Психология агрессии



9 страница


или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо  

внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например,  

фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появля-  

ется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других  

теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистич-  

но относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под конт-  

роль.  

 

 

 

МЕТОДЫ  

 

СИСТЕМАТИЧЕСКОГО  

ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ  

 

<Насилие пронизывает бытие человека... Эпическими поэтами оно воспето как сви-  

детельство мужской доблести, пророки и моралисты осудили его, а все прочие при-  

терпелись к нему как к одной из стихийных опасностей в человеческой жизни>  

(Соптай, 1981).  

 

Философы, поэты, теологи, писатели и многие другие веками ломали головы  

над загадкой насилия среди людей. Ученые, впрочем, лишь недавно сделали аг-  

рессию объектом эмпирического изучения.  

 

Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем,  

потому что интересующее нас поведение опасно. Было бы недопустимо приме-  

нять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред.  

Относительная же редкость этого типа поведения и тот довольно приватный кон-  

текст, в котором в основном осуществляется агрессия, делают задачу ученых по  

выявлению ее причин и следствий весьма затруднительной. Поэтому во многих  

случаях применяются сравнительно <безопасные> методы исследования, такие  

как опросы и наблюдение. Изобретательные исследователи разрабатывают также  

методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.  

 

В этой главе мы рассмотрим подходы и методы, с помощью которых получены  

сведения, приведенные в книге. Мы обратимся также к достоинствам и недостат-  

кам различных подходов, чтобы заложить фундамент для понимания и оценки  

накопленных знаний о человеческой агрессии.  

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  

ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ  

 

Как мы уже отмечали, изучать агрессивное поведение у людей особенно трудно,  

ибо оно само по себе опасно. Исследователи вынуждены наблюдать и понимать  

агрессию, не провоцируя при этом людей причинять друг другу вред. Один из  

сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в поиске <ес-  

тественно возникающих> случаев агрессии и регистрации событий, сопутствую-  

щих инциденту. Например, исследователь может отправиться по злачным местам,  

барам, ресторанам, записывая, кто вел себя агрессивно и какие агрессивные дей-  

ствия совершал (например, бил посуду, кричал). Схожий метод сводится к опросу  

людей - каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют  

агрессию. При таких неэкспериментальных и неманипулятивных подходах ис-  

следователь избегает любого прямого вмешательства или поощрения поведения,  

 

6 ГЛАВА 2  

 

Эти методы часто оказывались полезны и внесли ценный вклад в наше понима-  

ие агрессии. Действительно, в некоторых случаях неманипулятивные процеду-  

1ы - единственно допустимые из соображений безопасности или этики. Напри-  

(ер, попытка выявить характер событий, приведших к массовым беспорядкам, по  

еобходимости будет основана большей частью на сообщениях из первых, а то и  

торых рук. Аналогичным образом, стараясь определить факторы, ответственные  

а опасные формы обращения родителей с детьми, исследователь по столь же  

чевидным причинам вынужден ограничиться сбором сведений о личности роди-  

елей, о социально-экономических условиях, а также об их опыте взаимоотноше-  

:ий с собственными родителями. В этих и многих других случаях неэксперимен-  

альные методы были и остаются весьма полезными.  

 

Несмотря на немалые достоинства таких процедур, им зачастую вредит один  

лавный недостаток: полученные с их помощью данные нередко бывают неодно-  

начными с точки зрения выявления причинно-следственных связей. Иначе гово-  

ря, исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить, какие конк-  

1етно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию. Чтобы  

(снять, почему так получается, рассмотрим следующий пример.  

 

Нередко сообщалось, что частота случаев межличностного насилия повышена  

ситуациях, когда участники приняли большие дозы алкоголя. Эти данные обыч-  

:о интерпретировались как свидетельство того, что опьянение <растормаживает>  

:юдей, тем самым увеличивая вероятность их агрессии. Хотя такой вывод выгля-  

:ит вполне правдоподобным, обосновать его труднее, чем кажется. Употребление  

лкоголя зачастую сопровождается еще несколькими обстоятельствами, которы-  

[и также можно объяснить наблюдаемую зависимость между агрессией и опьяне-  

:ием. Например, выпившие люди становятся более общительными, в связи с чем  

стречаются с большим количеством других людей, способных тем или иным  

бразом их спровоцировать. Далее, люди, возможно, выпивают больше во время  

<ары. В этом случае неприятные внешние условия могут вызывать раздражение,  

ем самым увеличивая вероятность агрессивного поведения. Может быть и так,  

то агрессивные люди больше выпивают, то есть не алкоголь - причина агрессии,  

агрессивность ведет к употреблению большего количества алкоголя. С учетом  

аких соображений связь между агрессией и употреблением алкоголя представ-  

:яется проблематичной: является ли ответственным за учащение случаев наси-  

:ия опьянение само по себе или какой-то из упомянутых факторов? На основе  

экспериментальных данных выяснить это невозможно.  

 

По большей части из-за подобных трудностей многие психологи предпочитают  

[спользовать для изучения агрессивного поведения экспериментальный подход.  

)ни стремятся получить более определенную информацию с помощью исследо-  

ании, в которых предполагаемые факторы агрессии изменяются систематически  

явным образом. Иначе, исследователь манипулирует одним или несколькими  

[араметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую  

грессию, а затем оценивает результаты данной процедуры. Стимулирующие или  

:одавляющие параметры, которые изменял экспериментатор, называются неза-  

исимыми переменными. Результирующее поведение, эффект, называется функцией.  

1апример, если мы хотим применить экспериментальный подход для изучения  

вязи агрессивного поведения с опьянением, мы будем варьировать независимую  

[еременную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя (например,  

"" " КОКа-КОЛОЙ). а ТТПУГпЙ гпУПТТР - ипи-уптт < оотту-пм ППМЯ Яаточ ". .."..-.  

 

МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ э/  

 

рим функцию - агрессию, фиксируя такие проявления поведения, как угрозы,  

толчки и удары. Если мы обнаружим, что люди, выпившие коктейль с настоящим  

ромом, ведут себя более агрессивно, чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором,  

мы будем более-менее уверены, что причиной такого поведения был алкоголь.  

Поскольку все испытуемые находятся в одинаковых социальных и физических  

условиях, мы не сможем приписать различие в их поведении разнице в уровнях  

социального взаимодействия или в температуре воздуха. Сходным образом, по-  

скольку употребление ими алкоголя контролируется, нельзя утверждать, что из-  

за агрессивности они выпивали больше.  

 

Хотя экспериментальный подход позволяет обрести больше уверенности при  

определении причинно-следственных связей, попытка исследовать таким спосо-  

бом агрессивное поведение порождает ряд встречных вопросов. Как, в конце кон-  

цов, можно систематически изучать такую опасную форму поведения, исключив  

при этом малейшую возможность причинения психологического или физического  

вреда участникам исследования? Психологи решают эту проблему с помощью  

целого ряда методик, разработанных для исследования агрессии безопасным и  

одновременно научно строгим способом. Ниже мы рассмотрим различные методы,  

используемые для изучения агрессивного поведения. Некоторые из них применя-  

ются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в  

экспериментальных, так и в неэкспериментальных исследованиях.  

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

С ПОМОЩЬЮ ОПРОСА  

 

Как мы предположили ранее, возможно, самый прямой путь измерения агрессии -  

просто расспросить о таком поведении. В данном разделе мы обратимся к некото-  

рым способам, которыми психологи расспрашивают об агрессии.  

 

Чтобы узнать о случаях агрессии или типичных для нее обстоятельствах, уче-  

ный может опросить множество различных источников. Вернемся к нашему при-  

меру выявления связи между агрессией и алкоголем. Намереваясь провести такое  

исследование, можно расспросить самого испытуемого, явно или неявно (с помо-  

щью слегка замаскированных вопросов) о количестве принятого им алкоголя и о  

его агрессивном поведении. Его знакомые также могут рассказать о том, как часто  

он пьет и насколько бывает агрессивен.  

 

Менее прямые опросы тоже относятся к категории <опросных методов>. Что-  

бы узнать частоту сопутствия алкогольного опьянения насильственным преступ-  

лениям, исследователь может просмотреть полицейские сводки о задержаниях -  

таким образом он <опросит> архивные данные об агрессии и алкогольном опья-  

нении.  

 

АРХИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  

 

В приведенном выше примере мы предположили, что можно <спросить> о связи  

агрессии с алкоголем, просматривая архивные данные. Архивные исследования  

 

э8 ГЛАВА 2  

 

гоинспекции, статистика преступности и бракоразводные записи могут послужить  

источником информации для изучения многих аспектов социального поведения.  

В случае агрессии исследователи используют данные о массовых беспорядках  

(Апегэоп, 1989; Вагоп, КапзЬегег, 1978; Саг15ппЙ1, Апс1ег5оп, 1979) и сведения  

ФБР и полиции о насильственных преступлениях (Непшап, НеаЛ, УЬагоп,  

еIКо5апо, СооЬ, Саег, 1982; Койоп, Ргеу, 1985) в качестве источника информа-  

ции об агрессивном поведении.  

 

Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они от-  

-юсительно свободны от вносимых исследователем искажений Оопеа, Воа, 1985).  

Очевидно, исследователь не в состоянии исказить данные, если не он их собирал и  

гели они изначально были собраны для других целей. С другой стороны, искаже-  

ния могут возникнуть при первоначальном сборе данных. Например, заниженные  

данные о числе изнасилований и избиений (особенно в семьях) создают проблему  

1ля исследователей, использующих криминальную статистику в качестве источ-  

ника информации о межличностном насилии 0011115011, 1978). Но самая большая  

проблема архивных исследований заключается в том, что данные изначально со-  

бирались для других целей, поэтому исследователю бывает трудно найти сведе-  

ния, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы.  

 

Роттон и Фрей (Койоп Ргеу, 1985) использовали архивные данные за двух-  

тетний период для выявления воздействия погоды и загрязнений воздуха на на-  

сильственные преступления. В качестве источника информации они использова-  

1И количество звонков в полицию Дейтона, штат Огайо, по поводу нападений и  

семейных скандалов. Их измерения загрязненности воздуха базировались на  

данных местного агентства по защите окружающей среды и учитывали концент-  

зации озона, окиси углерода, двуокиси серы и аэрозолей. Национальная океани-  

1еско-атмосферная администрация обеспечила информацию о погодных услови-  

IX. Осуществив сложную обработку данных, позволившую проследить изменения  

)а некоторое время, исследователи выявили связь между уровнем загрязнения и  

гонками о семейных ссорах. Однако наилучшим образом эти обращения в поли-  

цию предсказывались по температуре воздуха: в жаркие дни жалоб поступало  

юлыпе, чем в прохладные и морозные. Исследователи также отмечают, что, коль  

;коро высокая температура предшествует звонкам о семейных скандалах, пред-  

ставляется, что данный погодный фактор вполне может оказаться причиной наси-  

1ия. Они, однако, тут же указывают на склонность людей употреблять большее  

соличество алкоголя в жаркие дни, в связи с чем агрессивное поведение может  

)6ъясняться повышенным потреблением алкоголя и последующим <эффектом  

юхмелья>. Тем не менее принятый исследователями подход позволяет выяснять  

1нтересные и важные научные вопросы, совершенно не вмешиваясь ни в чью  

гастную жизнь. Они просто <опрашивают> публичные архивы об интересующих  

IX обстоятельствах и поведении людей.  

 

1ЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  

 

1сихологи часто используют ответы людей для получения необходимой инфор-  

мации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и  

 

[ттатпутттт-г атт-  

 

МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ оУ  

 

Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников.  

Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для  

изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях  

опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности ис-  

следователя в выявлении их агрессивности. В самом деле, если спрашивать прямо,  

многие люди постесняются признаться, что участвовали в агрессивных действиях.  

Чтобы получить более достоверную информацию, исследователям часто прихо-  

дится маскировать направленность вопросов.  

 

Эверилл (АуспИ, 1982) указывает на преимущества опросников при изучении  

поведения, неприемлемого или непоощряемого в данной культуре. Злость и агрес-  

сия - такие феномены, которым несвойственно проявляться на публике - в  

этих случаях они не выражены непосредственно и открыто. Инциденты, лежащие  

в подоплеке гнева и агрессии, как правило, таятся в прошлом, в истории взаимоот-  

ношений, которая недоступна непосредственно, поэтому исследователю не удается  

выявить подлинные мотивы. Таким образом, утверждает Эверилл, опросы явля-  

ются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может  

быть, не хотят признаваться.  

 

Зачастую психологи ошибочно полагают, что опросники подразумевают корре-  

ляционные или неманипулятивные методы исследования. Это не так. На самом  

деле, по крайней мере в одном из экспериментальных лабораторных методов изу-  

чения агрессии, для измерения изучаемой функции используются опросники. Раз-  

ница между таким использованием опросников и их применением для изучения  

повседневного или прошлого жизненного опыта заключается в том, что в случае  

эксперимента опросники содержат лишь вопросы о реакциях испытуемых на спе-  

цифические стимульные факторы, которые варьируются экспериментатором. На-  

пример, Джин (Сееп, 1981) использовал оценочные эпитеты как меру вербальной  

агрессии. После того как ассистент экспериментатора разозлил испытуемых и они  

посмотрели затем несколько фильмов, им предложили оценить успехи ассистента  

в решении задач. Список прилагательных включал <тупой>, <беспомощный> и  

<торопливый>. По мнению Джина, чем негативней оценка, тем больше враждебно-  

сти она выражает.  

 

Анкеты  

 

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности и/или об их  

непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других. Боль-  

шинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкрет-  

ных ситуациях. Например, несколько исследователей создали шкалы для выяв-  

ления жизненного опыта, связанного с сексуальной агрессией (Ма1атиЬ, 1981;  

Кароро Виг1сЬаг1,1984).  

 

Штраус и Штайнметц применяли анкеты в исследовательской программе, пред-  

назначенной для выявления причин и последствий насилия в семье (Зештег,  

1977; Згаиа, 1979). Их стандартный опросник <Шкала тактики поведения в кон-  

фликтах>, приведенный в табл. 2. 1, состоит из списка нарастающих по агрессив-  

ности действий. Респонденты указывают степень, с которой они и/или члены их  

семьи проявляли данное поведение в отношениях друг с другом за указанный  

прпипгт впрмрни. Это позволяет исследователю одновременно определить агрес-  

 

Таблица 2.1. Шкала тактики поведения в конфликтах  

 

Это список того, что твои мама и папа могут делать, когда у них конфликт. Вспомни все, а не только  

самые серьезные размолвки, и укажи, как часто при этом каждый из них совершает поступки, перечис-  

ленные ниже. Используя расшифровку, обведи кружком число, которое лучше всего показывает, как




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 893
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь