Анастази А. » Психологическое тестирование



42 страница


В других исследованиях 1937 и 1960 гг. с использованием факторно-  

го анализа были применены статистические методы, разработанные спе-  

циально для более полного выявления действия групп факторов (L.  

V.Jones, 1949, 1954; P.H.Ramsey, J.R. Vane, 1970; J.M.Sattler, 1974,  

гл. 10; L.H. Stott, R.S. Ball, 1965). Среди выявленных таким образом фак-  

торов были некоторые вербальные способности, память, мышление, про-  

странственные представления и перцептивные способности. В общем ре-  

зультаты подтверждают, что шкале как целому свойственно много  

общего. Такое качество шкалы во многом оказалось следствием отбора  

заданий, чья корреляция с тестом Станфорд-Бине как целого была до-  

статочно высокой. В то же время выполнение заданий подвержено влия-  

нию ряда специальных способностей, сочетание которых меняется при  

тестировании определенного возрастного уровня.  

 

ВЕКСЛЕРОВСКИЕ ШКАЛЫ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ  

 

В остальной части главы рассмотрим шкалы интеллекта, подго-  

товленные Дэвидом Векслером.: Применяемые как индивидуальные  

тесты и разработанные в основном для тех же целей, что и тесты Стан-  

форд-Бине, эти шкалы отличаются от обсуждавшихся выше по неко-  

торым важным параметрам. Задания одного типа в этих тестах не сгруп-  

пированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты  

и расположены в порядке возрастающей трудности. В этом отношении  

шкалы Векслера более похожи на групповые тесты, нежели на тесты ти-  

па шкал Станфорд - Бине. Другой особенностью шкал Векслера является  

включение в них вербальных субтестов и субтестов действия с раздель-  

ным вычислением IQ для тех и других.  

Помимо использования шкал Векслера для измерения общего ин-  

теллекта они применяются и как вспомогательное средство психиатриче-  

ского диагноза. Исходя из того факта, что повреждения мозга, психиче-  

ские и эмоциональные нарушения могут задевать одни интеллек-  

туальные функции больше, чем другие, Д. Векслер и другие психологи-  

клиницисты утверждали, что анализ выполнения индивидом разных  

>,.к.ап ,,пт- йтт пчтпт-тт vnlnrfгue пясстпойства психики, Поо-  

 

220 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

лера, будут рассмотрены в гл. 16 как пример использования тестов в ус-  

ловиях клиники.  

Об интересе к шкалам Векслера и широте их применения свидетель-  

ствуют почти 2000 публикаций по этим тестам. Помимо обычных обзо-  

ров по тестам в <Ежегодниках измерения умственных способностей> ис-  

следования, касающиеся шкал Векслера, периодически освещаются  

в журналах (W.H. Guertin et а1" 1956, 1962, 1966, 1971; W.M. Littell, 1960;  

А.1. Rabin, W. Guertin, 1951; LL. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972) и обо-  

бщены в нескольких книгах (A.J.GIasser, 1. L. Zimmerman, 1967;  

J.D. Matarozzo, 1972; D. Wechsler, 1958; LL. Zimmerman, 1967; J.M. Woo-  

Sam, A.J.GIasser, 1973).  

Первые векслеровские шкалы интеллекта для  

взрослых {WAIS). Первая форма шкал Векслера, известная как шкала"  

интеллекта Векслера-Белльвью, была опубликована в 1939 г. Одной из  

главных целей подготовки этой шкалы была разработка теста интеллек-  

та, пригодного для тестирования взрослых людей. Представляя впервые  

эту шкалу, Д. Векслер отмечал, что известные ранее тесты интеллекта  

разрабатывались главным образом для школьников и адаптировались  

для взрослых добавлением более трудных заданий того же типа. По со-  

держанию такие тесты для взрослых людей малоинтересны. Как писал  

Д. Векслер, <прося обычную домохозяйку подобрать рифму к словам  

<день>, <кот> и <мельница> или демобилизованного сержанта придумать  

предложение со словами <мальчик, река, мяч>, не следует надеяться, что  

это вызовет у них интерес и уважение к эксперименту> (D. Wechsler, 1939,  

р. 17). Ориентировка большинства тестов на скорость выполнения может  

поставить в невыгодные условия пожилых людей. Д. Векслер также по-  

лагал, что относительно шаблонные манипуляции словами занимали  

чрезмерно много места в традиционных тестах интеллекта. Он обратил  

внимание на неприменимость норм умственного возраста к взрослым  

и отметил, что прошлые выборки стандартизации для индивидуальных  

тестов интеллекта включали лишь незначительное число взрослых.  

Все эти причины и привели к разработке первых шкал Векслера-  

Белльвью. По форме и по содержанию эта шкала очень похожа на одну  

из последних векслеровских шкал интеллекта для взрослых (WAIS), за-  

менивших первоначальный вариант, имевший ряд методических недо-  

статков (особенно это касалось величины и репрезентативности норма-  

тивной выборки и надежности субтестов). Этих недостатков в основном  

удалось избежать в более позднем варианте.  

Описание WAIS. Опубликованная в 1955 г. шкала Векслера со-  

держала II субтестов. 6 субтестов составляли вербальную шкалу  

и 5-шкалу действий. Ниже перечисляются и кратко описываются эти  

субтесты в порядке их предъявления испытуемым.  

 

Вербальная шкала  

 

1. Осведомленность: 29 вопросов, ответы на которые требуют разнообразных зна-  

ний, приобретаемых взрослым по мере приобщения к культуре. Были приняты меры,  

чтобы избежать включения заданий, требующих специальных или теоретических знаний.  

Можно также добавить, что вопросы на общую информированность уже давно исполь-  

зуются при неофициальных психиатрических проверках уровня интеллекта индивида и его  

практической ориентации.  

2. Понимание: 14 заданий, в каждом из которых испытуемого просят объяснить, как  

надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то обычаям, каков  

 

221  

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

ний и здравого смысла, этот тест аналогичен заданиям на понимание в шкале Стан-  

форд-Бине, но их содержание было подобрано таким образом, чтобы оно соответствова-  

ло интересам и деятельности взрослых людей.  

3. Арифметика: 14 задач, аналогичных тем, которые встречались в курсе арифмети-  

ки для начальной школы. Каждая задача должна решаться устно.  

4. Нахождение сходства: 13 заданий, в которых испытуемый должен объяснить,  

в чем сходство двух предметов.  

5. Запоминание цифр: вначале требуется воспроизвести ряд, содержащий от 3 до  

9 цифр, предъявляемых экспериментатором устно. Во второй части испытуемый должен  

воспроизвести ряд, содержащий от 2 до 8 цифр в обратном порядке.  

6. Словарный запас: на слух и зрительно предъявляются 40 слов по возрастающей  

трудности. Испытуемый должен объяснить значение каждого слова.  

 

Шкала действия  

 

7. Цифровые символы: это вариант известного теста на кодовые замены, который ча-  

сто включается в так называемые неязыковые шкалы интеллекта. Ключ содержит 9 сим-  

волов, объединенных в пары с 9 цифрами. Испытуемый, пользуясь находящимся перед  

ним ключом, должен за 1,5 мин расположить под числами как можно больше символов.  

8. Завершение картинок: испытуемому предъявляется 21 карточка, на каждой изоб-  

ражены картинки, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать, чего  

недостает в каждой картинке.  

9. Конструирование блоков: этот субтест состоит из набора карточек с изображе-  

нием чертежей, выполненных в красном и белом цвете, и набора идентичных однодюй-  

мовых кубиков, стороны которых окрашены в красный и белый цвет или же красными  

и белыми полосами. Испытуемому показывают образен чертежа, который тут же должен  

быть воспроизведен путем подбора и соединения соответствующих кубиков.  

10. Расположение картинок: каждое задание состоит из набора карточек, содержа-  

щих картинки, которые должны быть переставлены в такой последовательности, чтобы по  

ним можно было составить рассказ. На рис. 30 приведен один из наборов карточек в том  

порядке, в котором они предъявлялись испытуемому. Этот набор является самым первым  

из восьми заданий, составляющих субтест.  

II. Сборка объекта: в каждой из четырех частей этого субтеста требуется собрать из  

бумажных вырезок изображение хорошо знакомого предмета.  

 

При обработке данных, полученных по субтестам арифметика, ци-  

фровые символы, конструирование блоков, расположение картинок,  

сборка объекта, учитывается как скорость, так и точность выполнения..  

" Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера - Белльвью было  

предложено множество сокращенных шкал. Эти шкалы создавались про-  

стым изъятием некоторых субтестов и соогветствующим распределе-  

нием показателей для получения IQ по полной шкале, сравнимой с опу-  

бликованными нормами. То, что некоторые сочетания субтестов,  

создавая значительную экономию во времени, коррелируют с IQ по пол-  

 

Рис. 30. Легкое задание из теста на расположение картинок в шкале WMS.  

С разрешения Психологической корпорации штата Нью-Йорк  

 

222 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

ной шкале на уровне выше 0,90, стимулирует развитие и использование  

сокращенных шкал в целях более быстрой проверки и отбора испы-  

туемых Были проведены обширные исследования, чтобы установить на-  

иболее эффективные сочетания двух, трех, четырех и пяти субтестов для  

предсказания показателей IQ по вербальной шкале, шкале действия  

и полной шкале (J.E.Doppelt, 1956; P. Levy, 1968; E.Maxwell, 1957;  

Q.Mc Nemar, 1950; A.B.Silverstein, 1970; 1971; A.Tellegen, P.F.Briggs,  

1967). Сравнительный анализ одного сочетания из четырех субтестов на  

разных возрастных уровнях-от 18-19 лет до 75 и выше-дал корреляции  

с полной шкалой на уровне 0,95-0,97 (J.E. Doppelt, 1956). Столь же по-  

лное соответствие установлено в некоторых исследованиях сокращенных  

шкал, полученных сокращением числа заданий в субтестах (W. Н. Guertin  

et а1., 1966, p. 388-389; J.D. Matarazzo, 1972, p. 252-255). По большей ча-  

сти эти работы основывались на нормативных данных WAIS, хотя ана-  

логичные исследования проводились с умственно отсталыми испытуемы-  

ми л с пациентами психиатрических клиник (J.D. Matarazzo, 1972, р. 252).  

Хотя на составление и отбор коротких форм шкал Векслера было  

затрачено много сил и энергии, лучше всего такими шкалами не пользо-  

ваться за исключением тех случаев, когда необходим лишь приблизи-  

тельный отбор испытуемых. При использовании сокращенных шкал  

многие качественные наблюдения оказываются невозможными. Более  

того, не всегда обоснованно допущение о том, что исходные нормы пол-  

ной шкалы пригодны для пропорционального распределения общих по-  

казателей по короткой шкале.,  

Нормы. При стандартизации шкалы Векслера особенно тщательно  

формировалась выборка, обеспечивающая репрезентативность этой  

шкалы. Нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным  

количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет  

были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании вы-  

борки исследователи опирались на данные переписи населения США за  

1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по гео-  

графическим районам, принадлежность к городскому и сельскому насе-  

лению, принадлежность к белой или цветной расе, учитывались также  

уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в вы-  

борку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в уч-  

реждениях для умственно отсталых.  

Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы пу-  

тем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 че-  

ловек в возрасте 60 и более лет из типичного города среднего запада  

(J.E. Doppelt, W.L. Wallace, 1955).  

По общему признанию, трудно получить репрезентативную выборку  

людей старше 60 лет. Хотя выборка WAIS, возможно, наиболее репре-  

зентативна по сравнению с любой другой выборкой пожилых людей,  

есть основания полагать, что на этих возрастных уровнях встречаются  

значительные различия в показателях вербальной шкалы и шкалы дей-  

ствия, определяемые принадлежностью испытуемых к разным регионам  

(С. Eisdorfer, L. Cohen, 1961). Более того, учитывая быстрый рост образо-  

вательного и культурного уровня населения, становится спорной приме-  

нимость на современном этапе норм, установленных до 1955 г. Особенно  

важна в этой связи перепроверка возрастного снижения интеллекта  

у старых людей.  

 

223 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

в, стандартные показатели со средним значением, равным 10 и (7 равным  

3.. Такие шкалированные показатели были получены на референтной  

группе из 500 испытуемых, состоявшей из индивидов в возрасте от 20 до  

34 лет, входивших в выборку стандартизации,: Все показатели субтестов,  

таким образом, были выражены в сравнимых единицах и единицах фик-  

сированной референтной группы. Показатели полной шкалы, вербальной  

шкалы и шкалы действия находят сложением шкалированных показате-  

лей шести вербальных субтестов, пяти субтестов действия и всех один-  

надцати субтестов соответственно. С помощью соответствующих та-  

блиц, приводимых в руководстве к тесту, эти три показателя могут быть  

выражены как стандартный IQ со средним значением, равным 100, и <7,  

равным 15. Однако такие IQ находят соотнесением с собственной воз-  

растной группой индивида. Поэтому они показывают положение индиви-  

да в сравнении с людьми того же возрастного уровня.  

При интерпретации показателей IQ WAIS должны приниматься во  

внимание относительные значения IQ, полученные в шкалах Векслера  

и других тестах интеллекта. Неоднократно отмечалось, что яркие лично-  

сти часто показывают более высокие результаты по тесту Станфорд-  

Бине, нежели по методике Векслера, в то время как менее развитые ин-  

дивиды показывают по сравнению со шкалой Станфорд-Бине более  

высокие результаты по тесту Векслера. Например, изучение первокурсни-  

ков колледжа показало, что их средний показатель IQ, полученный по  

методике Станфорд - Бине, более высок, нежели тот же показатель по те-  

стам Векслера; обратную картину дало исследование группы умственно  

отсталых. В какой-то степени различия между стандартным отклонением  

IQ, полученного по шкалам Векслера и Станфорд - Бине, объясняют раз-  

ницу в IQ, получаемом в этих двух шкалах. Напомним, что стандартное  

отклонение IQ для тестов Станфорд-Бине равно 16, а для шкал Вексле-  

ра 15. Все же расхождения в значениях IQ у испытуемых, тестированных  

по этим методикам, несколько больше, чем можно было ожидать, исхо-  

дя из различий в стандартных отклонениях. Еще одно отличие между  

двумя шкалами в том, что в тесте Векслера нижний и верхний пороги  

меньше, чем в тесте Станфорд - Бине и, следовательно, в нем хуже разли-  

чаются предельные значения из диапазона значений IQ.  

Взаимосвязь значений IQ по обеим шкалам зависит не только от  

уровня IQ, но и от возраста испытуемых. При прочих равных условиях  

более старшие испытуемые обычно получают более высокие показатели  

IQ по шкале Векслера, в то время как для испытуемых молодых более  

характерна обратная связь. Одним из объяснений этого, очевидно, может  

служить применение пониженного стандарта при вычислении IQ для лиц  

старшего возраста в шкалах Векслера. Вместе с тем в тесте Станфорд-  

Бине все взрослые оцениваются в терминах среднего возрастного макси-  

мума по этой шкале, т.е. 18 лет. Возможно также, что, поскольку стан-  

дартизация шкал Станфорд-Бине первоначально проводилась на детях,  

а тестов Векслера на взрослых, содержание первых более соответствует  

детям, а последних-взрослым.  

Надежность. Для каждого из одиннадцати субтестов, так же как  

и для показателей IQ полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы дей-  

ствия, были подсчитаны коэффициенты надежности в возрастных выбор-  

ках от 18 до 19, от 24 до 34 и от 45 до 54 лет. Эти три группы были вы-  

браны как наиболее репрезентативные всему возрастному диапазону  

 

224 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

цифр> и <цифровые символы>, коэффициенты надежности вычислялись  

по методу расщепления теста на четные и нечетные задания (с поправкой  

на полный тест по формуле Спирмана-Брауна). Надежность субтеста  

<запоминание цифр> оценивалась на основе корреляций между показате-  

лями называния цифр в прямом и обратном порядке. Методика расще-  

пления не могла быть применена к тесту <цифровые символы>, так как  

этот субтест является высокоскоростным. Поэтому надежность теста бы-  

ла определена с помощью метода взаимозаменяемых форм в группе,  

протестированной тестом <цифровые символы> по шкале WAIS и по  

шкале Векслера-Белльвью.  

Коэффициенты надежности IQ по полной шкале оказались для всех




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1050
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь