Проблемы принятия решений или как действовать когда не можешь сделать выбор

Выбор неотъемлемая часть наших жизней. Большая часть из которых проходит на осознаваемом уровне без привлечения больших эмоциональных и энергетических затрат. Те, же что заставляют нас остановиться и задуматься, проанализировать все аспекты ситуации часто бывают большим стрессом для нас.

Главное что вкладывается в задачу принятия решения - выбрать лучший вариант, ведь никто не хочет оплошать в момент когда от наших действий зависит многое - будущее и настоящее. Никто не хочет пожалеть.

Помощь психолога может пригодиться не только потому, что взгляд со стороны может открыть новые перспективы, но также тем, что анализируя ситуацию затрагиваются и чувства клиента, его внутреннее ощущение.

Это играет немаловажную роль для комфортного перехода от принятия решения к действиям.

Принципов и методик придуманных для оптимального принятия решений достаточное количество. Некоторые их вариации используются повсеместно в разных областях жизни, некоторые же требуют только структурированной работы со специалистом.

Примером, самостоятельного метода выступает всем известный "мозговой штурм" - суть которого заключается в отделении генерации идей от этапа их анализа и оценки.

Почему этот метод так востребован вот уже 80 лет?

Связано это в первую очередь в его доступности, вариативной возможности представить для будущего анализа любые идеи связанные с решением проблемы, а главное поиск альтернатив протекает с минимальным числом внутренних сопротивлений так как идеи не подвергаются жесткой оценке.

Однако его бывает недостаточно. При дальнейшем анализе всех вариантов часто не один из представленных не получает 100% одобрения, что приводит к новому поиску, который может затянуться, а проблема остается не решенной.

Требуется расширить «мозговой штурм» применив другие методы, например, метод смыслового поиска альтернатив* или вигильный (сбалансированный) стиль принятия решений*.

"Смысловой метод" предлагает в идеях высказанных ранее в "мозговом штурме" выделить смысловое содержание каждого варианта, затем дать им оценку (по 5-ти или 10-ти балльной шкале) и из максимально оцененных предлагается собрать комбинации и вариации которые можно использовать для решения проблемы.

Пример работы метода:

Ситуация. Девушка окончила университет и стоит на жизненном перепутье о дальнейшей деятельности. В результате мозгового штурма было выбрано 5 максимально оцененных идей:

 

  • Продолжить обучение на очном отделении (6 баллов)
  • Совмещать обучение на очном с работой (7 баллов)
  • Не продолжать обучение и устроиться на работу (8 баллов)
  • Продолжить обучение на заочном и устроиться на работу (8 баллов)
  • Устроить "gap year» и попутешествовать, работая на фрилансе(7 баллов)

Смысловое содержание каждой идеи:

 

 

  • Продолжить обучение на очном отделении (6 баллов) - "смогу заняться научной деятельность в университете и углубить свои знания"
  • Совмещать обучение на очном с работой не по профессии (7 баллов) - "смогу закончить магистратуру и иметь стабильный заработок на жизнь"
  • Не продолжать обучение и устроиться на работу (8 баллов) - "смогу накапливать опыт работы по профессии и иметь стабильный заработок"
  • Продолжить обучение на заочном и устроиться на работу (6 баллов) - "возможность работы по профессии и углубления знаний в университете"
  • Устроить "gap year» и попутешествовать, работая на фрилансе(8 баллов) - "отдохнуть и получить новые впечатления, попробовать что-то новое в работе и жизни"

После конструктивного обсуждения и анализа идей для решения проблемы, клиенткой были предложен и выбран такой альтернативный вариант:

 

Обучение клиентки будет продолжено по дистанционной или свободной форме посещения которую предоставляет университет, выбрана удаленная работа по смежной специальности профессиональной сферы, на один год девушка отправилась в путешествию по стране.

Таким образом, проблема принятия решения была решена. Но стоит так же отметить, что данный метод хоть и имеет высокую результативность, отвечает только на поставленную задачу, не делая целью найти истоки нерешительности и привычек к сильной рефлексии и самокопанию, которые могут всплыть на поверхность. Для решения глубинных проблем требуется другого рода методики и работа со специалистом в этой сфере.

*Метод смыслового поиска альтернатив М.Минаковой

*Вигильный стиль принятия решений (Janis&Mann? 1977)

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сложные моменты свободного принятия решений. Автоматические "Да" и "Нет"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Обучение без мучения. Развивающая игра для дошкольников "геометрические кексы".
  • "МАК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ". Skype обучение.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Статья "Внутреннее обучение или внешние провайдеры?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Обучение в пробке или кукла "Бобо"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Обучение - "королевская дорога" к новой жизни!
  • Проблема выбора в теме работы: техника для принятия решения за 1 час
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "6 сексуальных проблем, которые требуют немедленного решения"
  • Метод "кнута" или "пряника"? Нужна ли негативная мотивация?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Расщепленный диалог" как инструмент решения проблемы собственными силами
  • Техника "Семейный Ларец" для работы с горем утраты на основе МАК "Семейный круг"
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как определить "НАСТОЯЩИЕ" проблемы (или наличие "СКРЫТЫХ").



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь