Вот такие они, подростки.

                                        Вот такие они, подростки.

     Много написано  про этот особый – подростковый возраст.  Каждый человек по – своему преодолевает его, но, бесспорно то, что это один из самых ярких периодов в жизни любого человека. Подростковый возраст – важный и трудный период в человеческой жизни. Подростку предстоит нелегкая задача – стать взрослым человеком, вступить в «большой мир», найти в нем свое место. Подростковый возраст предшествует периоду юности.

    В специальной литературе подростковый возраст обозначается разными названиями: «пубертатный», «переходный», «пустыня отрочества», «период бури и натиска», «возраст второй обрезки пуповины», «критический». Разные названия отражают разные стороны происходящего в жизни подростка перемен, что дает основание рассматривать подростковый возраст как достаточно сложный и противоречивый. В противоречивости подразумевается сосуществование позитивных и негативных проявлений.

     Позитивные проявления подросткового возраста 11-15 лет:

- сильное стремление к самостоятельности и ее утверждение в деятельности, поведении и отдельных поступках;

- качественное развитие отношений с окружающими;

- расширение сферы деятельности;

- стремление осознать свое «Я»;

- формирование критического отношения к себе и окружающим;

- усиление потребности в сравнении себя с другими;

- открытость к новому;

- эмоциональная восприимчивость.

Негативные проявления подросткового возраста 11-15 лет:

 -дисгармоничность в строении личности;

- поведение, носящее характер протеста по отношению к взрослым;

- подверженность быстрой смене настроения;

- неадекватная, неустойчивая самооценка.

      В.А. Сухомлинский отмечал в особенностях подростков такие качества, как:

- непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетание с неумением разобраться в сложных жизненных ситуациях  - с другой.

- подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания.

- подростки четко улавливают фальшь, болезненно реагируют на несправедливость.

- подросток хочет быть личностью, совершить что-нибудь  героическое.

- у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью возможностей сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.   

     У подростка, по мере его созревания, уходит детская простота отношений, взаимная доверчивость. Общение мальчиков и девочек приобретает некоторую напряженность, которая со временем смягчается.

     Наиболее уязвим подросток в 11-13 лет. Ребенок растет. Гормональная перестройка, происходящая в  организме ребенка,  влияет на его эмоциональное состояние. А быстрый рост тела и внутренних органов делают его более уязвимым к физическим нагрузкам, стрессам. Часто дети этого возраста  страдают метеочувствительностью, повышенной утомляемостью, перепадами настроения. В этот период может снизиться мотивация к учебе в школе,  ухудшиться  успеваемость.

    Критичность данного возраста связана и с недостаточным жизненным опытом. Подросток  испытывает   интерес ко всему новому,  испытывает потребность в самоутверждении, но не знает,  как этого можно  добиться и может попасть в беду. Он еще не готов в достаточной мере оценить угрозы внешнего мира, не всегда может  справиться с трудностями и проблемами, встающими на его пути.             Присущая  возрасту 11-13 лет эмоциональная восприимчивость и ранимость, подверженность резкой смене настроения,  уязвимость самооценки  делают его жизнь сложней. Взрослые не всегда понимают, что происходит с ребенком: только что спокойный и покладистый ребенок вдруг начинает дерзить родителям; сын предпочитает уединиться  в своей комнате, отказываясь от совместного просмотра фильма;  дочь без особых, казалось  бы причин, плачет, срывается на крик, замыкается в себе…

   Ребенок взрослеет и это проявляется в его потребности в большей свободе, независимости, в признании его прав, в уважении. Проблемой родителей часто является неспособность увидеть в своем ребенке эти новые проявления взрослости и принять их должным образом. Часто родители пытаются общаться с подростком, используя прежние методы, когда ребенок был маленьким, а они для него были непререкаемым авторитетом. Теперь авторитетное мнение все чаще принадлежит другу Ване или соседскому Паше, а не маме с папой.

    Если родители продолжают оставаться ригидными и продолжают взаимодействие с подростком на прежнем уровне, то неизбежны конфликты, непонимание, ведущие к напряжению в отношениях взрослых и ребенка, к утрате доверия между ребенком и родителями.

    Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает большое влияние на развитие личности подростка и становление его отношений с другими людьми.

    В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и, при правильном обращении,  с ними легче ладить и родителям и учителям.

     Младшие подростки  наиболее восприимчивы к такому стилю отношений, когда взрослый проявляет инициативу, задавая тон, но при этом позволяет ребенку самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения, не устанавливая пошагового контроля. 
Такой стиль воспитания называется демократическим и, по результатам исследований К. Левина, является наиболее эффективным в деловом, учебном общении между взрослыми и детьми. Благотворно влияют на отношения поколений и расширение  полномочий ребенка  через увеличение круга его обязанностей в семье и, конечно же, его прав. Например: предоставить ребенку возможность самостоятельно посещать секцию, в которую вы его до сих пор провожали, позволить позже ложиться спать, потому что он уже не маленький. Естественно, что в этом возрасте у ребенка должны быть обязанности по дому, за которые он ответственен. Важно то, как вы сообщите ему об этом. Может быть, вы обсудите это на семейном совете и он сам выберет себе дело по силам и будет ответственным за это, как и другие члены семьи.

    Конечно, очень важный момент – общение со сверстниками. Здесь ребенку нужно дать возможность самостоятельно строить свои отношения с друзьями, не переставая быть всегда готовым выслушать, придти на помощь, поддержать, дать мудрый совет. 

    Подростки очень благодарно отзываются на проявление уважения и доверия к ним  со стороны взрослых.  Помогает в налаживании добрых отношений с подростками и чувство юмора, интересная беседа, уместная похвала. А еще – общие  дела: совместные походы и поездки,  увлекательные приключения, интересные проекты. Пусть это станет вашей семейной традицией на долгие – долгие годы.

Психолог Ирина Ахраменко

 



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мне всегда было его жалко, но я его не любила
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Об отношениях между подростком и его родителями
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • В семье родился ребенок с ОВЗ. Как его принять? Советы родителям.
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Его ребенок от прошлого брака: как строить отношения
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь