Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



22 страница


асЬасЬ, появляется детерминанта формы. Перцептивная  

деятельность обследуемого в процессе нахождения <сход-  

ства> связана с привлечением данных из прошлого опыта.  

Необходима также и критичность подхода к актуализиру-  

емым образам, выбор наиболее отвечающего форме изо-  

бражения. В связи с этим процент положительных форм  

выступает в качестве своеобразного показателя <четкости  

перцепции>, который рассматривается как отражающий не-  

которые интеллектуальные особенности личности.  

 

Кинестетические интерпретации (М), по данным ли-  

тературы, характеризуют степень внутренней активности,  

творческое воображение, свидетельствуют о глубоких и  

наиболее индивидуальных тенденциях личности.  

 

С этим можно вполне согласиться, ибо здесь, поми-  

мо установления сходства, снятия неопределенности, что  

уже само по себе требует определенного уровня актив-  

ности, появляется качественно новый элемент - внут-  

ренняя активность, не обусловленная внешними факто-  

рами, поскольку движения как такового в изображении  

не содержится.  

 

Интерпретации, в которых учитывается цвет изобра-  

жения, относятся к оценке эмоциональной сферы, при-  

чем степень участия формы указывает на различные виды  

контроля со стороны интеллекта.  

 

Реже в протоколах появляются ответы с учетом раз-  

личных оттенков и густоты серого цвета (с, с). К этой  

разновидности ответов относятся определение поверх-  

ностей (шероховатая, гладкая и т. п.), учет светотени (рент-  

геновские снимки, дым и др.). Интерпретация этих пока-  

зателей, пожалуй, наименее разработана. В целом можно  

сказать, что эти ответы рассматриваются как обозначаю-  

щие беспокойство, тревожность.  

 

При оценке содержания интерпретации (Н, А и др.)  

могут быть вскрыты персеверативные тенденции, пред-  

 

189  

 

почтительные темы и ряд других личностных особеи-  

ностей.  

 

Диагностическая ценность отдельных показателей ме-  

тода, несмотря на их важность, невелика. Существующие  

в настоящее время диагностические схемы предусматри-  

вают учет и анализ целостной картины, все показатели  

изучаются во взаимосвязи. Так, была показана необходи-  

мость комплексного рассмотрения ряда показателей  

(У/Р+М и Ог) для оценки интеллектуальных возможнос-  

тей обследуемого (В. А. узосй, 1957).  

 

Определяющим в диагностике, по Н. К.ог5сЬасЬ, явля-  

ется установление типа переживания личности. Здесь мы  

должны коснуться представлений Н. К.ог5сЬасЬ о структу-  

ре личности. Как уже отмечалось (В. Н. Мясишев,  

И. Г. Беспалько, И. Н. Гильяшева, Б. Д. Карвассарский,  

Т. А. Немчин, 1969), общие психологические предполо-  

жения, выдвинутые Н. КогхсЬасЬ, настолько немногочис-  

ленны и просты, что не противоречат тем или иным тео-  

риям личности. Н. К.ог5СЬасЬ исходил из положения о том,  

что человеческая активность определяется как внутренни-  

ми, так и внешними побуждениями. В связи с таким по-  

ниманием активности, в которой выражается личность тем  

отчетливее, чем менее стереотипны (<структурированы>)  

вызывающие ее стимулы, и были введены автором поня-  

тия интроверсии и экстратенсии. Каждое из этих понятий  

соответствует совокупности определенных черт личности,  

связанных с преобладающим видом активности.  

 

В эксперименте чувствительность к внутренним побуж-  

дениям представлена кинестетическими интерпретациями,  

к внешним - цветовыми. По их соотношению (М:С) и  

устанавливается <тип переживания>.  

 

Типология Роршаха представляет собой качественно  

новый этап в понимании интроверсии и экстраверсии. В  

противовес С. 3ип с его пониманием интроверсии как со-  

стояния Н. К.ог5сЬасЬ представляет интроверсию и как про-  

цесс и как гибкую возможность ухода в себя в зависимос-  

ти от обстоятельств, условий среды. Лишь ригидное пре-  

 

190  

 

обладание интромре-1)(1ыхтендемяи позволяет говорить  

нам об интроверся> кмк о патоямя<неком состоянии, что  

Н. КогБсЬасЬ неолитфвтно погмрк-ет.  

 

Далее Н. КогвсЬасЬ отмечает, что понятию интровер-  

сии в обычном смысле противостоят понятие экстравер-  

сии, однако, согласно автору, использование такой тер-  

минологии создает то неудобство, что может быть сделан  

вывод о реальной противоположности экстраверсии и ин-  

троверсии. В силу этих обстоятельств и вводится понятие  

<экстратенсия>.  

 

Амбиэквальный тип переживания, по Н. К.ог5сЬасЬ, ха-  

рактеризуется возможностью обнаружения у одного и того  

же лица чередования интроверсивных и экстратенсивных  

тенденций. Периоды сосредоточенности на собственных  

переживаниях у таких людей чередуются с периодами об-  

ращения к активности во внешнем мире.  

 

Коартивный тип характеризуется отсутствием или  

малочисленностью как кинестетических, так и цветовых  

ответов. Н. К.ог5сЬасЬ различал коартированный (ОМ п  

ОС) и коартативный (1М и 1С, 1М и ОС, ОМ и 1С) типы  

переживания в зависимости от количества ответов по  

цвету и кинестетических, однако большого практичес-  

кого значения это разделение не имеет и оба эти типа  

переживания объединяются в понятие <коартивный тип>  

(Л. Ф. Бурлачу к, 1979).  

 

Таким образом, мы должны сделать вывод о том,  

что подход Н. К.ог5сЬасЬ к исследованию личности ха-  

рактеризуется динамичностью. Смысл выделения типов,  

по Н. Ког5сЬасЬ, заключается не столько в академичес-  

кой классификации людей, сколько в его клиническом  

значении (В. Н. Мясишев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гиль-  

яшева, 1969).  

 

В настоящее время в отечественной патопсихологии  

наблюдается все более частое использование метода Ро-  

ршаха для решения некоторых теоретических и практи-  

ческих задач. Это связано с преодолением ряда труднос-  

тей. Так, И. Г. Беспалько (1978) к слабым сторонам мето-  

 

191  

 

да относит сравнительно большой субъективизм в обоб-  

щающей интерпретации экспериментальных данных.  

Е. Т. Соколова (1980) указывает на эмпиричность соотне-  

сения отдельных показателей с определенными парамет-  

рами личности. Она же считает дискуссионным вопрос о  

том, что выявляет тест Роршаха - структуру личности или  

частные индивидуальные особенности.  

 

Более широкому использованию метода Роршаха у  

нас должно предшествовать серьезное его изучение в ас-  

пекте практического использования при обязательном со-  

поставлении с данными, получаемыми с помощью дру-  

гих методов, и теоретическая разработка его методоло-  

гических основ.  

 

В связи с этим можно указать на работы, авторы кото-  

рых сообщили результаты, полученные с помощью метода  

Роршаха при исследовании реактивных состояний (Н. Н. Ста-  

нишевская, 1970, 1971), эпилепсии (В. М. Блейхер,  

Л. Ф. Бурлачук, 1971; Л. Ф. Бурлачук, 1972; И. И. Белая,  

1978; И. И. Белая, В. А. Торба, 1978), при патологии лим-  

бико-ретикулярного комплекса (А. М. Вейн, П. И. Власо-  

ва, О. А. Колосова, 1971).  

 

Значительным вкладом в разработку теоретических и  

практических основ метода Роршаха, способствующим его  

практическому применению, являются монография  

Л. Ф. Бурлачука (1979) и методическое пособие И. И. Бе-  

лой (1978).  

 

Анализ проблемы дает основания думать, что метод  

Роршаха в патопсихологии окажется полезным главным  

образом в плане диагностики индивидуальных свойств лич-  

ности, особенно в психотерапевтической и реабилитаци-  

онной работе. Использование его в целях нозологической  

диагностики представляется нам менее перспективным, од-  

нако и здесь данные, получаемые с помощью метода Ро-  

ршаха в комплексе с другими экспериментально-психо-  

логическими методами и методиками, существенно до-  

полняют картину патопсихологического синдрома.  

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) предложен  

 

192  

 

?1. А. Магтеу и С. Моцап (1935) и состоит из 29 картин с  

хфеявлеиными изображениями (рис. 13) и одной белой  

ыты, иоторую предъявляют обследуемому для того, что-  

1)ы<1 вообразил яа ней любую картину. Всего обследуе-  

мому, в зависимвсти от пола и возраста, при проведении  

ксслдования предлагается, как правило, 20 картин в /, се-  

анса. Однако допускаются и отступления от этих празил.  

поскольку существуют различные модификации исследо-  

вания.  

 

 

 

Рис. 13. Образцы картин ТАТ  

(табл. ЗРО, табл. 8Р6, табл. 1, табл. 6ВМ)  

 

193  

 

Задача обследуемого - по каждой из предъявляемых  

картин составить небольшой связный рассказ (из расчета  

в среднем 5 мин на картину). Проводя исследование по  

ТАТ, обычно предупреждают, что речь идет об исследова-  

нии воображения или же об особенностях литературного  

творчества. В действительности же главное, на что обра-  

щается внимание в рассказах обследуемого, - о ком и о  

чем он будет говорить, какие ситуации создаст, как разре-  

шит в содержании рассказов конфликты и в случае их на-  

личия выявится ли в рассказах определенная типическая,  

многократно повторяемая ситуация.  

 

В процессе исследования в зависимости от целей об-  

следуемому могут быть заданы вопросы типа: <О чем сей-  

час думает этот человек?>, <Какова его профессия?> и т. п.  

В целом, как правило, в задачу обследуемого включается  

условие, требующее осветить в рассказе три основных мо-  

мента: что привело к ситуации, изображенной на картине,  

что происходит в настоящий момент, чем эта ситуация  

закончится?  

 

Рассказы обследуемого записываются дословно, с  

фиксацией пауз, интонаций и других выразительных дви-  

жений. Обычно прибегают к стенограмме или скрытому  

магнитофону, иногда обследуемый сам записывает свой  

рассказ.  

 

Прежде чем приступать к интерпретации совокупнос-  

ти рассказов, экспериментатор должен располагать всеми  

возможными сведениями об обследуемом (семейное по-  

ложение, профессия, возраст и т.д.). В случае, если об-  

следуемый психически больной, необходимо тщательное  

изучение анамнеза, истории болезни.  

 

По мнению одного из авторов этого метода, известно-  

го американского психолога Н. А. Миггеу, диагностичес-  

кая ценность ТАТ основывается на признании существо-  

вания в человеческой психике двух ярко проявляющихся  

тенденций. Первая из них выражается в стремлении каж-  

дую многозначную ситуацию, с которой сталкивается че-  

ловек, истолковывать в соответствии со своим прошлым  

 

194  

 

опытом и личными потребностями. Вторая тенденция со-  

стоит в том, что во всяком литературном творчестве автор  

опирается на собственные переживания и сознательно или  

бессознательно изображает собственные потребности, чув-  

ства в личностях и характерах выдуманных героев.  

 

Таким образом, согласно гипотезе Н. А. Миггеу, об-  

следуемый будет говорить в созданных рассказах о себе  

или наделять выдуманных лиц своими знаниями, припи-  

сывать им свои чувства и переживания.  

 

Для объяснения деятельности, поведения личности  

Н. А. Миггеу использует понятие потребности (один из ос-  

новных терминов в предложенной им теории личности),  

которая представляет собой <внутреннюю силу организ-  

ма>, часто выступающую как определенного рода ответ на  

<давление>, оказываемое средой. Соединение давления с  

вызванной им потребностью называется темой, следова-  

тельно, тема является динамической структурой взаимо-  

действия среды и личности, или <краткого единства>, в  

отличие от <продолжительного> единства, которое состав-  

ляет целую жизнь человека. Ряды соединяющихся между  

собой тем составляют сложные темы.  

 

Гипотетический процесс, названный Н. А. Миггеу пот-  

ребнбстью и появляющийся после стимула, толчка, пред-  

шествует двигательной реакции. Сами двигательные ре-  

акции обособленно от ситуации, которой были вызваны,  

и цели, на которую направлены, названы им актами, ко-  

торые подразделяются на двигательные (проявления мы-  

шечной мускульной активности) и включающие проявле-  

ния вербальной активности.  

 

Рассматривая возникновение потребностей, Н. А. Миг-  

геу предупреждает, что этот процесс недостаточно изучен,  

и считает, что в определенной мере их развитие можно  

было бы отнести к процессу образования условных реф-  

лексов. Рефлекторная теория И. П. Павлова также оказа-  

ла значительное влияние на выделение автором первич-  

ных, или висцерогенных, и вторичных, или психогенных,  

потребностей. Первые имеют наследственно закрепленный  

 

195  

 

мехйнизм вторые - его не имеют. Другие источники воз-  

никновения потребностей Н. А. Миггеу ищет в таких яв-  

лениях, как соревнование, подражание и т. п.  

 

От 8. Ртеий перенимается Н. А. Миггеу с некоторыми  

изменениями деление личности на <Я>, <Оно>, <Сверх-Я>.  

При этом полагается, что источник почти каждого яме-  

1шя - бессознательное. Связь теории Н. А. Миггеу с пси-  

хоанализом реализуется также в том большом значении,  

которое автор приписывает переживаниям человека в ран-  

нем детстве. Однако, вопреки большинству психоанали-  

тиков, Н. А. Миггеу не считает импульсы, исходящие из  

бессознательного, ни анти-, ни асоциальными.  

 

Теоретическое построение Н. А. Миггеу направлено пре-  

жде всего на детальное раскрытие мотивационного аспекта  

личности. В связи с этим автор выделяет (предупреждая,  

что не считает данную классификацию совершенной и за-  

конченной) 44 переменных, соответствующих гипотетичес-  

ким доминирующим процессам в психике. Б их число вхо-  

дят 20 явных потребностей, 8 скрытых потребностей, 4 пот-  

ребности отнесены к внутренним состояниям и, наконец,  

12 общих черт, которые могут характеризовать отдельные  

личности. На выделение этих переменных и их последую  

щук) интерпретацию (<атрессия>, <эксгибиционизм> и т. п.)  

самое значительное влияние, несомненно, оказали психо-  

аналитические концепции. Для характеристики отдельных  

потребностей автор дает в своей работе описание лиц, кото-  

рым эти потребности присущи в высокой степени.  

 

Анализ полненных с применением ТАТ данных стро-  

ится следующим образом: первым этапом является выде-  

ление <героя>, с которым испытуемый идентифицирует  

себя (если это вообще имеет место). Для решения этого  

вопроса автор метода предлагает ряд критериев (половой  

признак, статус, роль и др.). Первейшая задача исследо-  

вателя - детальное рассмотрение того, что чувствует, ду-  

мает или делает <герой>, установление того, что является  

в некотором роде уникальным. Каждое проявление пере-  

менной оценивается по 5-балльной шкале.  

 

196  

 

Дмьяейшкв этап - изучение <давлений> среды, сила  

каждого нз них также подвергается количественной оцен-  

ке. Далее идет сравнительная оценка сил, исходящих от  

<героя>, и сил, исходящих от среды. В руководстве к ТАТ  

(Н. А. Миггеу, 1943) интересы и чувства рассматриваются  

отдельно. Особое значение имеют позитивная и негатив-  

ная оценки действующих в рассказе лиц.  

 

Автор выделяет и формальный анализ, куда включа-  

ется рассмотрение структуры, стиля рассказов. Этот ас-  

пект анализа, по А. Н. Миггеу, весьма полезен для вскры-  

тия патологических тенденций и состояний (мании, де-  

прессии). Н. А. Миггеу подчеркивает, что для правильно-  

го анализа содержания рассказов необходимы известные  

сведения об обследуемом, некоторое знание его прошло-  

го и настоящего.  

 

Автор считает, что заключения, полученные на основе  

анализа рассказов ТАТ, должны рассматриваться как ра-  

бочие гипотезы, которые необходимо проверять другими  

методами, а не как доказанные факты. Учитывается и не-  

достаточно высокая надежность этого метода исследова-  

ния личности, ибо рассказы ТАТ отражают как мимолет-  

ные настроения обследуемого в данный момент, так и на-  

стоящую жизненную ситуацию. Умелое использование  

биографических и других данных, имеющихся у психоло-  

га, позволяет предполагать возможность тех или иных лич-  

ностных тенденций.  

 

. Карароп (1945), ставя под сомнение выдвинутый  

Н. А. Миггеу принцип анализа рассказов обследуемых при  

исследовании методикой ТАТ как проявления фантазиро-  

вания, предлагает рассматривать их как продукт познава-  

тельной деятельности при неопределенности стимульно-  

го материала. Для интерпретации результатов им предла-  

гается анализ формальных характеристик построения рас-  

сказа, в первую очередь любых отклонений от его стан-  

дартного построения. О. Карароп (цит. по Е. Т. Соколо-  

вой, 1980) различает такие категории формальных харак-  

теристик, как чувства, переживания, возникающие у об-  

 

197  

 

следуемого в ситуации эксперимента; оценка персонажей  

рассказа; выделение стремлений и установок, понимаемых




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 906
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь