Про схему дефективности.

Про схему дефективности.
Центральное понятие схематерапии - ранние дезадаптивные схемы.
Схему можно представить как своего рода шаблон или фильтр, наложенный на восприятие. Такой "фильтр" заставляет нас воспринимать происходящее искаженно и влияет на те решения, которые мы принимаем. Схема состоит из устойчивого убеждения "сцепленного" с сильными эмоциональными переживаниями и телесными ощущениями. В большинстве случаев схемы формируются в детстве, часто - в первые годы жизни. В основе формирование схем - фрустрация эмоциональных потребностей ребёнка.
Этим постом я открываю серию публикаций о конкретных ранних дезадаптивных схемах, их формировании и влиянии на нашу жизнь.

Итак, первый номер в нашем списке - схема дефективности.
 
Центральное убеждение этой схемы - "я хуже других, я плохой". Под её влиянием человек ощущает себя неполноценным, ничтожным, недостойным любви.
Чувство, которое сопровождает погружение в схему дефективности это, в первую очередь, стыд. "Стыдно быть мной" - своего рода девиз этой схемы. Помимо стыда, мы можем испытывать тревогу от мысли, что наша дефективность станет заметна окружающим, злость на себя, вину, грусть, печаль и уныние разной степени интенсивности.
Схема дефективности, впрочем, как и все другие схемы, может быть связана с какими-то  отдельными особо значимым для нас темами (успех,  отношения, карьера, привлекательность и т. д.), но часто является тотальной, затрагивающей самые разные области жизни. Разные события и ситуации могут выступать как триггеры - своего рода поводы для её включения.
Например, сегодня схема может включиться в ответ на замечание руководителя, завтра - как реакция на пару набранных килограммов, а послезавтра её активацию может вызвать тот факт, что лучшая подруга не позвонила, хотя вы с ней договаривались. При этом, все три события будут восприниматься как подтверждение собственной никчемности: "Начальник сделал замечание потому что я даже с лёгким заданием не способен справиться, килограммы - это из-за моей лени и слабоволия, а подруга не позвонила потому что я неинтересный и непривлекательный человек".
Дефективность родом из детства, в её основе могут лежать следующие ситуации и стили воспитания:
- Родители или другие значимые люди чрезмерно критикуют, унижают или оскорбляют ребёнка, ребёнок подвергается наказаниям, его часто ругают.
- Ребёнок подвергается эмоциональному, физическому либо сексуальному насилию, буллингу.
- "Сын маминой подруги". Ребёнка сравнивают с другими детьми, братьями или сёстрами не в его пользу.
- Опыт отвержения. Логика здесь такая: "Если меня не любят, значит я плохой".
- Развод, болезнь или смерть одного из родителей (ребёнок может обвинять себя в произошедшем).
Грустным парадоксом, связанным со схемой дефективности может быть ситуация, когда человек, подвергшийся в детстве эмоциональному насилию считает, что он заслужил такое отношение к себе и как бы присоединяется к своим обидчикам.
Проявляться схема дефективности может по-разному, в зависимости от защитных стратегий, которыми мы пользуемся.
Защитные или копинговые стратегии это те механизмы, которые мы используем, чтобы совладать со схемой.
Существует три варианта таких механизмов - избегание, гиперкомпенсация и капитуляция. Их иногда соотносят с тремя типами инстиктивной реакции на опасность - бегством, агрессией и замиранием. Избегание это попытка избежать включения схемы, избегая триггерных ситуаций либо отвлекаясь от переживаний, гиперкомпенсация - попытка доказать себе и окружающим, что схема над нами не властна, а капитуляция - пассивная реакция на включение схемы, когда мы как бы "сдаемся" ей и принимаем позицию жертвы.

Человек со стратегией избегания будет избегать ситуаций, активирующих схему дефективности. Чаще всего это реализуется через отказ от попыток установить близкие отношения с людьми - если не сближаться, нет риска, что дефективность проявится и кто-то узнает о реальных или вымышленных недостатках человека. Так, например, молодой человек может избегать оказывать знаки внимания понравившейся ему девушке, ведь если он получит отказ, это подтвердит его неполноценность. Так же, стратегия избегания может появляться в отстранении от своих чувств и эмоций - такой человек мастерски научается их подавлять или использует для отвлечения алкоголь, психоактивные вещества, уходит в чтение, просмотр фильмов, интернет или работу. При этом эмоциональные потребности не удовлетворяются, ведь чтобы их удовлетворить, нужно войти в "зону риска".

Человек, прибегающий к гиперкомпенсации дефективности внешне выглядит как успешный и уверенный в себе. Он постоянно доказывает себе и другим свою состоятельность. По отношению к другим он может занимать обесценивающую и пренебрежительную позицию, в близких отношениях стремится контролировать своего партнёра, найти того, кто будет смотреть на него "снизу вверх". Он должен быть во всем лучшим, но глубоко внутри себя он ощущает неуверенность в себе. Такие люди часто обращаются к психотерапевту после того, как столкнуться с серьёзными жизненными трудностями или истощаются силы, которые необходимы для того, чтобы поддерживать внешний фасад.

И, наконец, стратегия капитуляции предполагает что мы как бы "соглашается" с теми убеждениями, которые диктует схема и погружаемся в вызванные ими эмоции. Человек, капитулирующий перед дефективностью постоянно делает выборы, которые продиктованы схемой: выбирает обесценивающих, а порой и абьюзивных партнёров, неинтересную и низкооплачиваемую работу, занимает зависимую позицию в отношениях. Похвала или хорошее отношение иногда могут вызвать чувство тревоги и замешательства, ведь находясь "в схеме" человек не верит, что может кому-то нравиться и быть объектом хорошего отношения.
Получается, что независимо от  компенсаторной стратегии, схема дефективности  ухудшает качество жизни. Формируется "порочный круг", когда действия под влиянием схемы или продиктованные копингами по сути усиливают схему.
Разговор о том, как действию схемы дефективности противостоять, нам ещё предстоит. А пока попробуйте соотнести с собой её описание. Схемы есть у всех нас. Различаться может их количество и интенсивность вызванных ими переживаний. Важный шаг к автономии от схем - осознанность. Понимание того что вы смотрите через тёмные очки позволяет сделать поправку на цвет светофильтров.
















Просмотров: 251
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Люди "Жадюги" или человек, как ресурс!
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь