Бодалев А.А. » Психология общения



5 страница


общения не может быть сведено лишь к выявлению основ-  

ных феноменов, закономерностей и механизмов одной  

лишь социальной перцепции. Необходимо решение и более  

сложных задач: во-первых, определение существа сочета-  

ний различных видов психических процессов и проявлений  

различных свойств личности, возможных <синдромов> тех  

и других на разных этапах каждого из известных типов  

совместной деятельности и, во-вторых, прослеживание ха-  

 

2 А.А. Кодалев 33  

STR.34  

рактера зависимостей между изменениями в этих <синдро-  

мах>, причинами этих изменений и реальным поведением  

человека.  

 

О ДРУГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ,  

ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОБЩЕНИЯ  

 

Анализ на психологическом уровнедеятельности людей,  

вступающих в коммуникативные контактны друг с другом,  

обнаруживает у них наличие сформировавшихся в про-  

шлом опыте общения сравнительно устойчивых <симптомо-  

комплексов>, включающих опирающиеся на имеющие  

образную или понятийную форму оценочные эталоны и  

ставшие привычными для каждого более простые или более  

сложными <схемы> и <алгоритмы> расшифровки намерений  

другого человека, его состояния, его личностной сути и  

связанного с ней характера его поведения. В эти <симпто-  

мокомплексы> входят также относительно .устойчивые по  

своему знаку и интенсивности эмоциональные отклики на  

того или иного человека или группу людей и, кроме того,  

вербальные и невербальные средства, которые человек  

опять же определенным образом привычно использует по  

отношению к тому лицу или общности, настрой которых,  

ему кажется, он правильно расшифровал и эмоциональный  

отклик на которых вольно или невольно дал.  

 

При этом проведенное исследование (Б.А. Еремеев, Н.Н.  

Скуратовская) показывает, что центральной частью в на-  

званном симптомокомплексе является сформированная у  

человека и упомянутая выше система понятий и представ-  

лений, которая как бы подталкивает его к применению  

именно в данном конкретном сочетании вербальных и не-  

вербальных средств общения опять же с данным конкрет-  

ным человеком или с данным типом людей, чтобы получить  

в процессе коммуникативных контактов с ними желаемый  

результат.  

 

Сравнение <познавательного>, <эмоционально-отно-  

шенческого> и <поведенческого> компонентов <симптомо-  

комплексов>, проявляющихся у разных людей как в  

деловом, так и в межличностном общении, обнаруживает  

значительные различия между ними. Они касаются прежде  

всего неодинаковой способности людей, так сказать, про-  

рываться сквозь шоры привычного восприятия ими окружа-  

ющих их лиц или общностей, эмоционального отклика на  

 

34  

 

них и обращения с ними и в первом, и во втором, и в третьем  

компонентах <симптомокомплекса> делать поправки на ин-  

дивидуально неповторимое своеобразие другого человека  

 

или на совершенно определенную характерность каких-то  

конкретных общностей.  

 

Так "в излагаемом исследовании был выявлен тип чело-  

века-субъекта общения (он мог быть и руководителем-ад-  

министратором, и педагогом, и следователем, даже  

психотерапевтом) /который абсолютно не улавливал един-  

ственность в св6Ъм роде той личности, с которой он вступал  

в коммуникативный контакт, и как бы <подтягивал> дейст-  

вительный внутренний мир ее под свое стереотипное виде-  

ние его и, соответственно, действуя по шаблону, с ней  

обращался.  

 

Далее был установлен тип человека-субъекта общения,  

который характеризовался сравнительно устойчивой не-  

способностью проявлять, так сказать, психологическую  

проницательность, варьировать отношения, разнообразить  

формы обращения с представителями одних общностей лю-  

дей в своем окружении и одновременно демонстрировать  

тонкое умение схватывать личностное своеобразие другого  

человека, соответственно корректировать эмоциональный  

отклик на него и точно выбирать поведение, ведущее к цели  

общения, если он принадлежал к иной общности.  

 

Наконец, была обнаружена количественно очень неболь-  

шая группа людей, у которых как у субъектов общения тоже  

давали о себе знать названные выше симптомркомплексы,  

но внутри их как бы сосуществовали многочисленные и  

упорядоченные в одновременно строгие и достаточно гиб-  

кие системы оценочные эталоны, в содержание которых  

входили богатые признаками разнообразные понятия и  

представления о людях как личностях, как субъектах дея-  

тельности и как индивидуальностях) у некоторых из этих  

людей описываемый феномен проявился и по отношению к  

общностям), сопряженные с тонко дифференцированным  

эмоциональным тоном, сопровождающим каждый эталон.  

В то же время в поведенческий компонент этих симптомо-  

комплексов входил состоящий из широкого набора способов  

обращения с другими людьми инструментарий, включав-  

ший в себя богатейшую палитру как вербальных, так и  

невербальных средств.  

 

Кроме того в названном исследовании был выявлен тип  

людей-субъектов общения, у которых давал себя знать сво-  

 

2  

 

35  

STR.36  

еобразный дисбаланс в сформированности познавательно-  

го, эмоционального и поведенческого компонентов, входив-  

ших в симптомокомплекс, актуализировавшихся при их  

общении с другими людьми или общностями. Так, у одних  

из них, например, обнаружились высокая способность про-  

никать в истинную личностную суть других людей Та одно-  

временно удивительное неумение устанавливать с ними  

поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из  

них заслуживал. Или у части обследованных лиц почти  

глобально отмечалась совершенно неадекватная реакция  

на людей или на их общности, которая влекла за собой  

использование оценочных эталонов и употребление пред-  

ставлений и понятий о людях и общностях, которые к каж-  

дому конкретному случаю никак не подходили. И то, и  

другое, естественно, сказывалось на способах обращения  

указанных лиц с окружающими их людьми и общностями,  

провоцируя с ними конфликты.  

 

Все описанные выше различия в сформированности  

<симптомокомплексов>, с неодинаковой мерой успешности  

обслуживающих общение у разных людей, как показали  

К.М. Романов, Т.И. Пащукова, зависят не только от бога-  

того, разнообразного и хорошо систематизированного опы-  

та общения у одних людей и бедного и разрозненного - у  

других и не только от развитых или не развитых, но одина-  

ково важных для осуществления общения качеств личности  

,-- способности к идентификации, к эмпатии, децентрации  

и рефлексии. В неменьшей степени, это очень отчетливо  

выявили Т.А. Аджакаева и Т.И. Пашукова, характер этих  

<симптомокомплексов> и их продуктивное функциониро-  

вание в общении обусловлены видом субъективной значи-  

мости для личности тех людей и  

общностей-положительной, отрицательной, нейтральной,  

с которыми она должна взаимодействовать, величиной этой  

значимости и в конечном итоге - мотивационно-ценност-  

ной <заряженностыо> ее на других людей и на общности их.  

 

Было выяснено также, что контрастные по характеру  

особенности влияния этого личностного образования на со-  

держание, структуру и функционирование названного  

<симптомокомплекса> четко прослеживаются в общении  

людей, отличающихся крайней степенью эгоцентризма, и,  

наоборот, несущих в себе ярко выраженный гуманизм.  

 

36  

 

Раздел II  

 

Социально-психологическая  

природа общения  

 

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ, ДЕЦЕНТРАЦИЯ,  

РЕФЛЕКСИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ЭМПАТИЯ  

И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕНИИ  

 

Одним из центральных компонентов общения является  

межличностное познание. Именно от него зависит во мно-  

гом успешность решения тех задач, которые люди пытаются  

осуществить в процессе взаимодействия друг с другом. Осо-  

бенно велика его роль в деятельности педагога, руководи-  

теля, следователя и др. В процессе подготовки таких  

специалистов необходимо формировать не только чисто  

предметные знания, умения и навыки и в целом предмет-  

но-профессиональное мышление, но и психологическое  

мышление.  

 

Решение этого практического вопроса невозможно без  

теоретической разработки проблемы межличностного по-  

знания. В последние десятилетия в этом направлении про-  

делана огромная теоретико-экспериментальная работа:  

 

тщательно проанализирован и описан этот феномен и вы-  

делены его свойства и закономерности. Однако до сих пор  

до конца не изучены вопросы: о психологической природе  

образа и понятия о человеке как индивиде, личности и  

индивидуальности и психических процессах, которые их  

порождают; о месте самого субъекта в этом процессе; о  

развитии соответствующих познавательных действий и др.  

 

Следует отметить, что все эти вопросы применительно к  

предметному познанию довольно хорошо разработаны в об-  

щей психологии. Большинство же исследований по пробле-  

ме межличностного познания выполнялось в рамках  

социальной психологии, хотя она и не входит в предмет этой  

науки. Возможно, это обстоятельство и явилось одной из  

 

В статье обобщены результаты исследовании, полученные в разные годы  

аспирантами, докторантами и сотрудниками Российской Академии об-  

разования и аспирантами факультетов психологии МГУ и ЛГУ.  

 

37  

STR.38  

причин того, что данная проблема практически не изуча-  

лась в общей психологии. Поэтому для ее плодотворной  

разработки необходимо переориентировать исследования  

на общепсихологические подходы.  

 

Для решения поставленных вопросов в нашей лаборато-  

рии было выполнено специальное исследование (К.М. Ро-  

манов) , в начале которого на основе предварительного  

анализа была .сформулирована следующая гипотеза: меж-  

личностное познание представляет собой систему действий  

субъекта, порождающих его знание (образы и понятия) о  

другом человеке. По своей форме эти действия могут быть  

как внешними, так и внутренними (психическими). С этой  

точки зрения межличностное познание является изначаль-  

но активным процессом. На зрелой стадии познавательные  

действия субъекта протекают как внутренние мыслитель-  

ные процессы и плохо осознаются им. Со стороны это вы-  

глядит как процесс своеобразной дешифровки или  

прочтения одного человека другим. Поэтому непосредст-  

венно исследовать познавательные действия субъекта на  

этой стадии чрезвычайно трудно.  

 

Для доказательства сформулированных положений была  

разработана экспериментальная методика, которая позво-  

лила как бы спустить процессы межличностного познания  

на генетически более раннюю стадию и развернуть их во  

внешнем плане. Суть ее состояла в следующем: испытуе-  

мым, объединенным по два, предлагалось решить совмест-  

ную задачу, которая заставляла их вступать в общение и  

обмениваться действиями. После окончания процедуры  

каждый должен был описать свои впечатления о партне-  

ре. Чтобы в максимальной степени исключить влияние уже  

сформированного опыта, в экспериментальные пары подби-  

рались незнакомые друг с другом люди. Меняя в различных  

сериях типы задач, удалось установить очень тесную зави-  

симость формирующихся у них впечатлений друг о друге от  

содержания и характера их действий.  

 

Испытуемые отмечали не только внутренние качества  

друг друга, но и всевозможные поведенческие характери-  

стики: как вел себя партнер, что делал, как отвечал на те  

или иные воздействия субъекта. Такие суждения занимали  

в разных сериях от 25 до 45%. При этом очень часто испы-  

туемые оценивали друг друга через призму собственных  

действий. Например: <Когда я переходил на символический  

способ описания фигуры, он долго не мог ее найти>.  

 

38  

 

Таким образом, в результате этого эксперимента удалось  

показать, что внешние социально ориентированные дейст-  

вия субъекта являются средством не только воздействия на  

другого, но и его познания. Они позволяют выполнять ана-  

лиз, синтез, сравнение, умозаключение и через них форми-  

ровать образ другого человека и понятие о его личности. С  

помощью указанных действий субъект обнажает свою внут-  

реннюю (психологическую) сущность.  

 

Социально 6риентированные практические действия  

субъекта представляют собой генетически исходную форму  

внутренних психических действий, с помощью которых  

осуществляется межличностное познание.  

 

Следующая задача исследования состояла в том, чтобы  

проследить дальнейшую судьбу внешних познавательных  

действий и выявить закономерности их внутреннего станов-  

ления.  

 

Для ее решения 178 испытуемым было предложено рас-  

крыть личностные особенности наиболее близкого им свер-  

стника. Эти описания-характеристики и были основным  

предметом дальнейшего анализа. Предварительно необхо-  

димо поставить вопрос о правомерности использования ре-  

чевых портретов для исследования внутренних  

познавательных процессов.  

 

Традиционно этот метод применялся для изучения ре-  

зультативно-содержательной стороны межличностного по-  

знания. Мышление человека, как известно, имеет речевую  

природу. Поэтому всякая речевая продукция, которая свя-  

зана с решением задач, может служить средством изучения  

мыслительных процессов. Такой методический подход к  

исследованию мышления был одним из основных у Ж. Пи-  

аже, им широко пользовались Л.С. Выготский, С.Л. Рубин-  

штейн и многие другие психологи. Речевой портрет можно  

рассматривать как некоторую модель мыслительных дейст-  

вий субъекта, реализующих функцию межличностного по-  

знания.  

 

В качестве единицы анализа речевых портретов были  

взяты суждения, подразделяемые в зависимости от того, кто  

в них представлен: субъект познания, партнер (объект) или  

тот и другой одновременно.  

 

В первую группу были отнесены суждения, в которых  

представлен субъект познания: <Я заболел и не мог ходить  

на работу>, <Я плохо решал задачи по математике> и др. В  

них другой человек просто подразумевается. Они задают  

 

39  

STR.40  

определенный смысловой контекст для понимания другого  

человека и его действий. Последние представлены уже в  

последующих суждениях. Например, после первого приве-  

денного суждения в речевом описании идет такое: <Он на-  

вещал меня>. Для того чтобы сказать о партнере и его  

действиях, субъект должен сначала сказать о себе и своих  

действиях. В суждениях этой группы отчетливо прослежи-  

вается включенность в познавательный процесс собствен-  

ных социально ориентированных практических действий  

субъектов.  

 

Во вторую группу были отнесены суждения, в которых  

представлены одновременно и субъект (его действия и по-  

ступки) и другой человек (объект); <Когда меня начали  

критиковать, он встал на мою сторону>, <Если я замыкался  

себе и молчал, он не обижался>. Суждения этой группы  

очень разнообразны. Они различаются не только по содер-  

жанию, но и по тому, насколько дифференцирование пред-  

ставлены в них партнеры. Так, например, в приведенных  

суждениях и субъект, и объект представлены как самосто-  

ятельные лица. В других суждениях они могут быть пока-  

заны как одно лицо (например, <Мы быстро справились с  

заданием>). Наконец, суждения этой группы отличаются  

друг от друга и соотношением партнеров. Это могут быть  

суждения, в которых больше представлен либо субъект (<Я  

предложил ему свою помощь>), либо другой человек (<Он  

обиделся на меня>), либо оба примерно в равной пропорции.  

 

К третьей группе относятся суждения, в которых пред-  

ставлен только другой человек: его действия, поступки и  

свойства личности. Субъект в них представлен в скрытом  

виде. Он и его действия здесь просто подразумеваются: <Он  

все время молчал>, <Он хорошо учится>, <Он отзывчивый>,  

<Он умный>. Эти суждения различаются по уровню обоб-  

щенности: они могут варьировать от максимальной конк-  

ретности (<Он ничего не смог сказать>) до максимальной  

обобщенности (<Он серьезный человек>), а также по тому,  

насколько глубоко скрыто в них присутствие субъекта.  

 

На разных возрастных этапах развития межличностного  

познания соотношение этих суждений меняется. Вместе с  

тем прослеживается высокая представленность суждений  

групп <Я> и <Я - ОН> на всех возрастных этапах. Этот  

факт свидетельствует об органической включенности дей-  

ствий субъекта в процесс понимания другого человека.  

 

40  

 

 

Субъект здесь выступает своеобразной точкой отсчета в  

порождении понятия о другом.  

 

Выявлена закономерность, что с возрастом происходит  

заметное уменьшение суждений, в которых представлен  

субъект, одновременно возрастает доля суждений, в кото-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1526
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь