Бодалев А.А. » Психология общения



3 страница


тывать: 1) ситуации, включая различные виды деятельно-  

сти, в которых проявляется коммуникативная активность;  

 

,2) характер отношения личности к деятельности и к ее  

участникам; 3) волевые усилия личности в достижении це-  

деи общения (активность потенциальная и реальная); 4)  

характер активности в общении (активность творческая,  

репродуктивная); 5) устойчивость, длительность, динами-  

ку проявления коммуникативной активности (активность  

ситуативная или интегральная).  

 

Каждый из указанных уровней активности можно ран-  

жировать по степени ее проявления - высокая, средняя,  

низкая. Следовательно, уровень коммуникативной актив-  

ности отражает изменение характера общения субъекта,  

 

19  

STR.20  

его способности осваивать многообразные способы и сред-  

ства познания другого человека и воздействия на него, а ее  

степень выражает умение максимализировать коммуника-  

тивные действия в пределах того или иного уровня. Идеал  

коммуникативной активности личности - это всесторон-  

ность (охватывает все стороны личности, проявляется во  

всех видах общения) устойчивость, творческий характер  

проявления на основе положительной мотивации, а анти-  

под реализованной активности в общении - пассивность,  

инертность, безволие, безразличие, безучастное отноше-  

ние к процессу общения и его участникам.  

 

Важно отметить, что потенциальная активность харак-  

теризует личность со стороны стремления и готовности ее к  

общению. Стремление проявляется в интересе, в желании  

удовлетворить любопытство.  

 

Готовность к реальной активности предполагает опреде-  

ленные мотивы коммуникативной деятельности, владение  

исходными знаниями о людях, с которыми предстоит об-  

щаться, методами фиксации особенностей их внешнего и  

внутреннего облика, а также вербального и невербального  

поведения, умением слушать и др. Однако сами по себе эти  

показатели еще не претворяют потребность в общении в  

конкретные действия. Здесь важен механизм воли, которая  

при необходимости переводит потенциальную активность  

в реальную.  

 

В зависимости от характера участия человека в реальном  

общении различают репродуктивную (исполнительскую) и  

творчески реализованную коммуникативную активность.  

Попытки представить детально уровни коммуникативной  

активности сейчас предпринимаются.  

 

На меру и характер активности человека в общении всег-  

да влияют деятельность и отношения. Ведь чтобы достичь  

цели совместной деятельности и свои собственные, лич-  

ность должна вступать в контакты с другими участниками.  

При этом частота, содержание и форма этих контактов за-  

висят от понимания личностью своей роли в этой деятель-  

ности, от ее способности выполнять эту роль, а также от  

характера ее взаимоотношений с партнерами.  

 

Общение, как известно, подразделяется на деловое и  

межличноетное (формальное и неформальное). И в зависи-  

мости от того, какое оно, различаются и особенности пси-  

хической активности, которые эти виды общения  

характеризуют.  

 

20  

 

Деловое общение - это взаимодействие людей, в кото-  

ром его участники выполняют социальные роли, следова-  

тельно, в нем запрограммированы цели общения, его  

мотивы, а также способы осуществления контактов. И ак-  

тивность познавательной и эмоционально-волевой сфер, и  

активность общения в целом в подобных случаях имеют  

прагматический характер.  

 

В межличностном, неформальном общении нет жесткой  

регламентации в соответствии с задаваемыми деятельно-  

стью ролями функционирования интеллектуальных про-  

цессов, эмоций, поведения. В идеальных случаях  

происходит сосредоточение на собеседнике, погружение в  

его внутренний мир, вхождение в его состояние для того.  

чтобы бережно и адекватно откликаться на движение его  

души. И интеллект, и чувства, и поведение при неформаль-  

ном общении в отличие от делового актуализируются в  

совершенно ином режиме и имеют с самого начала другую  

направленность. Здесь и цель, и мотивы, и способы, и ре-  

зультат <очеловечены> на всем протяжении процесса обще-  

ния. При этом всегда присутствует поправка на своеобразие  

общающихся личностей.  

 

Большое влияние на активность общения человека ока-  

зывают его положение в формальной и неформально-струк-  

турах коллектива, а также отношения, сложившиеся с его  

членами (например, роль руководителя в совместной дея-  

тельности является, как правило, фактором, побуждающие  

к более активному общению, чем роль исполнителя).  

 

На частоте и характере контактов человека с другими  

людьми обязательно отразится и то, как он к ним относится:  

 

любит их, ненавидит или равнодушен к ним. Однако в не-  

которых случаях человек маскирует свое истинное отноше-  

ние к лицу и более или менее активно с ним общается.  

Следовательно, возможно возникновение противоречий  

йёжу формой коммуникативных контактов, их активно-  

сТью и характером действительных отношений, которые за  

ними стоят.  

 

Необходимо отметить, что авторитарная манера обраще-  

ния человека с партнером сдерживает активность послед-  

него, а демократическая - наоборот, способствует ее  

росту. Причем и та и другая манера поведения ица - это  

обычнЬ выражение характера понимания и оценивания им  

людей и себя самого, а также отношения как к ним. так и к  

себе. Подобным образом оценивается роль монолога и диа-  

 

21  

STR.22  

лога в стимулировании или сдерживании активности в об-  

щении. В монологе активным считают того, кто его произ-  

носит, и пассивным - кто воспринимает. Диалогическая  

же форма побуждает быть активными всех участников.  

 

Активное общение - это не многоговорение с обеих сто-  

рон, а обмен информацией для решения совместной задачи,  

убеждение в чем-то собеседника, получение от него того,  

ради чего было затеяно общение. Таким образом, общение  

может быть не только обоюдоактивным, но и обоюдодейст-  

венным, как, впрочем, оно может быть односторонне актив-  

ным и односторонне действенным.  

 

Однако повышенная активность общения не всегда сви-  

детельствует о его глубине выливаться в очевидную для  

всех поверхностность. И наоборот, низкая, но выборочно  

целенаправленная - делать общение основательным.  

 

Установлено, что одни из взаимодействующих лиц, про-  

являя активность, преимущественно выражают ее в форме  

сложившихся у них стереотипов обращения с людьми, дру-  

гие - постоянно привносят в нее творчество (максимально  

мобилизуют свой интеллект и, пропуская впечатления о  

человеке через призму своего опыта, пытаются <схватить>  

суть его своеобразия и выстраивать по отношению к нему  

свое поведение). Таким образом, степень активности лич-  

ности, а также оформление этой активности зависят не  

только от реального поведения того, с кем личность в дан-  

ный момент взаимодействует, но и от ее опыта общения в  

прошлом.  

 

Как построить межличностное взаимодействие, чтобы  

вызвать при этом благотворный, активизирующий лич-  

ность эффект и не нанести ей ущерба? Вопрос этот, кажу-  

щийся сугубо практическим, для психологии оборачивается  

фундаментальной проблемой.  

 

Один из подходов к изучению психологических основа-  

ний активности - рассмотреть связи человека с другими-  

людьми, проявляющиеся на уровне психического отражён"  

ния их, отношения к ним (в форме тех или иныхэмоцйо,т"  

нальных откликов) и обращения с ними (мы употребляем  

терминологию В.Н. Мясищева - А.Б.), в качестве <ядра>  

(основания) такой активности.  

 

Тогда суть <ядра> составит определенным образом упо-  

рядоченный опыт взаимодействия человека с другими  

людьми, слагающийся из впечатлений о них, полученных  

из прямых и непрямых контактов с ними. И от того, какой  

 

22  

 

этот опыт, какие переживания преимущественно вызвал,  

будет зависеть характер установки, с которой человек вый-  

дет в новые контакты. Причем эти новые контакты могут  

быть такими, какими их человек себе представлял, или в  

большей либо меньшей степени отличаться от ожидаемых.  

А это означает, что они будут усиливать его активность в  

общении или, наоборот, подавлять ее.  

 

Вместе с тем нельзя абстрагироваться и от того, с каким  

<Я> в личности мы имеем дело. Если <Я> личности крайне  

гипертрофированно, и последняя предстает перед окружа-  

ющими как глухарь, не воспринимающий других как рав-  

ных себе,- будет одна активность. Если <психологической  

изнанкой> <Я> личности будут приниженность, самоумале-  

ние, самоуничижение - будет другая активность. И нако-  

нец, если за <Я> личности стоит позиция таких же уважения  

себя и требовательности к себе, как и к другому <ТЫ>,-  

третья активность.  

 

Для личности со сформированной гуманистической на-  

правленностью характерны развитие до высокого уровня  

способность к децентрации и идентификации, эмпатия, ре-  

флексия Общение тех людей, в личности которых они вы-  

ражены сильнее, будет в большей, степени  

корректироваться индивидуальными качествами каждого  

из контактирующих. Благодаря этим психическим качест-  

вам у взаимодействующих лиц усиливается взаимная со-  

вместимость.  

 

Когда идентификация, децентрация, эмпатия, рефлек-  

сия реализуются в общении, то они, с одной стороны, ока-  

зываются выражением уровня саморегуляции человека, а с  

другой - воздействуют на дальнейшие изменения и после-  

дующее развитие этой саморегуляции.  

 

Факты свидетельствуют о том, что наличие именно этих  

психических качеств у лица является важнейшим условием  

освобождения от мешающих свободному активному обще-  

нию <зажимов> для того человека, который вступает с ним  

 

Децентрация - механизм преодоления эгоцентризма личности, заклю-  

чающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате  

столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными  

от собственной; идентификация - уподобление, отождествление с кем-  

либо, чем-либо; рефлексия - процесс самопознания субъектом внут-  

ренних психических актов и состояний; эмпатия - постижение  

эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в пережи-  

вания другого человека. (См.: Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.  

Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990).  

 

23  

STR.24  

в общение. Для личности с гуманистической направленно-  

стью не характерны силовое давление на другого человека,  

тенденция к манипулированию его психикой. Поэтому и  

последний, часто не осознавая этого, не препятствует втор-  

жению в свое <Я>, а, наоборот, самораскрывается, <прибав-  

ляет> в искренности и активно самовыражается.  

Следовательно, происходит переход на более высокий уро-  

вень развития восприятия им других людей и себя, развития  

мышления и воображения. Такие же сдвиги происходят и в  

эмоциональной сфере человека, и главный среди них -  

укрепление положительной реакции на других людей.  

 

Однако <Я> личности влияет не только на активность  

каждого из взаимодействуюших лиц, но и на активность  

самого диадного процесса общения в целом.  

 

Активность межличностного общения как процесса мо-  

жет определяться (и измеряться) степенью сходства или  

различия мотивов, интенсивностью последних: субъектив-  

ной важностью для участников результата общения, кото-  

рого каждый из них хочет достичь, нетрафаретностью  

используемых каждым из них способов развития контак-  

тов, а также психологической совместимостью или несов-  

местимостью людей. Естественно, что в одних случаях  

вклад каждого из участников общения в этот процесс может  

быть примерно равным; в других - может наблюдаться  

своеобразная асимметрия в этих вкладах, и высокий уро-  

вень коммуникабельности будет достигаться за счет высо-  

кой мотивационной заряженности на достижение  

плодотворного результата и недюжинного творчества, а  

также большой талантливости субъекта общения.  

 

В жизни, по данным Н.А. Логиновой и Е.А. Хорошило-  

вой, встречаются случаи, когда человек предпочитает об-  

щаться с людьми одного с ним возраста и пола, одинаковых  

профессий, социального положения, национальности. Как  

правило, это связано с исключительно большой избира-  

тельностью личности при установлении коммуиякатйвйьй>  

связей, а также и с таким присущим ей свойством, как  

интровертированность.  

 

Вместе с тем бывают и другие случаи, когда у человека  

обнаруживается устойчивая тенденция постоянно и легко  

вступать в контакты с разными людьми. Такое поведение  

характерно для экстравертов (Айзенк и др.). Данные о при-  

родной предрасположенности к более или менее активному  

общению можно найти в работах А.И. Ильиной.  

 

24  

 

А.И. Ильина (ученица В.С. Мерлина) выявила связь ди-  

намических качеств общительности с временными харак-  

теристиками темперамента.  

 

И в монографическом, и в групповом исследовании на-  

блюдалась хорошая сопоставимость специфических для  

инертных и подвижных испытуемых временных характери-  

стик темперамента и динамических качеств общительно-  

сти. В частности, было установлено, что у подвижных  

испытуемых широта общительности, быстрота реакции в  

общении, лезатрудненность в установлении знакомств, ак-  

тивность и выразительность общительности сочетаются с  

быстротой переключения фиксированных установок, быст-  

ротой переделки положительных условных связей в тормоз-  

ные и, наоборот, тормозных в положительные, быстротой  

переключения с одной деятельности на другую, легкой эмо-  

циональной возбудимостью, быстротой выработки и изме-  

нения привычек. У инертных узость круга общения,  

медленность реакции в общении, затрудненность в установ-  

лении знакомств, пассивность и невыразительность общи-  

тельности сочетаются с медленностью переключения  

фиксированных установок, медленностью переделки поло-  

жительных и тормозных связей, с затрудненностью пере-  

ключения с одной деятельности на другую, слабой  

эмоциональной возбудимостью. Устойчивость и неустойчи-  

вость отношений общения, выявленных при монографиче-  

ском изучении, не отличает испытуемых от всего их  

массива. Возможно, что в сравнении с остальными качест-  

вами общительности это связано с проявлениями <другой  

подвижности>: известно, что подвижность представляет со-  

бой, сложное комплексное свойство.  

 

Возможно и то, что устойчивость отношений общения в  

отличие от других качеств ближе к содержанию, а не к  

форме общительности.  

 

Следует также отметить, что с помощью монографиче-  

ского изучения раскрывается связь общительности и тем-  

перамента, но не показывается степень и достоверность  

такой связи. О них можно судить по статистическому ана-  

лизу материалов группового экспериментального исследо-  

вания.  

 

Тот факт, что динамические особенности общительности  

лучше коррелируют с показателями темперамента, нежели  

между собой, тоже свидетельствует об их тяготении не толь-  

ко друг к другу, но и к чертам темперамента.  

 

25  

STR.26  

Отличительные особенности общительности подвижных  

и инертных испытуемых, коррелируя со скоростными свой-  

ствами темперамента, сами в какой-то мере выражают ско-  

ростные свойства поведения. Характеристика быстроты  

реакции в ответ на изменяющиеся условия общения в этом  

отношении очевидна. Широта, активность, незатруднен-  

ность в общении выражают скоростные моменты возникно-  

вения и прекращения общения сначала с одними лицами, а  

затем с другими, третьими.  

 

Выразительность общительности в работе А. И. Ильиной  

также рассматривается со стороны быстроты изменений ми-  

мики, пантомимики, интонации голоса. Во всех этих каче-  

ствах обнаруживаются динамические особенности  

 

общения, и это тоже в какой-то мере доказывает их связь с  

темпераментом.  

 

Массовое исследование подтвердило результаты моно-  

графического исследования: связанные с временными ха-  

рактеристиками темперамента. Динамические качества  

общительности чаще всего обнаруживаются в разнообраз-  

ных, изменяющихся условиях, в широком круге малозна-  

комых лиц.  

 

Большинство существующих на сегодняшний день тео-  

ретических моделей превращения человека в субъекта об-  

щения строится в основном по схеме <внешнее во  

внутреннее>. Данные же, полученные Ильиной, показыва-  

ют, что важно учитывать формулу <внешнее через внутрен-  

нее>.  

 

Крайне много для понимания общечеловеческих субъек-  

тно-деятельностных личностных особенностей активности  

в общении, а также их индивидуальных проявлений может




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1693
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь