Психология агрессии



8 страница


ди должны научиться вести себя агрессивно.  

 

Биологические факторы. Хотя в теории социального научения особо подчер-  

кивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвое-  

нии агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой  

двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных  

нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в  

осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих  

основных структур и процессов ограничено.  

С позиции социального научения:  

 

Люди наделены нейропсихологичес-кими механизмами, обеспечивающими возмож-  

ность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответ-  

ствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы  

агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развер-  

тывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом опре-  

деляются факторами социального научения (Вапйита, 1983).  

 

В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограни-  

чения, обусловленные биологическими факторами, теряют свою силу за счет спо-  

 

Таблица 1. 2. Теория социального научения Бандуры  

 

АГРЕССИЯ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ:  

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)  

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)  

 

АГРЕССИЯ ПРОВОЦИРУЕТСЯ:  

 

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)  

Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация}  

Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)  

Инструкциями (например, приказы)  

Эксцентричными убеждениями (например, параноидальные идеи)  

 

АГРЕССИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ:  

 

Внешними поощрениями и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные по-  

следствия)  

 

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других)  

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)  

 

Примечание: эта теория объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведе-  

ния.  

 

собности человека производить и использовать оружие уничтожения. Подобным  

образом зависимость между последствиями агрессивных действий и выживанием  

различна у людей и животных. Например, в то время как физическая сила может  

быть важным условием в выборе брачного партнера у животных, для людей более  

важным оказываются такие социальные факторы, как физическая привлекатель-  

ность и финансовое положение (Вапс1ига ,1983).  

 

Непосредственный опыт. Один из важных способов усвоения человеком ши-  

рокого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения.  

Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того,  

что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.  

 

Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на жи-  

вотных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления  

(например, пищу, воду, прекращение стимуляции электрическим током) за агрес-  

сивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро при-  

обретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Уль-  

рих, Джонстон, Ричардсон и Вольф (ШпсЬ, .10111151:011, К1сЬаг(35оп УоШ, 1963)  

обнаружили, что, прежде смирные, крысы быстро научались атаковать своих сосе-  

дей по клетке, когда им давали воду только при условии агрессивного поведения.  

 

Положение о том, что люди также научаются агрессии, по крайней мере, неко-  

торым ее формам, в настоящее время принимается очень многими (например,  

Вапига, 1973; 2111тапп, 1979). Очевидно, однако, что во многих случаях чело-  

веческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, в этом  

процессе более значимо разнообразие видов подкрепления. Так, к числу положи-  

тельных результатов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивно-  

го поведения как у взрослых, так и у детей, относятся следующие: получение  

различных материальных поощрений, таких как деньги, вожделенные вещи, иг-  

рушки и сладости (ВогДеп, Воеп Тау1ог, 1971; Вогс1еп Тау1ог, 1976; Виаа,  

1971), социальное одобрение или более высокий статус (Оееп 81оппег, 1971;  

Сепгу, 1970), а также более приемлемое отношение со стороны других людей  

(Райегаоп, 21йтап ВисЬег, 1967).  

 

Научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт,  

видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению Банду-  

ры (Вапига, 1973, 1983), научение посредством наблюдения оказывает даже  

большее воздействие. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно опи-  

раться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения  

не является адаптивным процессом, поскольку грозит опасными или даже фа-  

гальными последствиями. Более безопасно наблюдать за агрессивным поведени-  

ем других; при этом формируется <представление о том, как выстраивается пове-  

дение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руковод-  

ством к действию>.  

 

Данное предположение подтверждается массой экспериментальных данных.  

В исследованиях подобного толка и дети и взрослые легко перенимают новые  

1ля них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, про-  

сто в процессе наблюдения за поведением других людей (Вапс1ига, 1973; Оо-  

 

епкоп, 1970). Дальнейшие исследования показали: нет необходимости демон-  

 

"рировать вживую на сцене соииальньтр ппттт ттпттпногп ттппрттот"".  

 

АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 51  

 

символического изображения в кинофильмах, телепередачах и даже в литературе  

вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателей (Вап-  

ига, 1973). И возможно, еще большее значение имеют случаи, когда люди на-  

блюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком слу-  

чае, остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение.  

Иллюстрацией этому служат драматические и часто трагические примеры, когда  

вслед за сообщениями в средствах массовой информации о необычных формах  

насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они были  

первоначально зафиксированы. Видимо, в подобных случаях зрители (или чита-  

тели) овладевают новыми агрессивными приемами посредством викарного на-  

учения, а затем, воодушевленные сообщением об эпизоде насилия, применяют их  

на практике. Поскольку мы вернемся к вопросу о влиянии социальных моделей  

на агрессию в следующих главах, то, заканчивая на этом обсуждение данной те-  

мы, отметим: несомненно, экспозиция образцов социальной агрессии часто воору-  

жает как детей, так и взрослых новыми формами агрессивного поведения, не вхо-  

дившими ранее в их поведенческий репертуар.  

 

Регуляторы агрессивного поведения  

 

Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отве-  

чающие за их регуляцию, - сохранение, усиление или контроль. Неудивительно,  

что многие из них схожи с факторами, способствующими первоначальному усво-  

ению агрессии.  

 

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное пове-  

дение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похва-  

ла или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со  

стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например,  

путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказыва-  

ют других. И наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.  

 

Внешние источники. Результативная агрессия, направленная на других, мо-  

жет обеспечить реальные вознаграждения. Например, дети, с успехом притесняю-  

щие своих товарищей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего  

хотят - игрушек и привилегий. Как отмечал Басе (Виза, 1971), агрессия часто  

щедро <вознаграждается> и у взрослых. Например, главари организованной  

преступности сколачивают гигантские состояния благодаря квалифицированно-  

му применению насилия. Агрессию можно также контролировать наказанием, ак-  

туальным или потенциальным (то есть угрозой). Однако данный подход содер-  

жит определенный риск, поскольку его результаты часто кратковременны и могут  

незаметно свести все к принудительному контролю (Вапс1ига Уа1<:ег5,1959;  

Нотапп, 1960). Детально мы обсудим проблемы, связанные с наказанием, обус-  

ловленным внешними источниками, в главе 3.  

 

Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессивному пове-  

дению. Во время войны солдаты получают медали, а также непосредственное пра-  

во убивать противников. И хулиган-подросток в любой стране, в результате ус-  

пешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа,  

помимо материальных выгод. В целом одобрение агрессивного поведения вызы-  

 

ГЛАВА 1  

 

АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  

 

одобрение может отбить охоту вести себя агрессивно (К1сЬаг(15оп, ВегпвЬеш  

Тау1ог, 1979).  

 

Агрессия, видимо, закрепляется также и в тех случаях, когда ведет к ослабле-  

нию боли или прекращению нежелательного обращения. Дети, которые получают  

положительное подкрепление, манипулируя своими родными с помощью агрес-  

сии или принуждения, более агрессивны в отношениях со сверстниками (Ра-  

Ьегаоп, 1975).  

 

Викарный опыт. <В целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у  

других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя по-  

добным образом> (Вапс1ига, 1983). Викарный опыт может помочь наблюдателю  

составить представление о возможных последствиях определенного поведения, а  

также настроить на ожидание аналогичных наград или наказаний. Данные про-  

цессы похожи на те, которые имеют место при усвоении агрессивных действий  

путем научения в процессе наблюдения. В случае викарного подкрепления агрес-  

сивное действие уже воспринимается как приемлемое в репертуаре поведения  

индивидуума. В данном случае социальные образцы подстрекают к уже усвоен-  

ному ответу или не дают возможности ему проявиться.  

 

Последствия самопоощрения и самонаказания. Модели открытой агрессии  

могут регулироваться поощрением и наказанием, которые человек устанавливает  

для себя сам. Агрессоры могут в той или иной степени поощрять себя в результате  

успешных атак на других, вознаграждать себя чем-нибудь и одобрять свои дей-  

ствия (Вапс1ш-а, 1973). Многие крайне агрессивные люди гордятся своей способ-  

ностью причинить вред или нанести увечье другим (ТосЬ, 1969). Даже несклон-  

ные к насилию люди время от времени могут испытывать удовлетворение оттого,  

что, отплатив сполна за нанесенное оскорбление, они <не ударили в грязь лицом>  

и <не уронили своего достоинства> (РеаЬЬасЬ, 1970).  

 

Агрессоры также могут наказывать самих себя, осуждая собственное поведе-  

ние. Люди, усвоившие такую общественную ценность, как неодобрение агрессив-  

ного поведения, видимо, чувствуют себя виноватыми, демонстрируя подобные дей-  

ствия. Так, дети, испытывающие чувство вины перед родителями или просящие у  

них прощения за свое непослушание, менее агрессивны по сравнению с не столь  

совестливыми детьми (Ьеотг, Егоп, ЛУаНег Нисатапп, 1977).  

 

Концепция социального научения: некоторые важные выводы  

 

Завершая обсуждение теории социального научения, мы хотели бы обратить вни-  

мание читателей на то, что она оставляет гораздо больше шансов возможности  

предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с боль-  

шинством других теорий. Тому есть две важные причины. Во-первых, согласно  

этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе на-  

учения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой  

цля прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур.  

Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, под-  

держивающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остает-  

ся в репертуаре индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше основа-  

 

КиТЯ ГТТТСТ Ог ..тТТТТГ> ТЗТ.ТГпм/.ТТТ1 т> мппспаIXЯ  

 

Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций соци-  

ального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потреб-  

ность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или  

вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение пред-  

полагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных усло-  

виях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение усло-  

вий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.  

 

РЕЗЮМЕ  

 

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет  

собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живо-  

му существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.  

Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положе-  

ния: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  

причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только  

такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым  

организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с со-  

бой обращения.  

 

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая  

из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них,  

теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд,  

самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зре-  

ния, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на  

собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же  

самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объек-  

ты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения  

является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем живот-  

ным, включая и человека.  

 

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в пер-  

вую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причи-  

нить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления поль-  

зуется отеормя фрустрации- агрессии, предложенная несколько десятилетий на-  

зад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего  

фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессив-  

ный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом  

наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрес-  

сивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустрато-  

Ра, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут  

совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещен-  

ной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером (М111ег, 1948), выдви-  

нувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.  

 

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональ-  

ные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно  

теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индиви-  

дом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказыва-  

 

ет определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень  

эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой инди-  

видом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожа-  

ющей ему опасности.  

 

И последнее теоретическое направление, которого мы коснулись в данной гла-  

ве, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как  

форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с  

теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть дос-  

тигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем  

агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее  

проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведе-  

ния. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредствен-  

ного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного  

наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 969
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь