Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении

Орлянская Ирина Алексеевна,педагог-психолог высшей кв. категории Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении

 При реализации на практике внутреннего стремления к гармонии, равновесию человеку часто приходится оказываться  в сложных ситуациях, справиться с которыми самостоятельно он не может. Необходима профессиональная психологическая помощь, которая включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологической консультирование, профориентацию и др.

Коррекционная работа с ребёнком – это сложнейший вид деятельности специалистов в образовательных учреждениях. Залог успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и педагогом, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Л.С.Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка. Поэтому психолого-педагогическая  коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребёнка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.

Остановимся на таком направлении коррекционной работы психолога образовательного учреждения, как работа с тревожными детьми.

Среди так называемых трудных детей выделяют несколько групп, среди которых группа, куда входят застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Несомненно, характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Дети этой группы являются, скорее, флегматиками или меланхоликами, хотя возможны и сочетания особенностей темперамента.

Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом.

Нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.

К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:

1.природные особенности (например, тип темперамента),

2.социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение педагога, влияние психолога).

Не всегда целесообразно начинать исследование эмоционально неуравновешенных  детей с тестов, на их взгляд бессмысленных заданий взрослых. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить к работе в группе, с которой занимается школьный психолог.

Для работы с данной категорией детей подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арттерапии. Они помогают ребёнку пережить свои некогда подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.

Эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.

Литература

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000.

Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. - М., 1995.

Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. - М., 1996.

Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М. – Воронеж, 2000.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2000.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М – Воронеж, 2000.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2001.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995



Просмотров: 621
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Анималотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста
  • Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Профилактика нехимических зависимостей как одно из направлений работы педагога - психолога
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Основные направления психокоррекционной работы с военнослужащими
  • Особенности работы психолога с детьми
  • Изменение предмета игры в динамике коррекционной работы с детьми от 4 до 7 лет
  • Специфика работы педагога-психолога в логопедическом детском саду
  • Особенности работы психолога в направлении подготовки супружеских пар к партнерским родам
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Что такое психологическая проблема и предмет работы психолога
  • Аспекты коррекционной работы: рисунки детей с РАС
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.
  • Анализ некоторых подходов и технологии работы практического психолога с мотивационной сферой личности.
  • Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь