Люди игнорируют факты ради чувства причастности

Общие заблуждения объединяют группы людей так же, как и общие воззрения. И для многих из нас фактами вполне можно пожертвовать ради чувства причастности к группе единомышленников.

групповая причастность

Недавнее исследование психологов из Дартмутского колледжа было приурочено к промежуточным выборам в Палату представителей США. Исследователи сделали акцент на формировании и развитии радикальных политических групп. Но выводы верны для любых коллективов со странными воззрениями, которые противоречат фактам — например, для сторонников многочисленных теорий заговора, теории плоской Земли или адептов апокалиптических религиозных сект, проповедующих скорый «конец света».

Ученые исследовали механизмы формирования групп и выделили несколько, которые с равной силой действуют в отношении как убеждений, так и заблуждений.

В основу легла математическая модель, которая сопоставила механизмы получения информации и давление, которое приходится преодолевать для выражения определенных взглядов, в частности, политических.

Современное политическое взаимодействие характеризуется сильной приверженностью к сообществу со сходными взглядами и отсутствием интереса к обмену информацией с «чужими» или поиска согласия между противоборствующими сторонами. Остается в значительной степени неясным, как возникают такие «эхо-камеры» и как они развиваются вместе с формированием мнения.

Исследовалось возникновение этих структур через призму коэволюционных игр. В математической модели вознаграждение индивида определялось выраженностью его мнения, степенью соответствия его социальной группе и преимуществом наличия социальных связей. Каждый человек мог одновременно корректировать свое мнение и вес своих социальных связей.

Данная модель была применена к отчетам о выборах в Палату представителей США на протяжении десятилетий, чтобы понять влияние основных психологических и социальных факторов на рост числа их сторонников в последние годы. А также выяснить, как возникло сегодняшнее разделение и как можно достичь сплоченности и единства по различным политическим и социальным вопросам.

Модель позволила проследить логику обособления групп. На первом этапе люди разделяют воззрения, свойственные соседям, которых они считают социально близкими. По мнению ученых, в основе этого желание избежать стресса или «когнитивного диссонанса» в попытке осмыслить отличные от собственных убеждения.

Однако преимущества от социального взаимодействия усиливают такую динамику: социализация — это хорошо, а значит, хорошо иметь сильную убежденность по вопросам, важным для социально близкой группы.

Такой механизм приводит к формированию группировок с экстремальными воззрениями и отсутствующей оппозицией.

Ведущий автор работы Такер Эванс подчеркивает, что этот «социальный маховик» очень сложно затормозить: «Очевидно, прочные взаимоотношения могут иметь большую ценность, чем непоколебимые доказательства, даже в отношении вещей, которые многим кажутся очевидными… В странах, подобных США, это может спровоцировать разделение на национальном уровне».

Статья по итогам исследования была опубликована в октябре 2018 года в журнале Royal Society Open Science.

Ранее к похожим выводам при исследовании природы заблуждений пришли ученые из Калифорнийского университета в Беркли. Оказалось, что в отделении правды от вымысла людям важнее обратная связь, а не установление истины. Убеждения людей гораздо надежнее подкрепляются позитивными или негативными реакциями, которые они получают в ответ на высказанное мнение или выполненную задачу, чем логическими обоснованиями и научными данными.

Просмотров: 284
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Влияние на выборы. Как в социальных сетях можно манипулировать избирателями?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Нейронные механизмы когнитивного диссонанса
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Влияние социальных сетей на психику пользователей
  • Андрей Колесник. Убеждения и стереотипы как элемент политических технологий в украинских избирательных кампаниях
  • Елена Карташова. Ошибки, которые не дают вам разбогатеть
  • Георгий Почепцов. Влияния, которые подтолкнули Россию к конфликту
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Ю.С. Колесников. Методика проведения фокус-групп
  • Георгий Почепцов. Новые подходы в теории информационных войн: британская модель
  • Могут ли люди предсказать свое будущее? Феномен игнорирования
  • Сергей Зелинский. Современное российское телевидение через призму психологического анализа
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Лариса Шалагинова. Политическое лидерство в условиях различных политических систем
  • Евгений Сушко. Математическая формула любви или Учись анализировать свои чувства
  • Связь политических пристрастий, сексуальной потенции и интеллекта
  • Григорий Чаусовский. Психотехнологии нейтрализации негативного влияния информационного стресса на телезрителя в условиях социально-экономического кризиса
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • А.В. Манойло. Модель информационно-психологической операции в международных конфликтах
  • Сергей Романюха. Почему я рекомендую ZMET (Метаморфная модель Зальтмана)
  • Сергей Романюха. Метаморфная модель Зальтмана ZMET — история и суть методологии.
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Е. Леонтьева, А. Зарицкая. Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • Как заставить людей признавать факты?
  • Георгий Почепцов. Тоталитарность. Усреднение людей приводит общество в неживое состояние
  • © Татьяна Громова. Почему люди и шимпанзе убивают себе подобных
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь