Структура личности. Модель архитектоники бессознательного

«Есть люди, которые лишь в бессознательном обладают
пониманием смысла своей жизни и своего подлинного значения,
а сознание их заполнено всем тем, что представляет
для них ошибки и соблазн, уводящий их с правильного пути»

Карл Густав Юнг.
«Очерки по психологии бессознательного (сборник)».

Глубинная психология - направление психологической науки, предметом изучения которой является психика в ее бессознательных проявлениях - существует уже более 100 лет, но и по сей день остается множество загадок в познании человеческой Души.

Пионеры глубинной психологии, такие как Юнг, Фрейд и Адлер, совершили бесценные открытия, проникнув в тайные глубины психики, скрытые от сознания. Их последователи, включая нашу Ассоциацию, продолжают исследование бессознательного, соприкасаясь со все новыми точками и маршрутами на непостижимой карте Души.

В этой статье мы подробно рассмотрим модель архитектоники бессознательного - графической визуализации важнейшей методологической разработки нашей школы глубинных трансформаций.

Как мы знаем, человеческая психика состоит из нескольких уровней, каждый из которых обладает своим уникальным содержанием и свойствами. Нам хорошо знаком самый верхний пласт психологической структуры - Сознание. На этом уровне мы хорошо осознаем себя, можем контролировать и прогнозировать наши действия, анализировать и принимать решения.

Эго – это сознательный ум, сравнимы с зеркалом, в котором психика видит свое отражение и становится сознательной. Оно строится из сознательных воспоминаний, желаний, действий мыслей и чувств.

К.Г.Юнг дает следующее определение Эго: «Оно представляет собой центр поля сознания как такового; и в той степени, в которой его охватывает эмпирическая индивидуальность, Эго является предметом всех личностных действий сознания».

Сознание – это «поле», а то, что Юнг называет «эмпирической индивидуальностью», является нашей личностью, какой мы ее знаем в непосредственном переживании. Эго как «предмет всех личностных действий сознания» находится в центре этого поля [1].

Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Структура личности Модель архитектоники бессознательного

Однако, это далеко не вся психическая модель нашей личности. Значимым открытием аналитической психологии стали такие уровни, которые находятся далеко за пределами нашего контроля. И с этой - весьма важной - частью нас самих мы далеко не всегда знакомы, а иногда и вовсе ее принято считать несуществующей.

Проще всего представить себе бессознательное на примере памяти. У каждого из нас есть огромный массив воспоминаний, который хранится и не востребованы в ходе обычной жизни. Это могут быть переживания, которые покинули уровень нашего сознания, и, в какой-то момент в связи с событиями во внутреннем или во внешнем мире, это воспоминания оживают, транслируя нам ощущение возврата прошлого. И это ощущение не только прошлого, а некоего прежнего себя - “каким я был когда-то, но совершенно забыл об этом”. Некая часть личности, которая была вытеснена - забыта. Вот такой пример на уровне ощущений наглядно иллюстрирует понятие бессознательного.

Содержание бессознательного (те феномены, которыми наполнен этот огромный скрытый пласт структуры личности) в основном, несет в себе негативный психологический опыт.

Бессознательное, в первую очередь, состоит из травм - болезненных переживаний, с которыми человек не смог справиться и решил, что он может от них отказаться, как от несуществующей части своей жизни.

Но на самом деле, подобного рода вытеснение (отказ от травматического опыта) - это иллюзия. Вытеснить ничего нельзя - болезненные переживания не исчезают, а накапливаются в Душе, рано или поздно напоминая о себе.

Глубина бессознательного до сих пор не измерена - ее нижний предел до сих пор остается неизвестным. Каждый из нас рождается с огромным объемом бессознательного, нижний предел которого связан с появлением самого человека, его сознания и психики. Древнейшая память предков - достояние каждого из нас, оказывающая сильнейшее влияние.

Личное бессознательное - уровень, примыкающий к сознанию, содержит в себе непрожитые травмы, непризнанны успехи, неоцененные способности, а также - две субличности (Альтер-Эго): Комплекс Неполноценности (внутренний скептик) и Комплекс Превосходства (внутренний авантюрист), призывы которых мы особенно ясно слышим как некие внутренние голоса в момент принятия решений - когда необходимо сделать выбор, связанный с риском.

Пространство личного бессознательного хранит в себе и такое содержание - как Личная Тень. Это все те чувства, желания, качества, потребности, которые мы не принимаем и вытесняем в себе под воздействием социума. Когда голос аутентичных потребностей заглушается под шумом навязанных желаний, стереотипов и моделей поведения.

Нужно сказать, что содержание личного бессознательного доступно сознанию -  этими уровнями происходит двустороннее взаимодействие.

Древний (архаичный) уровень коллективного бессознательного не содержит составляющих личного жизненного опыта, а наполнен психологическим наследием предков, включающим не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Этот пласт не соприкасается с личным в жизни человека, но является врожденным основанием всей структуры личности. Он является основой психологической структуры вцелом.

Коллективное бессознательное наполнено пресуществующими формами, которые Юнг называл Архетипами(доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент.

Понятие Архетипа означает особенный принцип, который транслирует психическую реальность, наполненную некими универсальными, регулярными и типичными проявлениями, сформировавшимися на протяжении веков, которые отображены в религии, мифологии, сказках, легендах. Несмотря на перемены внешних деталей, базовая структура остается неизменной, формируя архаичную психическую “основу координат”. Например, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным.

Архетип несет в себе повторяющийся во множестве поколений образы переживаний и модели поведения. Например, ежедневные перемещения Солнца по небосклону зафиксировали в конце концов в коллективном бессознательном архетип Солнечного Божества, которое люди боготворили и которому поклонялись. Поэтому одна из наиболее древних идей о Верховном божестве основана на солнечном (солярном) архетипе.

Архетип, как правило, становится ядром комплекса, притягивающим сходные переживания. Тогда архетип может легко проникать в сознание через ассоциированные переживания. Мифы, сказки, ритуалы, произведения искусства, а также сновидения, трансперсональные видения, невротические и психотические симптомы содержат значительное количество архетипического материала и являются лучшим источником наших знаний относительно архетипов [4].

В коллективном бессознательном содержится множество Архетипов: рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, мудрого старца, матери-земли, животного, Бога и другие. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, некоторые из них развиваются настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. В частности, это Архетипы Персоны, Анимы, Анимуса, Тени, Самости, Верховного Бога и подчиненных ему Богов.

Срединную область между личным и коллективным бессознательным - уровень родового (семейного) бессознательного - открыл венгерский психолог и психиатр Леопольд Сонди. Он основал школу и направление в науке, которое получило название “Судьбоанализ”.

Родовое бессознательное также не связано с личными переживаниями. В то же время, это не настолько древняя и универсальная память предков, которая характеризует коллективное бессознательное.

Родовое бессознательное несет в себе именно фамильную память - личностные качества, переживания, жизненные особенности, сценарии, которые проживали наши предки по отцовской и по материнской линии.

Родовые жизненные сценарии очень активно влияют на судьбу каждого из нас - подталкивая к проживанию примерно таких же событий, транслируя предписание совершать в жизни примерно те выборы, что и наши предки.

В родовой памяти есть и светлые, и темные стороны. Часто в родовых жизненных программах закладываются деструктивные программы послания страдания и саморазрушения.

Важно определить и принять конструктивный ресурс родовых посланий как силу, которая будет помогать в реализации своей аутентичности - глубокого личного уникального жизненного сценария, а негативные программы - нейтрализовать.

Фундаментальная развивающе-терапевтическая программа нашей Ассоциации “Судьбоанализ. Изменение родовых жизненных сценариев” призвана помочь в осознавании своей аутентичности и реализации уникальной судьбы, с которой мы рождаемся на свет, отделяя послания предков и создавая внутреннюю цельность.

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Изучение и взаимодействие с содержанием психического - актуальная задача для каждого человека. Энергия, которой наполнено наше бессознательное, с одной стороны - ресурсна, а с другой и разрушительна. Поэтому, особенно важно научиться распознавать и контактировать с различными полюсами Архетипов. Мы можем найти множество ориентиров во внутреннем пространстве, направляя их для достижения невероятных успехов, обретая вкус жизни и следую своего истинному - глубоко личному жизненному сценарию.

 

Литература:
1. Мюррей  Стайн. «Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию». iBooks.

2. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с. — (История психологической мысли в памятниках).

3. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. — К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.-384 с.

4. Статья Сергея Николаенко “Традиционный славянский заговор как архетипическое путешествие”



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Юнг Карл Густав – коллективное бессознательное и зарождение аналитической психологии
  • Бездна бессознательного // Разведывательные исследования психики / Раскрытие тайн бессознательного
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Как не выпасть из поезда жизни. Об уровнях нашего бессознательного.
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Проблемы сознания и бессознательного
  • Бессознательное рулит! Есть ли место сознанию, осознанности в нашей жизни? Где оно?
  • Кинематограф и попытки подтасовки архетипов коллективного бессознательного.
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Архетип Рождества. Это касается каждого из нас.
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Культивируй в себе черты, за которые тебя упрекают, — это и есть ты!
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Как получить подсказку мудрого бессознательного
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему нам важно уметь ставить фильтры в своей жизни и как это влияет на наш жизненный баланс
  • Архетипы коллективного бессознательного: личность и культура
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Пять жизненных истин, которые звучат удручающе (хотя это далеко не так)
  • Как быстро и легко получить подсказку от бессознательного
  • Зачем люди наносят себе порезы и как на это реагировать
  • Что остается за кадром и как это исправить?!
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Мы отвергаем и нас отвергают, это часть нашей жизни.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Как это любить себя и что это дает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь