывается о молодых юношах и девушках, некоторые из которых были  еще школьниками, попавших под немецкую оккупацию  Второй мировой, и организовавших подполье. Фашисты их вычислили, арестовали, жестоко пытали и казнили. Я не помню, чего добились молодогвардейцы своей деятельностью. Больше запомнилось то, что всех их пытали. Помню про пытки раскаленным железом молодой девушки. А еще помню, что, читая это, я про себя тихо думала: этого невозможно вынести!

 Кроме «Молодой гвардии»,  в списках обязательного чтения были и другие произведения на тему самопожертвования за Родину. Начиная с небольшого рассказа «Таня» о Зое Космодемьянской, в котором подробно рассказывалось о пытках и казни, и который мы проходили, кажется, лет в 12, до множества произведений в последних классах школы. Таким образом, у нас, молодого подрастающего поколения не раз была возможность задать себе вопрос, что  бы мы сделали в подобных ситуациях, а, иными словами - готовы ли мы умереть за Родину? И не только умереть, но и принять мученическую смерть.

Эти вопросы возникали не только при чтении. Их задавали учебники и учителя литературы. И не только задавали, но и отвечали : должны выдержать, обязаны - а иначе ты враг, ничтожный человек. Эти ответы давали  линейки, комсомольские собрания,  книги, газеты, телевидение. Если не говорили, то он шел по умолчанию. И для всех- от мала и до велика, и для девочек, и для мальчиков-правильным ответом было: Готов! И умереть, и выдержать пытку.

Помню, что никогда в среде своих сверстников мы не разговаривали и не обсуждали этих произведений в то время. А если бы я тогда предложила «поговорить об этом», меня бы, пожалуй, стали сторониться. Сейчас, имея психоаналитическое образование, я понимаю, почему 15-16-летний человек не в силах ответить на подобные вопросы.

Что происходит в душе, когда на такой вопрос не можешь ответить утвердительно, сомневаешься - а вдруг предам? Война ведь не идет, можно и соврать, или просто промолчать. Однако, получая готовый ответ от людей значимых (а такими для большинства из нас в то время и были школьные учителя, а с ними  Родина и Партия),  эти сомнения в душе молодой и неопытной будут ощущаться как вина.  Такая вина незаметно живет в человеке, порой бессознательно.   Вместе с виной образуется и стыд - за то, что умирать не хочется, когда жизнь еще только начинается. Эти стыд и вина делают человека очень управляемым. Человек, который пусть даже смутно чувствует вину и стыд, готов многое терпеть, чтобы их искупить перед значимыми людьми.

На самом деле, стыд и вина являются универсальными механизмами воспитания.  Стыдя своего ребенка, родители «отнимают» его от природы и вводят в человеческое общество. Можно, конечно, порассуждать о других механизмах воспитания, но по факту мы все воспитаны подобным образом. Вопрос только в мере и в той планке, которую ставят родители. Чем выше планка от реальных возможностей ребенка, тем больше вероятность, что ребенок с ней не справится и будет испытывать стыд и вину. Планка «Если что, отдай жизнь»- предельная для взрослого человека, а не только для начинающего жить школьника. Ее не преодолеют 80-90 процентов субьектов- пирамида Маслоу не только для меня определяет: сначала безопасность, потом – развитие….

Нужно ли задавать себе подобные вопросы - что я сделаю в такой жизненной ситуации?  Способен ли я позаботиться о других, даже если мне будет что-то угрожать? Могу ли я  забыть  о себе? А иначе – пожертвовать собой? Или хотя бы чем-то своим?

С моей точки зрения - конечно нужно. А иначе человечество быстро скатится туда, откуда все начиналось – в животный мир. Эти вопросы действительно задают напряжение, позволяющие человеку становиться  Человеком. Если напряжения не будет совсем, человек не будет расти и развиваться. Однако, как было сказано, напряжение должно быть переносимым.

Чтобы оно стало переносимым, на такие вопросы не нужно требовать ответа или давать ответы готовые. Может ли человек в 16-18 лет ответить, как он поступит в таких жизненных  обстоятельствах, когда потребуется отдать жизнь? Можем ли мы сейчас, в 40-50 и более ответить на такие вопросы?  Уверен ли каждый из нас в том, как будет вести себя  в концлагере, на приеме в КГБ,  попав в тюремную камеру?

Ответом  может быть лишь вся жизнь человеческая. И ответить на этот вопрос может лишь человек зрелый, понимающий: чтобы он не выбрал в такой ситуации, ему придется страдать. Нелегко быть героем, но и предателем быть не легче. Взрослый человек, понимая это, выберет тот груз, который сможет нести.  Ребенок же схватит чужой,  побоявшись потерять любовь  к себе, либо потеряет ее внутри себя надолго, или навсегда.

Так что воспитывается в нас, когда задается напряжение с разностью потенциалов «Герой  - ничтожество»? . Когда на таком напряжении воспитываются целые поколения, которые в большинстве своем, войны не видели , то, во - первых, они в ней потенциально участвуют. И примеряют это напряжение к себе. Не выдерживающие напряжения «ничтожества» будут считать, что от них мало что зависит- ведь достойным всегда будет кто-то другой. Они будут жаловаться на судьбу, искать виноватых и искать врага, который судьбу испортил. Выдерживающий напряжение Герой будет искать, где погеройствовать, и – тоже  искать  врага, который,  при желании, всегда найдется – сосед,  начальник или подчиненный.  И  тот и другой становятся Жертвами, а воспитание на этом напряжении – это универсальный механизм их создания.

Молодой гвардии сегодняшних дней важно для самих себя знать и помнить, что произошло 75 лет назад. Боль, которую испытали и несли  в основном матери, жены, дети, невозможно пережить в одном поколении. Хотим мы этого, или нет, мы до сих пор ее переживаем. В помощь им. Пусть наши дети читают, смотрят фильмы, идут «Бессмертным полком». Но если зададутся внутри себя вопросом- сможем ли мы также? – ответ дадут сами и тогда, когда смогут. Тот, который смогут.

Мне кажется, что на вопрос «Готов ли ты умереть за Родину?»,,возникает стойкая ассоциация с плакатом военных лет: «Родина - мать зовет!» и с памятником, на Мамаевом кургане.  Она зовет нас уже три-четыре  поколения, призывая сложить за себя голову. Чтобы бы вы сказали о матери, которая постоянно спрашивает у своего ребенка: «Готов ли ты умереть за меня?».  Не в страшный час, когда обязана применить свою власть, чтобы спасти одних своих детей ценой жизни других.  А на протяжении поколений, возвращая к себе в тот страшный час, чтобы тоже могли положить свои жизни....

( Из реального: Конструкция  памятника  Родины-матери на Мамаевом кургане такова, что эта гигантская фигура стягивается сотней  стальных троссов,  от верху до низу, чтобы она стояла. Это очень неустойчивое сооружение, она  испытывает колоссальное напряжение, и постоянно обслуживается большим количеством людей...)

 



Просмотров: 305
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь