Интроекты (для специалистов)

Автор статьи: Сергей Шевченко

 

В этой статье я опишу феномены, замечая которые, можно заподозрить интроекцию, а так-же способ работы с интроектами.

В процессе непосредственного общения с клиентом интроекты можно идентифицировать по словам типа: «я должен», «следует», «необходимо», «я не прав», «надо» и т.д. Часто, моральные оценки, высказываемые клиентом тоже являются признаком наличия связанного с ними интроекта.

Помимо этих слов-маячков частым феноменом интроектированности является тошнота. Она метафорически выражает желание клиента избавиться от чуждых ему установок.

Работа с интроектом:

В первую очередь важно, чтобы клиент идентифицировать интроект, т.е. обнаружил саму установку и установил, что она является чуждой ему. Для этого специалист может:

  1. Услышав предполагаемый интроект, спросить напрямую «Тебе это кто-то сказал или ты сам решил» или «Это твое мнение или чужое». Важно помнить, что клиент может сам создать себе интроект под влиянием окружения. В этом случае он будет говорить, что установка о которой на сеансе идет речь, принадлежит ему. Здесь можно продолжить проверку гипотезы об интроекте спросив, подталкивал ли кто-то из значимых людей клиента к тому, чтобы сформировать это мнение. К примеру, мама в определенных ситуациях всегда выражала обиду или напрямую винила клиента.

  2. Предложив клиенту эксперимент, повторять интроект во втором лице обращаясь к нему (по моему опыту этот способ замечательно работает). Например: «Ты должен быть успешным». И после нескольких повторений спросить, что клиент почувствовал. Как правило, если это интроект, то клиент испытает отвращение и/или гнев и/или тошноту.

  3. И др. (опираясь на знанием принципов работы с интроектом и собственную фантазию).

Вторым шагом после идентификации интроекта является определение его источника, т.е. того лица, от которого проглоченное послание исходило. Это можно сделать:

  1. Прямым вопросом: «Кто тебе это сказал?». Обычно, когда сам интроект уже индентифицирован, у клиента не возникает трудностей с определением его источника.

  2. Если клиент не может вспомнить автора отравляющего его послания, можно воспользоваться творческими техниками и техниками активизации воображения. Например, можно попросить представить, кто бы это мог быть и попросить описать образ (каким бы фантастическим он не был). А далее спросить, на кого он похож.

  3. И тд.

Последний этап работы с интроектом — формулирование собственной установки клиента, которая заменит интроект. Обычно на этом этапе у клиентов не возникает сложностей. Специалисту достаточно просто спросить: «А что ты сам думаешь по этому поводу?» или «А какого твое собственное мнение?» или любой аналогичный по смыслу вопрос.

На этом работа с интроектом заканчивается. Во время работы с интроектом могут всплывать другие значимые темы для работы, особенно связанные с отношениями со значимыми другими. Но, это уже тема другой статьи.

*материал статьи основан на работах Ф. Перлза, И. и М. Польстеров, С. Гингера, Ш.Силлс, а также наших соотечественников В. Дубинской, Лебедева Н., Иванова Е. и др. а также на собственном профессиональном опыте.



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Навык или интроект?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Что такое интроект?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Родительский интроект: что делать?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Немотивированный клиент – это кто?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Клиент не пришёл. Это про стоимость или ценность?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Почему прокрастинация это болезнь и можно ли с этим, что-то сделать
  • Можно ли любить того, кто сам себя не любит?
  • Кто сказал, что развод - это фиаско?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Дружба — это только то, что можно проверить...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь