Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



6 страница


дят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо  

четких требований, необходимых для вступления в нее.  

 

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростко-  

вых групп. В закрытых учреждениях для подростков (интернаты, психиатри-  

ческие подростковые отделения и др.) реакция группирования проявляется с  

особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих  

условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция груп-  

пирования может стать главным регулятором поведения подростка. Этой же  

реакцией может быть объяснен известный факт, что подавляющее большин-  

ство правонарушений подростков совершается в группе (Миньковский Г.М"  

1968). При подростковой шизофрении реакция группирования порою приоб-  

ретает уродливые формы. Подросток может оказаться в асоциальной группе,  

чьи интересы, манера поведения, ценности - все коренным образом проти-  

воречит его преморбиду. При нарастании аутизма реакция группирования  

может проявляться только в фантазиях. По мере развития шизофренического  

процесса реакция группирования обычно подавляется раньше и глубже, чем  

другие подростковые поведенческие реакции.  

 

Реакция увлечения - хобби-реакция. Для подросткового возраста  

увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Видимо, ув-  

лечения так же необходимы ддя развития личности подростка, как игры для  

ребенка. К сожалению, проблема увлечений в современной психологической  

литературе почти не освещена. С нашей точки зрения, увлечения составляю  

особую категорию психологических феноменов - структурных компонентов  

.личности, располагаясь где-то между влечением, с одной стороны, и наклон-  

ностями и интересами, с другой. В отличие от первых, увлечения не имеют  

непосредственной связи с инстинктами, безусловными рефлексами. В отли-  

чие же от интересов и наклонностей увлечения всегда более эмоционально  

окрашены. Для личности они представляют субъективную ценность, не отно-  

сятся к главной трудовой направленности, не являются профессиональной  

1">  

 

деятельностью, средством заработка. Попытка систематизации увлечений  

составляет нелегкую задачу. Личко А.Е. (1973) совместно с Ю.А. Скроцким  

(1973) предложена рабочая классификация подростковых увлечений, осно-  

ванная на том, что с точки зрения психиатров важен не столько сам предмет  

увлечений, сколько побудившие его мотивы. Поэтому выделены следующие  

типы увлечений.  

 

Интеллектуально - эстетические увлечения свя-  

заны с глубоким интересом к самому предмету (музыке, рисованию, радио-  

технике, литературе и т.п.). сюда же относится любовь к изобретению, кон-  

струированию, сочинениям. Окружающим подобные увлечения могут ка-  

заться ненужными и даже странными. Для самого подростка они представ-  

ляются чрезвычайно значимыми. Ему даже безразлично, как на это смотрят  

другие. Наслаждение доставляет сам процесс занятий, достижение результа-  

тов стоит на заднем плане. Поглощенные увлекательным для них делом,  

повестки могут запускать учебу и почти все время отдавать избранному  

предмету.  

 

Телесно - мануальн ы е увлечения включают все, что  

питается намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести лов-  

кость, определенные умения или искусные ручные навыки. Сюда входят и  

разнообразные спортивные увлечеиня, и желание научиться что-то масте-  

рить, вышивать, водить мотоцикл или автомашину. Здесь удовольствие дос-  

тавляет не только и даже не сколько сам процесс, сколько достигаемый ре-  

зультат.  

 

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и поло-  

жений, в которых можно предводительствовать, руководить, направлять дру-  

гих, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной  

жизни, такие подростки легко становятся вожаками в разных группах моло-  

дежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной  

деятельностью.  

 

Накопительские увлечения проявляются прежде всего во  

всех видах коллекционирования. Учитывая, что любая коллекция, достигнув  

значительной величины, приобретает материальную ценность, можно пред-  

положить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накопле-  

нию материальных благ.  

 

Эгоцентрические увлечения питаются желанием быть в  

центре внимания ссужающих. Здесь тлавное - показная сторона увлече-  

ний, будь то участие в художественной самодеятельности или в спортивных  

соревнованиях или сосредоточение интересов на модной экстравагантной  

одежде, обращающей на себя внимание со всех сторон. Все это существенно  

отличается в отношении побудительных мотивов от истинного интереса к  

искусству или спорту или от банального подражания моде. В эгоцентриче-  

ских целях могут выбираться самые различные увлечения: от изучения ино-  

странных языков до коллекционирования предметов старины, от клуба  

 

моржей" до модного философского или литературного течения. Однако все  

эти -занятия преследуют одну цель: продемонстрировать свои успехи, блес-  

нуть. привлечь внимание необычностью своего увлечения, оригинальностью  

своей натуры.  

 

Азартные увлечения основываются всегда на своеобразном  

чувстве азарта и проявляются тяготением к картежным играм, разного рода  

ставкам и денежным пари и т.п. Хотя привлекательным является выигрыш,  

но и само ощущение риска доставляет определенное наслаждение.  

 

Информативно - коммуникативное хобби заклю-  

чается в неутолимой жажде постоянного получения новой легкой информа-  

ции. не требующей критической интеллектуальной переработки, и потребно-  

сти в поверхностных контактах, позволяющих подобной информацией обме-  

ниваться. Это хобби проявляется многочасовой пустой болтовней со случай-  

ными приятелями, "глазением" на происходящее вокруг, интересом к при-  

ключенчески-детективным фильмам или к поражающей воображение несерь-  

езной фантастике. Контакты и знакомства предпочитаются такие же легкие,  

как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно по-  

верхностном уровне и главным образом для того, <тгобы тут же передать дру-  

гим. Полученные сведения легко забываются, в их смысл не вникают, каких-  

либо выводов из них не делают. Все это можно было бы считать не увлече-  

нием, а своеобразной манерой поведения, формой общения, однако вся эта  

деятельность занимает время и место увлечений, получает определенную  

эмоциональную окраску.  

 

Один и тот же предмет увлечений в разных случаях может основы-  

ваться на разных побуждениях, т.е. относиться к разным типам хобби. На-  

пример, увлечение музыкой может быть и удовлетворением эстетической по-  

требности, и базироваться на эгоцентрическом желании привлечь к себе  

внимание, "выделиться" среди других и даже просто служить одному из ма-  

нуальных хобби, когда желание бренчать на гитаре рождается так же, как  

желание научиться плавать или кататься на велосипеде.  

 

Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения.  

Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности увлечения, когда ради  

него забрасывается учеба, работа, все дела и обязанности, и даже ставится в  

опасность собственное благополучие. Или же это происходит в силу необыч-  

ности, странности или асоциального характера самого предмета увлечений.  

Патологические увлечения описываются как характерный для подросткового  

возраста психопатологический синдром.  

 

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечени-  

ем. Половое влечение развивается постепенно на протяжении всего подрост-  

кового периода. Оно отличается малой дифференцированностью (особенно в  

младшем и среднем подростковом возрасте) и нарастающей силой, которая  

 

в старшем подростковом возрасте обуславливает "юношескую гиперсексу-  

альность". Вследствие недостаточной дифференцированности и большой си-  

лы влечения легко возникают транзиторные сексуальные девиации, онанизм,  

ранняя половая жизнь, петтинг, транзш-орный подростковый гомосексуализм  

и др. Картина этих девиаций описывается в разделе о ситуативно обуслов-  

ленных нарушениях поведения.  

 

Кроме сексуальных девиаций формирующееся влечение может прояв-  

ляться опосредовано, т.е. выражаться аффективными агрессивными реак-  

циями в отношении соперников или лиц, унижающих подростка в глазах  

объекта влечения, демонстративными реакциями с целью привлечь к себе  

внимание этого объекта, аутоагрессивными реакциями на свой действитель-  

ный, а чаще мнимый "неуспех" и т.п.  

 

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. Эти ре-  

акции описаны рядом французских авторов (Неиуег С., ОиЫшсап 1" М1сЬаих  

. - цит. по Личко А.Е., 1977) и широко использовались для понимания на-  

рушений поведения у детей отечественными психологами (Сухарева Г.Е.,  

1959; Кербиков О.В., 1961; Ковалев В.В., 1973, 1979). К этим реакциям от-  

носятся следующие.  

 

Реакция отказа от контактов, игр и даже пищи описана у де-  

тей, внезапно оторванных от матери, семьи, привычного места (помещение в  

детское учреждение, переезд на новое место жительства и т.п.). у подростков  

эта реакция встречается редко: так могут реагировать инфантильные субъек-  

ты на насильственный отрыв от привычной компании сверстников. Возмож-  

но, такое поведение представляет собой инфантильный вариант реакции  

группирования.  

 

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными тре-  

бованиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, чаще всего связанной  

с учебой. Но обычно эта реакция бывает следствием утраты или резкого  

уменьшения привычного внимания со стороны матери или близких.  

 

У подростков реакция оппозиции может сохраняться, если она появи-  

лась и укрепилась в детстве. В пубертатном периоде эта реакция впервые  

возникает редко и обычно лишь на фоне истероидной акцентуации характе-  

ра. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным  

и близким, но и воспитателям, школе и даже объекту влюбленности. Прояв-  

ления этой реакции весьма разнообразны: от прогулов и побегов из дома до  

краж и попыток к самоубийству, правда, несерьезных и демонстративных,  

Все это преследует цель либо избавиться от каких-либо трудностей, либо  

привлечь к себе внимание. Во время побегов такие подростки держатся не-  

далеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или милиции. С той  

же целью могут использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией или  

попытки изобразить из себя наркомана.  

 

Реакция имитации сказывается подражанием в поведении  

определенному лшу или образу. В детстве поначалу предметом подражания  

служат родные или взрослые из ближайшего окружения, позднее - герои  

книг и кино. У подростков образцом для подражания становятся наиболее  

"яркие" из товарищей или преходящие кумиры подростковой моды. Модель  

для подражания обычно выбирается не самостоятельно, она диктуется своей  

компанией, подростковой группой. Взрослый может стать объектом индиви-  

дуальной имитации, если в глазах подростка он стоит на высоте в области,  

где тот сам только мечтает достичь успеха. В силу этого, например, в одеж-  

де, манере вести себя, в суждениях увлеченный каким-либо спортом подрос-  

ток начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об арти-  

стической карьере - какому-либо известному актеру. Причиной серьезных  

нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания  

избирается отрицательный "герой". Не случайно культ гангстеризма, наси-  

лий, убийств, грабежа, возвеличивания удачливого "преступника-супермена"  

в американском кино, телевидении, бестселлерах способствовал росту пре-  

ступности несовершеннолетних.  

 

Отрицательная реакция имитации находит свое вы-  

ражение в том, что весь модус поведения строится по принципу противопо-  

ложного от определенного образца. Примером может служить подросток,  

подчеркнуто отказывающийся от предоставляемых семьей материальных  

благ, возможности поступить в заманчивое для других учебное заведение,  

предпочитающий поношенную одежду, непривлекательную работу, компа-  

нию неудачников. Его поведение строится по принципу противоположного с  

модели, которой был его отец - преуспевающий деляга и стяжатель. Другой  

подросток, с раннего детства бывший свидетелем сцен, когда его вечно пья-  

ная мать подвергалась насмешкам и издевательствам соседей, при наличии  

всех проявлений делинквентного поведения всячески избегал алкоголизации.  

 

Реакция компенсации сводится к тому, что слабость и не-  

удачливость в одной области стремятся восполнить успехами в другой. Она  

присуща как детям, так и подросткам. Например, хилый, физически слабый  

мальчик, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных  

играх, спорте, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражаю-  

щими сверстников энциклопедическими знаниями, позволяющими завоевать  

определенный авторитет. И наоборот, неудачи в учебе могут восполняться  

предводительством в озорстве и отчаянной смелостью в делинквентиом по-  

ведении. По тем же мотивам шизоидный повесток, неуклюжий и неловкий,  

став объектом насмешек на уроках физкультуры, начинает заниматься гим-  

настикой йогов и поступает в клуб "моржей".  

 

Реакция гиперкомпенсации у подростков встречается  

даже чаще, чем у детей. При этом настойчиво и упорно добиваются высоких  

результатов именно в этой области, где слабы. Например, хромой мальчик  

 

36  

 

усиленно занимался акробатикой и добился значительных результатов, а  

страдающий заиканием с увлечением отдается художественном} чтению и  

успешно выступает на любительских концертах. Робость в силу гиперком-  

пенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости дейст-  

вия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения.  

Именно в силу гиперкомпенсации сенситивные мальчики выбирают виды  

спорта, где требуется грубая сила - бокс, самбо, вольная борьба и т.п., а  

мучающиеся от застенчивости сенситивные девочки охотно принимают на  

себя общественные поручения.  

 

Особенности патологических реакция. И детские, и специфические  

подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и  

представлять собой патологические нарушения (непсихотические и даже  

психотические). По мнению В.В. Ковалева (1973), детские поведенческие ре-  

акции становятся патологическими, если распространяются за пределы той  

ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются нев-  

рологические расстройства, если они затрудняют или нарушают социальную  

адаптацию.  

 

Сходные критерии могут быть сформулированы в отношении опреде-  

ления патологического характера специфически-подростковой реакции (Лич-  

ко А.Е., 1973). Патологическая реакция от вариантов нормального подрост-  

кового поведения отличается следующими признаками:  

 

1) склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых раз-  

ных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадек-  

ватными, стимулами;  

 

2) склонностью приобретать характер патологического стереотипа, повто-  

ряя, как клише, по разным поводам один и тот же поступок;  

 

3) склонностью превышать определенный "потолок" нарушений поведения,  

никогда не переступаемый в норме, даже в асоциальных подростковых  

группах;  

 

4) склонностью рано или поздно приводить к социальной дезадаптации.  

 

4. Акцентуированные подростки  

 

Специалисты утверждают, что на заре учения о психопатаях возникла  

проблема ограничения их от крайних вариантов нормы, особенно ярко про-  

являющихся в подростковом возрасте. В.М. Бехтерев (1886) писал о  

"переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием".  

Известный психиатр П.Б. Ганнушкин (1933) называл подобные состояния  

как "латентную психопатию", О.В. Кербиков (1961) как предпсихопатию,  

Г.К. Ушаков (1973) как "крайние варианты нормального характера".  

 

П.Б. Ганнушкин, например, сформулировал общие, основные призна-  

ки психопатий:  

 

- подобные особенности характера мешают приспособлению человека  

37  

 

к жизни;  

 

- определяют весь психический склад его личности;  

- нс подвергаются резким изменениям на протяжении всей жизни.  

 

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основыва-  

ются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина и О.В. Кербикова  

(1966). При акцентуациях характера может не бьпъ ни одного из этих при-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1348
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь