Можно ли воспитать ребёнка без травм.

Автор статьи: Марина Борикова

В современной психологии проводится огромное количество исследований по поводу влияния  психотравмирующих событий  на психическое развитие личности.  Грамотные и продвинутые родители прилагают определённые усилия с самого рождения своих детей, для того что бы вырастить успешного и естественно здорового во всех отношениях ребёнка. В тех случаях , когда наши мамы и бабушки даже не задумывались, «нанести ли психотравму»  современный родитель собирает волю в кулак и краснея лицом начинает ограждать своё чадо от стресса. Без перегибов, как обычно не обходится. На этом месте с юмором закончено и я постараюсь рассмотреть эту проблему более детально.

Можно ли вырастить ребёнка без травм и таким образом, воспитать  здоровую личность у которой не будет риска возникновения невротических состояний?

Теоретически, конечно, возможно вообразить себе искусственно созданную среду в которой будут созданы  максимально щадящие условия исключающие психотравмирующее воздействие на ребёнка.  Но очень сложно представить, как потом из этого волшебного мира человек будет интегрироваться в общество. И в каком возрасте он будет уже готов взаимодействовать с миром где его от стрессов никто не ограждает.  Дело в том, что  формирование неврозов и психологическое здоровье  в будущем зависит не только от наличия  травмирующих и стрессовых ситуаций в детстве. Безусловно, чем большему количеству травмирующих ситуаций ребёнок подвергался в детстве, тем выше у него риск формирования невротических состояний. Но риски возникновения неврозов зависят и от ряда других факторов. Часть из них обусловлены генетически и практически  не подвергаются изменениям в течении жизни. Сюда относятся темперамент, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, которые наследуются нами от родственников. Согласитесь, что существуют люди по природе своей более чувствительные к стрессу.  Не стоит сбрасывать со счетов и отдельные, генетически заданные черты характера. На предрасположенность к невротическим состояниям будет влиять и общее физическое, соматическое здоровье. По определению, невротическое состояние возникает в результате воздействия некого стрессора, поэтому ни один человек на Земле , в принципе не может быть вне зоны риска заболеть, потому что все мы периодически испытываем стресс. Но то, что для одного человека является стрессовым фактором, другой переживает вполне спокойно.  Для одного подростка развод родителей становится трагедией, а другому  может стать гораздо легче и интереснее жить.  Один из главных вопросов состоит в  том,  какой силы и длительности должно быть воздействие психотравмирующих стрессовых факторов для каждого отдельного человека, что бы возникло стойкое расстройство адаптации.

  Стрессоры выполняют и  полезные функции. При достаточной поддержке взрослых стресс не только проходит без негативных последствий для психики ребёнка, но и  способствует формированию навыков преодоления этих самых ситуаций. Появление здоровых поведенческих стратегий, направленных на выход из кризиса , приводят к хорошей стрессоустойчивости в будущем. Конечно, в идеале  сам родитель не должен быть источником психотравмирующих событий на столько, на сколько это вообще возможно. Его задача обеспечить ребёнку чувство безопасности и защищённости не переходя при этом в состояние гиперопеки.

 Не стоит придавать большое значение самим фактам психотравм , считать что если они они были в детстве, то это априори приведёт к психической неустойчивости  и  повышенной уязвимости во взрослой жизни. Вырасти психически здоровым можно и при наличии стресса, если значимые взрослые будут оказывать ребёнку психологическую поддержку. Формирование доверительных отношений с собственным ребёнком, тактичная заинтересованность и эмоциональное участие  в его жизни скорее помогут  снизить риск  адаптационных расстройств.  Благодаря этому воздействие психотравмирующих событий может быть успешно компенсировано опытом совладания со стрессом которое, как раз и пригодится человеку в будущем. Вопросы воспитания психически здоровой личности заключаются не в том что бы полностью оградить ребёнка от стресса, а в том, что бы оказать ему максимально возможную поддержку и помочь справиться с кризисом сохранив ощущение безопасности и собственной компетенции перед лицом разнообразных жизненных ситуаций.



Просмотров: 407
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • О середине жизни... И о том, что будет потом... (женщинам прочитать обязательно!!!)
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Что ждёт в будущем ребёнка, границы которого нарушают
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Техника перепросмотра психотравмирующих событий нашей жизни
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Советы для тех, кому надоело жить без денег. Как всегда быть «при деньгах»
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как быть хорошей мамой. Психологическое развитие ребёнка.
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • 7 факторов, травмирующих психику ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь