Мама первоклассника. Невроз "Имени 1-го сентября".

Среди моих коллег есть детские психологи и логопеды. И часть  клиентов попадает в мой кабинет следующим образом: взволнованная мама приводит "неправильное" чадо к детскому психологу, а зловредный детский психолог говорит, что проблема-то не у ребенка, а у мамы с папой.

А вот тут, в сентябре, "пошли косяком", как рыбья стайка, мамы первоклассников.

Возбуждённые, взволнованные, озадаченные...А если оставить шутливый тон - испуганные. Да, именно так - испуганные. Вот такие:

У мамы первоклассника
Букет в руках зажат.
У мамы первоклассника
Коленки чуть дрожат.

Ну, вот и школа близится,
И школьное крыльцо!
У мамы первоклассника
Тревожное лицо.

А что же с первоклассником
Творится в этот миг?
Другому первокласснику
Он показал язык!

 И слава Богу, если ребенок еще не задерган, не подавлен всепроникающей тревогой матери.

Откуда берется эта самая тревога? Иногда даже страх мамы первоклассника?

Источников страха много. Итак, самое очевидное.

1. Мама сама боялась учителей, и этот страх (который никуда не делся, если честно) актуализируется при встрече с учителями собственного ребенка. То есть, страх теперь умножен на 2. Страх в квадрате! Мама в данной ситуации ощущает себя не взрослым человеком, а ребенком.

Мама первоклассника Невроз Имени 1 го сентября

 

 

 Кроме того, есть срабатывает эффект "демонизации" - образ "страшного учителя из детства многократно усилен воображением и неточными воспоминаниями.

2. Очень близок по смыслу второй "страх мамы первоклассника" - а вдруг ребенок будет:
- плохо учиться?
- получать тройки или (о, ужас!) двойки?
- плохо себя вести? бегать и шуметь? драться? и т.д.

Что скрывается за этим страхом? Здесь есть разные варианты.

а) Установка "Мой ребенок должен быть очень хорошим (желательно, лучше всех!) для всех. Зачастую, это расширение собственного "Я" за счет включения в него других личностей. "Я - это мой ребенок, моя машина, моя собака и т.д."

Если мой ребенок в чем-то не успешен - не успешен я. Если ребенок "плохой"  - значит, это я плохой.

Отсюда - страх, огромный, холодный страх стать "плохим" для учителя.

Отсюда: "Миша, ты пойдешь сегодня в школу, подумаешь, температура - у тебя же контрольная!"

Отсюда: "Да мы английским с полутора лет занимались...А ваш-то в пять еще не читает сам!"

б) Установка: Если мой ребенок допускает ошибки - я плохой родитель (плохая мама!)

В этом случае, очень похожем на вариант "а" мама и папа не имеют твердой и уверенной родительской позиции.

Отсюда: "Машенька, сиди на уроке смирно, а то Марь Иванна ругаться будет!"

Отсюда: "Ой, мы опоздали - в пробке стояли, не ругайте нас, пожалуйста!"

3. Сравнение. Страх "быть хуже, чем другие". В принципе, это полярное состояние по отношению к установке: "Будь лучше всех!"

Здесь основное внимание родителя направлено на то, чтобы "люди чего про тебя не сказали", чтоб "семью не опозорил". До самого ребенка дела нет. В итоге получаем:



Это не только внешние проявления: как ребенок одет, как выглядит и т.д. Это и про образ жизни.

Отсюда: "Если соседские девочки пошли на фигурное катание - пойдешь и ты. Что мы, хуже их, что ли? Мало ли что ты не хочешь? Все хотят!"

Что можно посоветовать мамам первоклассников? Не много.

- научитесь отделять Ваши страхи и тревоги от страхов детей,
- помните, что ошибки и промахи в школе - это нормально, учеба - это и есть метод "проб и ошибок",
- главное, о чем нужно спросить своего ребенка по возвращении из школы: "Как ты? Как твое настроение?" А не "Что ты получил по русскому? "

И еще. Одно. Самое - самое важное.

Вы - самая лучшая мама для Вашего ребенка. Что бы ни случилось. Только Вы.



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Работа с МАК". Расклад "МОЙ СТРАХ".
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь