Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



11 страница


ях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, в то время  

как свои внутренние проблемы супруги перевидят вовне. Нередко .  

в таких семьях господствуют довольно странные односторонние пред-  

ставления, переоценки фактов и обстиятельств, постепенно возникает  

странный фанатизм, приверженность к тем или иным идеям, коллек-  

тивное стремление к реализации целей внутри семьи. У супругов воз-  

никает выраженное усиление чувства "МЫ". Они как бы психологически:  

вооружаются против всего мира. "Круговая оборона" является бессоз-  

нательным камуфляжем душевной пустоты или нарукания сексуальных  

отношений. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное .томи-  

нирование одного из родителей и зависимое, пассивное положение  

другого, вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена  

определенным целям.  

 

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется;  

необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фик-  

сации всевозможных ограничений, к предписании выполнения жестких ;  

СТРВИЛ, которые декларативно объясняются необходимостью заботы о 1  

будущем ребенка. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие;  

к ребенку, черствость одного из деспотов-родителей неудачно ком-  

пенсирутотся гиперопекой и мелочной заботливостью другого.  

 

В семьях по тицу "крепости" любовь к ребенку все более при-  

обретает условный характер, ребенок любим только тогда, когда  

оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Это  

обычно сочетается с увеличением собственнического компонента  

в эмоциональной привязанности родителей. Родители любят не стольк  

самого ребенка, сколько порождаемый семейными позициями навязывав  

мый р"бенку образ "Я". Подобная семейная ртмосфера и тип воспитан  

приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициатив  

ности, иногдаусиливаютпротестные реакции. Фиксируется концентр>  

ция внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, о 1  

приводит к его психологической иэоляиии, вызывает трудности в обШ  

нии со сверстниками. Семья ставит ребенка в противоречивую позицЯ  

ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием межд  

требованиями родителей и окружения и собственным опытом ребенка.-  

Постоянный внутренний конфликт приводит - перенапряжению нервной  

системы ребенка, создает повышенный риск невротического забо."ева->1  

 

,д.1. стабильность путем специфического "тсатяльного" образа жиз-  

Иногна члени семьи разыгрывают друг перед другом спектакль,  

" гда поя семья формируется в один ансамбль, который разыгрывает  

рп окружающими пьесу. В центре внимания такой семьи всегда за-  

мены игра и эффект. Зл.есь что-то говорится, что то делается,  

 

1.0 выражается эмоционально - при всем эом совсем неважно,  

"только, ч какой мере и что в действительности стоит за тем или  

ццЫМ !10Н1.ЯЧ-1-ИОМ.  

 

"Сепейный театр" призван сохранять виш-юсть благополучия и  

додерживать необходимую близкую дистанцию. В обшании детьми заггре-  

ц и поощрения быстро декларируются и также быстро забываются.  

Цасто а "семейном театре" контакт с ребенком, внимание к его жиз-  

щ, заменяются обеспечением особых материальных условий. Родители  

приобретают много игрушек, специальное оборудование для занятий  

детей. Боепитание как бы передоверяется детскому саду, школе или  

другим обшественным организациям. Детям дается "модное" воспитание,  

они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой.  

 

В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое  

отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостат-  

ки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых до-  

стоинств и достижений. Отсутствие подлинной близости с родителями  

формирует эгоистическую напречленность личности.  

 

6. "Семья - третий лишний" - ете один пример дисгармонии се-  

мейных отношений, которые возникают в тех случаях, когда личност- .  

ные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляют осо-  

бую значимость, а родительство бессознательно воспринимается, как  

помеха супружескому счастью. Так бывает при психологической незре-  

лости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личност-  

ного развития к выполнению родительских функций. Так возникает  

отношение к ребенку по типу скрытого неприятия. Часто в контактах  

с ребенком родлтели склониы внушать детям чувство неполноценности,  

вез конца фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Не так  

И редки случаи соперничества между ете молодой матерью и подрастаю-  

№й дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца.  

Детям свойственны мучительные переживания собственной непсиноцен-  

"ости при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. Возник-  

зависимость тяготит взрослых, провоцируется тем самым усиление  

гого отвержения. В таких семьях у детей часто возникают опа-  

чия за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже,  

 

5. "Семья-театр"  

 

тип сечейнух дисгармоний, в котором удер-4  

 

"2  

 

<ременное разлучение ( ними, с трупом адаптируются в л.егсних кол1  

лектийах.  

 

7. Семья с "кумиром" - распространенный тип лисгармокичньх  

семей. Отношения ме.ду членами семьи прчваят к созданию "семейно)  

кумира" тогла, когда воспитание ребенка - "пинитьепнор, что скрец  

ляет супружеские отноиения) коги.а забота о ребенке преерашается  

в единственную силу, способную удержать ро.иитьчеИ друг с другои. ]  

Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенной  

внимания и опеки, завыпенных ожиданий родителей. Многие его по-1  

ступки воспринимаится без должной критики, малейшие прихоти неме  

ленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достои  

ства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит  

ограничению самостоятельности, чеку а значительной ступени спосо  

вует тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшен"  

опеки угрожает разрыву семейной группы. Дети становятся несамо-  

стоятельными, утрачгаается активность, ослаолютия побу1?Л:еник.  

Вместе с этим возрастпрт потребность в позитивных опенках, Дтяи  

недостает любви; стаккновение с вне1ним миром, общение со сдерет.  

никами, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становя  

источником все новых и новых переживаний. Требование признания л1  

ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание  

собственных личностных качеств заменяется негативнкчи сценками  

других, ощущениями несправедливости и яестокостл окружающих.  

 

8. "Семья-маскарад" - порождается несогласованностью жизне  

цедей и планов супругов. Строя свою жизнь вокруг по-разному пон№  

маемых ценностей, "служа разным богам", родители ставят ребенка]  

в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспи<  

ние приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка пр  

стает рваными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание "масО!  

повышает чуаство тревожности. Несогласованность действий родите-  

леЯ, например повышенная требовательность отца при гиперопеке и  

всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление  

его самооценки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной  

способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт  

застойные очаги нервного перевозбуждения.  

 

Описанные типы семейных дисгармоний доказывают сложность  

семейной жизни и глубокую взаимосвязь В"РХ сторон семейного вза  

 

74  

 

дия. Поэтому, если родители обращаются за попошью к психоло-  

ло поводу состояния ребенка, это вовсе не означает, что "слабым  

" д" семейной группы является именно ребенок. Часто проблемы  

 

<-рн;(а просто более заметны. Помочь тетям в таких случаях можно,  

"действуя на всю семейную группу, перестраивая неверно сложич-  

пя стереотипы семейнь-х неблагополучных отношений.  

 

в семгЗной конфликтологии в качестве составных элементов  

.."пункта выделяется объективная кс-фщитнан ситуация - с одной  

 

дроны, и ее образы у членов семейного разногласия - с другой.  

д двяэи с этим американский психолог М.Дойч предложил ссматри-  

д1.ь целующие тесть типов конфликтов. Подлинный конфликт, сушес"-  

яу1э"ий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет чсполь-  

зсвать свободно комнату как кладовую, а муж - ка.к фотолаборато-  

пда), Цпучайный или условный, который легко "ожет быть разрешен,  

хотя 370 я не осознается его участниками (вышеупомянутье супруги  

це зачечалт, что в ломе имеется еще достаточно плошади, на которой  

дегко модно устроить лаборатории или ту же кладовую). Счеианныи  

11.1 я к, когда за "явным" конфликтом скрывается нечто совсем Дру-  

гое (споря из-за свободной комнаты, супруги на. самом деле конфяик-  

туют из-а представлений о рол: жены в семье). Неверно приписанный  

конфликт, когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал,  

выюлия ее же распрряженио, ) котором она уже прочно забыла.  

Патентики (скрытый) конфликт - по тем или иным причинам неосозна-  

ваемое супругами противоречие, которое тем не менее объективно  

с:,1!еетьуиг- И ложный коникт, который существует только из-за  

окибок восприятия супругов, без подлинно объективных причин.  

 

Подлинные причины конфликта весьма "рудно обнаружить и из-за  

лрэтих психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте ра-  

циональное начало, как правило, ослаблено шорами эмоций. Во-вторьх,  

110йиннье причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологи-  

ски защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности  

"мько в виде приемлем.ь< для Я-концепций мотивировок. В-третьих,  

"чины конфликтов могут быть неуловимы из-за так назыраемого  

?йд_круговой каузальности (причинности) семейных отнопеняй, ко-  

Рый достаточно полно проявляется в супружеских конфликтах.  

Здесь чь встречаемся с тремя аспектами межличностнта отноше-  

 

когнитивным (как мы их видим и понимаем), аффективным (как ми  

" и в них относимся) и поведенческим (как мы в них поступаем).  

 

Согласно же закону многоуровпинн круговой инуалыюсги пуиковчм  

моментом конфликта могут быть любь:е звенья панниугой цппи "знания  

эмоции-повеиение", отчего уровень, на котором нозникли райногла-  

сия, и соответственно их причины определить окачунается не так уж  

и просто, ибо вышеперечисленные аспекты мрклично"гни,< отношений  

стремятся к согласование.  

 

Например, на фоне полного взаимопонимания и првкрдсяых взаим  

отношений супруги столкнулись с чисто Енешними труиностями, связа  

ними, например, с рождением первого ребенка. В случае, если груд-Д  

кости эти по своей интснсивносги и длительности превысят некий пв  

роговый уровень, конфликт неизбежно распространится и на другие  

уровни взаимоотношений. .  

 

Исследования психологов (Й.А.Сусьнко) показьшаиг, что семей-  

ные конфликты можно разделить на три группи: пнррап - разногласи  

связанные с различным пониманием прав и обяаанностей в домашнем  

труде и самообслуживйнии; вторая - коникты, подникаатие на баз  

хронического неулоапе1ворения каких-либо потребностей одного или]  

обоих супругов и третш - кошдикти, пчеющие сноим источник! на  

достатки и дефекты воспитания, хйрактсиа супругов.  

 

Разногласия первой 1ур111.1 01Ч10111.ы1ся на расхождениях пред  

ставлений супругов о брачно-гемегных ролях. Вторая группа, несмо  

на свою относительн"о независимость, довольно тесно примкнет к  

группе первой, ибо в наши прецстамения и ожидания тесно вплетен  

.весьма прочные нити наших потрабностй - того, чего мы хотим от.  

себя и от другого (или шш себя от другого). Третья группа кон  

тов покоится на малоночетном основании разной нашей развитости  

личностей, что и пройвпяеч-я и поведения.  

Конфликты основываются на слецующих причинах:  

-неудовлетворенность (-гч-суальннх потребностей одного из  

гов;  

 

- не.удовле1вирениость потребности з ценности и значимости  

"Я" (нарушение чуьстна собственного достоинства со стороны другО  

70 партнера, его прнебрекительное, неуважительное отношение, об  

ю, оскорбления, гкштоянная критика); ]  

 

- неуповлетворенность потребности одного или обоих супругов  

ь положительных эяоцих (пгтстьия паски, нежности, здботы.вн  

мания и понимания, пои/опогическое отчуждение супругов друг от  

яруга, ймоциональния хо.ппность);  

 

- пристрастие одного ил супругов к спиртным напитка , азартным  

р и тому подобным вещам, приводящим к большим затратам денеж-  

 

№,< сре.аств;  

 

- финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета,  

держания семьи, вклада каящого из партнеров в ее материальное  

обеспечение);  

 

- неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаиопод-  

дрдке, потребности в кооперации и сотрудничестве, связанных с раз-  

делением труда в семье, велением домашнего хозяйства, уходом за  

детьми;  

 

- различные потребности и интересы в проведении отдыхай до-  

дура, разногласия в увдечениях и др.  

 

Причин семейных конфликтов сталь же много, сколько существует  

типов семей, в которых можно найти свои собственные болевые точки.  

 

По мнению специалистов отношения старших и младтих членов  

семьи, взрослых и детей строятся по принципу своеобразного круга,  

подчиняются законам взаимопричинности. Характер взаимодействия,  

стиль обшения взрослых и детей:, а также формирутотиеся не только  

ч детей, ни и взрослых личностные особенности образуют замкнутый,  

в некоторых аспектах воспроизводяшийся комплексный цикл. Поэтому  

неверно рассматривать поведение родителей по отношению к детям от-  

дельно от сложной системы всех, в том числе супружеских, отношений  

в семье.  

 

Однако, несмотря на очевидность связи между супружескими  

отношениями и особенностями воспитания ребенка, многие родители,  

обращаясь в семейную консультации по поводу повеления детей, удив-  

ляются, если психйлог затрагивает проблемы супруя-зских отношений.  

И вовсе не случайно, что родителям вначале легко обсущдать тр.ул-  

кости общения с детьми. И только после длительного контакта с пси-  

хсиогом появляется возможность свободнее говорить об отношениях  

в семье в целом, о затруциекиях > сфере супружеских отношений. Это  

"бьясняется многими причинами. Здесь и привычная свобопа, о КОТО-  

РОЙ ми говорим детям даже тогда, когпа что-то п отношениях с ними  

Надувается не так, как хотелось 61., и привычная скованность в  

сужпении проблем взрослой семейной жизни.  

 

Тр.улнпсть анализа су11р.угеских отношений связана еп" п ч им,  

супруги не всегда могут самоптилтпьно осоянать ннутннюм  

"""Їь семейного ичпгополучня, понять источники крпднсн я  

"""гоа супружеских отношений.  

 

проестройке семейных отно-  

 

- --- -  

-- -- :Г:::и" -  

 

:::-- -о  

 

у отношений Делся на три е м<.  

Ї" Їа также экспериньогеское изу-  

" " каор- о-ос-ся -е описание "блогр  

и с <ента ее образования, "анатоя любв  

 

: ::--::-  

 

П-> ""о с пись, .атери  

. сууга, з аваров. Весь это Анализиру  

 

" ихогеской о; суа.и1  

 

" с- в е " -- -  

""" сах себя, своих детей, сво ,""ей портретов  

 

" тод использован при дователи раэра  

"Р"йно-биографи.еского .етояа .о,  

 

- -.": ае - "факторн, о  

".; "менять наибее оборот,  

 

""..ар.они. супрУ- На основе психое"  

з- --  

 

" Т:-- """:о в- "1  

Тоеск.х - б-\",..., где полюс л  

 

с роего, это э.оон- ".ния <еУ  

""" л" "":.." Предполагает  

 

::Р--. з-о  

 

 

I.П"<Ч" ""У "  

 

78  

 

уроь друг к Другу может быть описана в слелуйних понр"и№(:  

апатия-антипатия; П. уважение-презрение; Ш. близость-дальноичь.  

дэнно эмоциональный аспект отношений описывается шкалой "сим-  

"_антипатии". Однако симпатия к человеку не предполагает уважс;-  

я а любовь, по-видимому, следует измерять по шкале "увахение-п.  

ацие" Действительно, любовь одного человека к другому обяза;ел!  

дредполает и уважение. На таком понимании любви основывается,  

цддности наше брачное законодательство, узаконивая равные  

дра супругов и требуя их взаимного уважения.  

 

Таким образом, любовь обязательно предполагает некую сумму  

ддьных "вкладов" от двух осей: симпатии-антипатии и уважения-про-  

зрения. Однако, продолжает свой анализ В.В. Сталин, в анализе любви  

необходимо выделить еше один аспект. Этот аспект описан как "лю-  

бовь к ближнему" и "любовь к дальнему". О первой С.Л.Рубинштейн  

считает, что здесь снимается вопрос о том, к чему и к кому, какого  

орального облика человеку возникает любовь, снимается приверже-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 610
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь