Психология агрессии



12 страница


гих водителей неприятными и укоризненными. В той степени, в какой достоверны  

Данные подобных опросов, можно заключить, что звуковые сигналы зачастую по-  

даются с намерением повредить другому водителю (огорошить его или заставить  

выйти из себя) и нередко вызывают желаемый эффект. Таким образом, они удов-  

летворяют главным требованиям приведенного в главе 1 определения агрессии.  

 

Разумеется, нет оснований полагать, что все автомобильные сигналы имеют  

агрессивный характер. Водители часто сигналят, чтобы предупредить об опаснос-  

ти или сообщить о своем присутствии. Однако в контекстах, где индивидуумы,  

прибегнувшие к таким действиям, подвергались сильной провокации, представля-  

ются оправданным рассматривать сигналы другим водителям в качестве валидной  

 

 

 

ЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ  

 

1ежличностные конфронтации  

 

аррис и ее коллеги (Нагпз, 1973, 1974; Нагпэ Затегойе, 1975) разработали  

олее прямой подход к проблеме наблюдения сравнительно редких видов поведе-  

ия. В их остроумном эксперименте испытуемые, которым случалось оказаться в  

[агазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подверга-  

ись прямому и сильному подстрекательству к агрессии, В этом исследовании, с  

четом разнообразия физических условий, применялось несколько отличающих-  

я друг от друга процедур. Например, в одном из вариантов (Нагпв, 1973) по-  

[ощники и помощницы экспериментатора намеренно налетали на людей сзади.  

еакция испытуемых на этот неожиданный и обидный поступок классифициро-  

алась затем по категориям вежливой, безразличной, несколько агрессивной (на-  

;ример, краткий протест либо взгляд) и очень агрессивной (например, долгие  

ердитые выговоры или ответный толчок). В нескольких других исследованиях  

Нагпз, 1973, 1974) ассистенты экспериментатора влезали перед человеком, жду-  

щим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. В некоторых случаях асси-  

тенты говорили <извините>, в других же не говорили вообще ничего. Затем запи-  

ывались вербальные и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию.  

вербальные реакции классифицировались как вежливые, безразличные, несколь-  

:о агрессивные (краткие замечания типа <здесь я стою>) и очень агрессивные  

угрозы или брань). Невербальные реакции классифицировались как дружелюб-  

ие (улыбка), безразличные взгляды, враждебные или угрожающие жесты, толч-  

еи и выпихивание. Эти процедуры применялись Харрис для изучения действия  

азличных факторов, в том числе фрустрации, наличия агрессивного примера и  

татуса фрустрирующего.  

 

(включение  

 

Рассмотренные нами полевые процедуры имеют сравнительно высокую степень  

алидности "измерений. В конце концов, участники этих исследований в большин-  

тве случаев не имели представления, что участвуют в эксперименте, и в общем-то  

юагировали совершенно естественным образом. Тем не менее при таком подходе  

: исследованиям возникают свои проблемы. Особенно в случае натуралистичес-  

ких наблюдений, когда исследователь может столкнуться с трудно идентифици-  

руемым поведением, которое по своему характеру явно агрессивно (Ка1уегЬоег,  

974). Например, щипок может быть интерпретирован как агрессивное действие  

[ли как знак внимания. Определять значение этого жеста приходится самому  

[сследователю. Отсутствие однозначных определений порождает две проблемы:  

) наблюдатели склонны расходиться во мнениях, из-за чего понижается надеж-  

[ость измерений; 2) предубеждения или ожидания наблюдателя могут повлиять  

[а собранные им данные (Ьуопх 5егЫп, 1986). Сравнительно сложная и дета-  

[изированная система расшифровки Паттерсона (РаИегэоп, 1977) указывает на  

дин из способов решения этой проблемы. Более <вторгающиеся> методы, такие  

:ак провокация автомобильных сигналов и межличностных конфронтаций, также  

юмогают решить эту проблему. В этих случаях исследователь осуществляет под-  

трекательство, поэтому смысл реакций сравнительно однозначный. Но, к сожале-  

[ию, применение таких методов вызывает ряд сложных этических вопросов.  

Во-первых, по очевидным причинам невозможно получить сознательное пись-  

 

тт.ту тт ТТОТЭТ т>  

 

ях. Это является проблемой для всех рассмотренных нами полевых методов, но  

особенно - для исследований Харрис, потому что в них экспериментальные мани-  

пуляции имеют чрезвычайно провокационный характер. С другой стороны, несом-  

ненно, что большинство людей время от времени переживают подобные инциденты  

и в обычной жизни. Во-вторых, иногда при полевых исследованиях могут возни-  

кать вполне реальные угрозы причинения вреда испытуемым и/или ассистентам.  

Например, Харрис и Самеротт (Нагпэ Затегойе, 1975) сообщают, что женщины-  

испытуемые, раздраженные действиями ассистента-мужчины, брызнули ему в лицо  

содержимым аэрозольного баллончика. В связи с этим может возникнуть вопрос о  

допустимости интрузивных полевых методов, С одной стороны, такие процедуры  

могут быть оправданы из соображений необходимости дальнейшего систематиче-  

ского изучения агрессии у людей. Однако, с другой стороны, их потенциальный  

риск для участников, а также соответствующие юридические и этические проблемы  

требуют осторожности при решении их использовать.  

 

Итак, каков же ответ на эту сложную дилемму? В случае любого научного  

метода, создающего риск для ее участников, экспериментатор должен тщательно  

оценить потенциальную пользу от запланированного исследования, как в науч-  

ном, так и в социальном плане, а затем самым осторожным и трезвым образом  

взвесить потенциальный риск для участников. Только в том случае, когда найден-  

ное отношение пользы к риску благоприятно - то есть когда потенциальная  

польза перевешивает потенциальный риск, - можно приступать к делу.  

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ  

 

Возможно, наиболее общий способ наблюдения агрессии, к которому часто прибе-  

гают исследователи, состоит в наблюдении за поведением в контролируемых ла-  

бораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Во-первых,  

прецизионное систематическое варьирование независимых переменных в этом  

контексте достигается легче, чем в любом другом. Поскольку экспериментатор  

способен аккуратно управлять характером происходящих в лаборатории собы-  

тий, так же как и определяющими их условиями, часто бывает легко добиться  

систематической манипуляции факторами, которые предполагаются значимыми  

для агрессии.  

 

Во-вторых, психологическая лаборатория обеспечивает то, что многие иссле-  

дователи считают наиболее безопасным и этичным контекстом для проведения  

исследований по агрессии: исключается любая возможность причинения вреда  

испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знако-  

мятся с характером действий, которые их попросят предпринять. Далее, во время  

послеэкспериментального обсуждения испытуемым легко дать полное и деталь-  

ное объяснение всех аспектов исследования, так же как и его основного предна-  

значения. Эти принципы информированного согласия и подробного разъяснения  

в значительной степени продвигают нас на пути решения этических проблем,  

возникающих при систематическом изучении агрессии и других сложных форм  

социального поведения (Атепсап Р5усЬо1оу А55ос1а<:1оп, 1973; 5т11А ШсЬагй-  

хоп, 1983).  

И наконец, лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более  

 

цы: визиты испытуемых назначены на определенное время, и проявления агрессии  

могут быть вызваны у них со сравнительно высокой частотой. Это обстоятельство  

довольно сильно контрастирует с условиями, преобладающими в естественной  

збстановке, когда акты агрессии нередко отстоят далеко друг от друга как во  

времени, так и в пространстве.  

 

Хотя для исследования агрессии в лабораторных условиях были разработаны  

зазнообразные методы, большинство из них относится к одной из четырех основ-  

ных категорий: 1) <игровые> меры; 2) вербальное нападение на других; 3) <бе-  

юпасное>, не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) <якобы причи-  

няющее вред> нападение. Мы рассмотрим по очереди каждую из этих категорий.  

 

<Игровые> меры агрессии  

 

Уравнительно безопасный способ наблюдения агрессивного поведения в лабора-  

ории предусматривает нападение индивидов (обычно детей) на различные не-  

кивые объекты. Типичная процедура состоит из следующих этапов: 1) участни-  

сов каким-либо образом подстрекают к агрессии - зачастую демонстрируя им  

агрессивные действия на примере; 2) затем им предоставляют возможность пи-  

?ать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени; 3) агрес-  

:ия оценивается по частоте совершения подобных действий против <жертвы>.  

Этот последний шаг - оценка частоты агрессивных действий - обычно выполня-  

тся наблюдателем, который либо <вживую>, либо по видеозаписи следит за вза-  

[модействием испытуемых с неживым объектом агрессии. Подобные процедуры  

[аще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают аг-  

<ессивное поведение. Этот метод разработан для изучения воздействия приме-  

>а на подражательную агрессию испытуемых.  

 

Широко известно применение этой процедуры в знаменитых <экспериментах с  

:уклой Бобо>, впервые осуществленных Бандурой с коллегами (Вапс1ига, Ко55  

055, 1963а, Ь; Огихес, 1972). В этих исследованиях маленькие дети предваритель-  

:о либо знакомились, либо не знакомились с примером действий социальной мо-  

,ели - иногда другого ребенка, иногда взрослого, а иногда персонажа комик-  

ов, - нападавшей на большую надувную куклу.  

 

Например, в одном исследовании (Вапс1ига, Коэз Ко5, 1963а) выступавшие  

роли модели люди садились на куклу, колотили ее по носу, лупили по голове  

грушечным молотком, приговаривая <дай ему по носу>, <сбей его с ног> и <швыр-  

и его вверх>. После этой демонстрации нападения на куклу Бобо дети-испытуе-  

:ые переходили в комнату с множеством разных игрушек, некогорые из которых  

ыли похожи на объект только что наблюдаемой агрессии. Детям разрешали сво-  

одно играть в течение короткого времени (обычно 10-20 минут), внимательно  

аблюдая за их поведением. Основным вопросом исследования было: усвоят ли  

спытуемые и станут ли повторять необычные действия моделей. И нет ничего  

дивительного в том, что в большинстве случаев испытуемые точно копировали  

ействия моделей. В других экспериментах дети наблюдали нападение на иные  

еодушевленные предметы, например, в исследовании, проведенном Грушечем (Ош-  

с, 1972), на плюшевого медведя, пластиковую куклу и некоторые другие объекты.  

 

Хотя подобные процедуры использовались во многих исследованиях, они ста- ,  

н объектом критики со стороны некоторых ученых ОозерЬ, Капе, Масс1 Те-  

""сЫ, 1977; К1аооег. 19й8). Г)ттутирг>гг->7тт, .г- мгиппмчг гтойт...--- -  

 

ЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ 73  

 

мых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявле-  

ниями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форму игры -  

особенно в случаях, когда объект нападения (как, например, надувная кукла Бо-  

бо) специально создан для этой цели.  

 

Критикуя создание концепции, Джозеф и другие ОоэерЬ е1 а1., 1977) утверж-  

дают, что поведение детей не следует рассматривать как антинормативное или  

предосудительное, потому что оно узаконено посредством продемонстрированно-  

го им примера агрессивного поведения. Для подтверждения своей точки зрения  

исследователи знакомили студентов колледжа с описанием типичного экспери-  

мента с моделью поведения, в котором варьировались: поведение взрослых моде-  

лей и поведение испытуемых детей; либо и те и другие вели себя агрессивно; либо  

только модели, либо только дети; либо ни те ни другие. Студенты не считали  

деструктивное поведение детей ни плохим, ни агрессивным, если подобное поведе-  

ние перед этим демонстрировалось моделями, но расценивали его негативно, если  

дети предварительно агрессивных примеров не видели. Более того, когда поведе-  

ние детей было аналогично поведению моделей, испытуемые заявляли, что при-  

мер поведения повлиял на детей, веривших, что подражать модели вполне допус-  

тимо. В ответ на такие замечания Бандура (Вапс1ига, 1973) привлек внимание к  

существенной разнице между научением агрессивным реакциям и их осуществ-  

лением. Процедуры, основанные на агрессии против неодушевленного объекта,  

полезны при выявлении способов научения агрессивному поведению. Это так,  

потому что агрессивные реакции зачастую усваиваются в контексте, весьма дале-  

ком от действительного причинения вреда другим. По собственным словам Бан-  

дуры:  

 

Поведение, имеющее опасные или дорого обходящиеся последствия, обычно усваива-  

ется и осуществляется путем, научения при имитации. Летчики, например, приоб-  

ретают основные пилотажные навыки на тренажерах... воспроизводящих динами-  

ку настоящего самолета. Сходным образом агрессивному поведению по большей  

части учатся в нефрустрирующих условиях, при отсутствии намерения причи-  

нить вред и нередко на неодушевленных объектах... Боксеры наносят себе удар с  

помощью подвешенной груши... охотники тренируются в меткости, стреляя по не-  

живой мишени... а родители редко уделяют внимание своим детям, чтобы научить  

их сражаться в настоящих битвах>.  

 

С учетом приведенных соображений Бандура полагает, что эксперименты с  

нападением на неодушевленный объект могут быть чрезвычайно полезны для  

понимания происхождения агрессивного поведения. Дети (или взрослые), усво-  

ившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой  

же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на пластмассовой  

кукле, так и на любом человеке. Тем не менее эту <игровую> меру агрессии  

Бандура не считает слишком полезной для решения задачи конкретизации усло-  

вии, при которых будут актуализироваться агрессивные реакции, уже встроен-  

ные в иерархическую структуру поведения индивида. Для получения информа-  

ции по этому важному вопросу нужны процедуры, в которых причиняется реаль-  

ный или воображаемый вред другим. И хотя <игровые> измерения вроде тех, что  

использовались в ранних экспериментах с куклой Бобо, проливают свет на об-  

стоятельства, при которых усваиваются новые формы агрессии, они мало что го-  

ворят нам об условиях, когда эти действия могут быть направлены на живого  

 

С другой стороны, существуют свидетельства, что поведение детей в таких иг-  

ровых ситуациях может в самом деле коррелировать с их агрессией против дру-  

гих людей. В частности, Джонстон, Де-Люка, Мертаф и Динер 00111151011, ВеЬиса,  

Миг1аиЬ 01епег, 1977) обнаружили, что количество игровой агрессии, прояв-  

ленной детьми по отношению к кукле Бобо и другим игрушкам, сильно коррели-  

рует с оценками их общей агрессивности, сделанными сверстниками (г=0,76) и  

воспитательницами (г=0,57). При всей их многозначности, эти данные, разумеется,  

далеко не окончательные. Например, вот лишь одна из возможных тонкостей: и  

высокая оценка агрессивности, и высокая интенсивность атак против куклы Бобо  

могут объясняться высоким уровнем моторной активности и мало коррелировать  

с намерением причинить вред другим.  

 

Паркер и Роджерс (РагЬег Коег5, 1981) разработали для изучения подра-  

жательной агрессии у детей процедуру менее <безопасную>, но и менее уязвимую  

для упомянутой выше критики методики Бандуры. В их эксперименте детям  

предоставлялась реальная возможность проявить агрессию против других детей.  

Мальчики-испытуемые смотрели видеозапись взаимодействия двух мальчиков-  

актеров, в котором один из них действовал агрессивно (например, мешал другому  

собирать из конструктора грузовик - бил его по руке, загораживал дорогу, воро-  

вал блоки) либо сотрудничал (помогал собирать грузовик). Каждый из испыту-  

емых затем играл с другим мальчиком (ассистентом экспериментатора) в такой  

же конструктор, как в видеозаписи. Их игра записывалась на пленку, которую  

после этого просматривали четыре эксперта, оценивавшие поведение испытуемых  

в терминах подражательной агрессии (то есть отталкивание, загораживание доро-  

ги, кража блоков) и неподражательной агрессии. И хотя использованный в про-  

цедуре Паркера и Роджерса метод измерения агрессии менее уязвим для критики,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 878
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь