Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



8 страница


явить терпение и настойчивость. Наличие этих качеств - обязательное ,  

условие успешного применения технологии преодоления морального конф  

ликта. Без них даже мудрое моральное решение конфликта не удастся  

воплотить в жизнь.  

 

Описанная модель подхода к решению моральных конфликтов, по су-1  

ги дела, составляет основу технологии их преодоления. Кроме того,  

имеются два ключа для ее овладения. Один из них - это идеология ре-  

шения; Другой - практика решения. В целом же модель подхода к реше-  

нив морального конфликта и два ключа ее использования составляют  

содержание технологии его преодоления.  

 

и. СТРУКТУРНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОН1ЛИНТОВ  

 

Социологические, социально-психологические и психологические  

ипследовения показывачт, что в любом кониикте можно выделить еле  

пую.-п струк.рные и динамические характеристики:  

 

Ду авицкий А.К. Формула интереса. - Мд 19Ы9; Лупьян Я. А.  

Барье: ь "ения, конфликты, стресс. Минск, 1968 Захаров А.И. Как  

пре]1у11ел. ь отклонения в поведении ребенка. - М., 1986} Лиха-  

нов А. ,";. атическая пепагогика. - М., " 6д Сысенко В.А. Супруже-  

ские к 1 кты. - М., 19Ї3; Переведенце .Й. Двое в семейной  

лое -". 19Ы.  

 

50  

 

- стороны (участники) конфликтной ситуации;  

 

- условия протекания конфликта;  

 

- образы (представления) конфликта;  

 

- возможные (предполагаемые) действия участников;  

 

- исходы конфликтных действий.  

рассмотрим эти элементы.  

 

СТОРОН-! конфликта. С точки зрения социально-психологического  

анализа возможны конфликты типа асг-кт (черта или совокупность черт)  

личности -аспект личности, личность-личное"> о, личность-группа и  

группа-груПца. В первом случае мы обычно имеем дело с конфдиктоген-  

цим столкновением отдельных особенностей личности и доведения людей;  

во втором - с -их широкой конфронтацией по поводу своих потребностей,  

мотивов, целей, ценностей и установок; в третьем и четвертом - по-  

добное второцу случаю столкновение личности (- группой или группы  

с группой. Практически все из этих вариантов конфликтного взаимо-  

действия могут встречаться в семейной жизни, .поскольку разногласия  

в ней могут быть связаны с противоречием каких-то характерологиче-  

ских черт, свойств личности и особенностей поведения супругов, на-  

пример недостаточной их совместимостью (первый случай), а также  

противоборством мужа и жены, одного из супругов и семейного нл:"  

друзей и знакомых другого супруга или двух референтных групп и групп  

членства - опять-таки мужа и тени.  

 

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных  

отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно, как родители  

относятся к нему - избегают его, недовольны им, признают его авто-  

номность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет,  

нужен ли он им, значим ли Для них. Ребенок также формирует и свое  

отношение: любит ли он сам-родителей .такими, какие они есть, чувст-  

вует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, из-  

бегает ли он травмирующих отношений с родителями. Содержание его  

осмисяйиия взаимоотношений с родителями проявляется в его высказы-  

ваниях, поступках, настроениях.  

 

Пристально вглядываясь в детей, можно распознать их внутренние  

позиции, установки-. Критериями развития желательной позиции яадя-  

Їтся: а) выраженное переживание удовольствия от обшения с близкими  

людьми; б) ощущение свободы автономности при общении с родителями;  

~-----.______________" . .  

 

См.: Хоментаускас 1.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989,  

 

51  

 

ь) уверенность в своих силах, самодостаточность; г) умение видеть  

свои недостатки и способность просить похоть у окружающих; л) спос  

ность разграничить ошибку, плохой поступок и свою личность как неч  

не своляшееся к отдельному акту поведения. 1  

 

Определенным образом сложившиеся отношения могут помочь ребек  

ку осознать, что он любим, и в то же время способствовать развитию 1  

пренебрежительного отношения к родителям и другим лицам. Такая поз  

ция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой со-л  

циальной среде, мешает соаданию нормальной атмосферы в семье. ЧУВС  

во, что он нелюбим, может постепенно развиваться у ребенка вследс1  

вие эмоциональчой холодности, авторитаризма родителей, их несло  

собности включить детей в обшие дела семьи. Дефицит любви, внимай  

со стороны родителей вызывает у ребенка сильное желание "приблизи  

ся" к отцу и матери. Сперва ребенок своим поведением провоцирует, ]  

чтобы родители обрашали на него внимание. Если ему это не удается  

ребенок стремится принудить родителей считаться с ним. В результат  

он "клпчается в "силовую борьбу" <.которая нагнетает в семье эмо-  

циональное напряжение. Если отношения в семье и дальше не меняйте  

и ребенок все болыпе удостоверяется в своей нелюдимости, онЇчожет  

прибегнуть к актам своеобразной детской "мести". Полностью обесвд  

раженный, ребенок может осмыслить себя как нелюбимого, бездарногоЧ  

и стремиться полностью отгородиться от родителей, других варосли  

 

Условия протекания конДшикта. Характер и осуществление любог  

разногласия сушественно определяются той внешней средой, в котор?  

протекает конфяикт. К сожалению, ее характеристика еше явно недод  

точно изучена социальной психологией и конфликтологией.  

 

Ножно выйелить три важнейшие совокупности условий протекани  

конфликта:  

 

- пространственно-временные (место осушествления противореч  

и время, в течние которого оно должно быть разрешено);  

 

- социально-психологические (моральный климат в конфликту  

группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфро  

ции и состояние участников конфликта);  

 

.- социальные (волаеченность в противоречие интересов раздя  

социальных гругп: семейных, клановых, профессиональных, этничеся  

и национальных).  

 

Образы кон!{ликтной ситуации. Своеобразным опосредуюшим звен  

между характеристиками участников кон ..та и условиями его пр(-  

 

1 с одной стороны, и конфликтным поведением - с другой, высту-  

1"" образы конфликтной ситуации - своеобразные идеальные представ-  

1" (карты), которые включают елелуюшие элементы:  

1 представления участников противоречия о себе (о своих потрвб-  

 

1 >ау возможностях, целях, ценностях и т.п.).  

ост""  

1 Их представления о противоположной стороне (о ее потребностях,  

 

1 озиожностях, целях, ценностях и т.п.).  

1 представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в кото-  

1 протекает конфликт.  

 

1 непременная необходимость анализа образов конфликтной ситуации  

1ддр деляется двумя важными обстоятельствами. Во-первых, именно обра-  

1 а не реальность противоречия сама по себе непосредственно опре-  

1деяцвт конфликтное повеление. Во-вторых, существует реальное и эф-  

1 фективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих обра-  

1 зЬв, которое осушествияется посредством внешнего воздействия на  

1 участников конфдикта.  

 

1 Возможные действия участников конфдикта. Этот важный алемент  

) структуры противоречий, к сожалению, мало разработан в социально-  

психологической теории. Однако для несколько упротенного ("приклал-  

1 него") анализа противоречий впояне достаточным будет использование  

1 трех оснований для классификации конфдиктных действий: характер  

[действий (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень  

1 активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие -  

1 ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим  

[лицам, на самого себя).  

 

1 Исходы конДтиктных действий. Любое нонфдиктное действие (и кон-  

1 ф1икт в целом) может иметь четыре основных исхода:  

Полное или частичное подчинение другого.  

Компромисс.  

Прерывание конфликтных действий.  

Интеграция.  

 

Возможна, видимо, и другая интерпретация конфликтных действий -  

"Ї""" зрения достижения с их помощью либо превосходства над парт-  

РО", либо, наоборот, подчинение ему (с любыми дальнейшими цеяя-  

о постижения относительного равновесия.  

 

д Динамике конфликта, т.е. его протекания  

процесса, социальные психологи вь-ляют четыре основные стадии  

 

протекания противоречия: возникновение объективной конфликтной си-  

туации, осознание объективной конфдикткой ситуации, переход к кон  

ликтному поведению, разрешение конфдикта.  

 

Возникновение объективной конфликтной ситуации. Естественно,  

что любой конфликт порождается объективным противоречием, которое  

традиционно в условном виде представляется следующим образом. Стод  

ны А и Ъу оказываются участниками объективной конфликтной ситуащ  

если стремление Ат к достижению некоторого желаемого ии состояния  

объективно препятствует достижению Ь) желаемого им состояния Г и 1  

наоборот (В и Г могут совпадать, а АиБ могут бДь сторонами оди  

II той же личности - в этом случае речь будет идти о внутриличност  

конфликте, когда душа человека раадирается на части противоположн  

ми влечениями или желаниями). Объективная конфликтная ситуация д.  

ко не всегда сразу же опознается людьми, и ЭТУ стадию противореч  

можно назвать "стадией потенциального конфликта".  

 

Осознание объективной конфликтной ситуации. Именно с осозна  

ем противоречия конфликт становится реальностью, ибо только восгц  

тис ситуации как конфликтной и порождает соответствующее поведеи>  

(из этого, кстати, следует, что противоречие может бить не тсяып  

объективным, т.е. реально сушествуютимно и субъективным, мнинч  

только лишь восприклмаемим таковым). Существуют слелутапие вариай  

соответствия между объективнчм и субъективным в конфликтной сищй  

 

1. Адекватно понятый конфликт. Здесь налицо объективная ко  

ьая ситуация, и стороны правильно ее понимают, л  

 

2.. Неадекватно понятый конфликт. В этом случае объективная  

ликтная ситуация также налицо, и стороны воспринимают ее как тва)  

вуп, но с теми или иными отклонениями от реального положения 881  

 

3. Непонятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация сзД  

вует,,но она не воспринимается как таковая потенциальными оппоЩ  

тапи. .  

 

4. Ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсуй  

РТ, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные, а  

 

Переуод к конфликтному поведению. Осознание объективной к<Я  

пои ситуации, как правило, сопровождается переходом к конфликт  

попелени1" - действиям, направлентм на рлирование достижения  

"ивопйпожной стороной ее стремлений, целей и нарений. Весьма  

"(ственнгм "десь является то, что и действия, пр:члринимаеиые Д  

пояентаяк, также должны ими.гбэнаваться как именно конфдиктмЙ>  

 

м поведение нельзя обозначить как конфликтное.  

иначе >  

" действия по поводу противоречия необязательно выст/пают слелст-  

 

осознания объективной конфликтной ситуации - может быть и так,  

действия А по отношению к Б становятся Для А средством снять  

тленнее напряжение. И в этом случае внутриличностный конфяикт  

одит во внешний, межличностный.  

 

Стадия конфликтного поведения неизбежно связана с обострением  

"цонаиьного тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестаби-  

ддией. Однако действия участников выполняют в то же время и  

оеобразцую познавательную функцию, когда эскалация и развитие конф-  

,д,а приводят к более глубокому, хотя и далеко не всегда более  

дцному пониманию ситуации.  

 

Разрешение конфликта. С учетом сказанного, по-видимому, ясно,  

до разрешение конфликта возможно как за счет изменения объективной  

дифдиктной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, на-  

цяеетвуютих У оппонентов. Разрешение это может быть как частичным  

((когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту  

лается) и полным (здесь конфйикт устраняется и на уровне внешнего  

ведения, и на уровне внутренних побуждений). Возможны такие вариан  

1 его разрешения:  

 

Псиное разрешение на объективном уровне за счет преобразования  

активной конфликтной ситуации, например пространственное или со-  

аьное разделение сторон или предоставление им дефицитных ресур-  

отсутствие которых и привело к противоречию.  

 

Частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразо-  

1я объективной конфликтной ситуации в направле"ии создания неза-  

фесованности в конфликтных действиях.  

 

Полное рарепвние на субъективном уровне за счет кардинального  

рвения образов конфликтной ситуации.  

 

Застичнор ряарйшйния на убт.йитиннпи урпнно за счет ОГранИЧОН-  

но достаточно для временного прекращения противоречия измене-  

Їбразов конфликтной ситуации.  

 

ковы в представлениях социальных психодогов структурные и  

веские характеристики конфликтов. Однако описанный выше поря-  

ия противоречия не следует считать непреложныч: так,  

> Разрешение конфликта может наступить сразу же за его аос-  

Следует учитывать также и возможности перехода конфликта  

 

55  

 

из одной формы в другую: например, внутреннее противоречие может  

перейти во внешнее и, наоборот, в случав частичного разрешения пр  

"иворечия внешне пресеченный конфликт может стать внутренним. Точ  

так же ложный конфликт может превратиться в подлинный, а подлиннь  

в ложный, когда уже после устранения противоречия стороны "по пр1  

вычке" конфликтуют друг с другом (иногда на протяжении многих летд  

 

Проиллюстрируем основные структурные и динамические элеменччЗ  

конфликта примерами.  

 

В романе Л.Толстого "Анна Каренина" представиен узел разнос  

им конфликтных ситуаций представителей высшего света эпохи XIX  

 

Жена крупного чиновника Каренина, Анна, казалось бы, удовл<  

рена своей жизнью. У нее семья, сын. Сама Каренина - жеилина об<  

ная, умная, общительная: "Все в ней гармония, все диво, все вши  

ра и страстей. .. "  

 

Но вот случайная встреча с Вронским, и в ее жизнь впервые 41  

вается любовь. Разрушаютая .привычные отношения и связи. Анна не.З  

пит обмана и не желает скрывать от окружавших пришедшее к ней с  

всепоглошаюшей любви. Однако общество не протает такого нарушен  

внешней благопристойности и возводит вокруг Карениной стецу ост  

ления. Не находит Каренина счастья и спокойствия и с любимым,)  

янные ссоры приводят к разрыву между ними. В финале - Анна бро  

ся под поезд: "Мне отмшенье, иаэ воздам".  

 

Главный конфликт романа - стремление героини бороться за  

юбовь наперекор обшественному мнению.  

 

Анна не захотела лгать (хотя бы для вида) и поддерживать ц  

супружеский союз, лишь формально закрепленный дарковью. Любовь  

крыгает ей всю фалыл навязанного восемь лет назад супружества.  

увипела своего мужа бездушным, самодовольным, эмоционально тя  

"... он восемь лет душил мою жизнь, душил всё, что было во мн  

Каренин не лает Анне развода и тем самым .лишаете ее <  

 

вого...  

 

ринских забот о сыне.  

 

ТЙНКИ, яз"тч>.  

 

Бетой Тверская отказывает ей от лома; злювая Картасова  

вает скандал, едва Анна появляется в боседней с ней театраль  

же. Отвернулись знакомые, лаже близкие... Не стало простого ч  

вечского общения; йет у Анны ни дел, ни язанностеЙ. Остаяо  

ччбовь - настояшая, сильная, но... больше личего!  

Любовь... В ней бывают свои приливы, отливы, разного р  

ушибы, которым в обычной обстановке люди не  

 

56  

 

значения, - в обычной, "т.е. в той, где, кроме любви, сушест-  

ЇЇ" оазные дела, обязанности, заботы. Окруженная всевозможным ком-  

 

оц Анна ни дела, ни обязанностей, ни забот не имеет. У нее есть  

дибовь. Отсутствуют обычные человеческие заботы, отсутству-  

ойцтение. В таких условиях каждая черточка в отношениях с Врон-  

им катаий ньюанс общения становится единственным предметом, за-  

я1д"1цм лчь и рождающим сомнения, переживания. Не пришел, когда  

драдея прийти? - Значит, больше не любит! Приезжает от матери  

первой же посланной записке - любит по-пржнему! Предупреждает,  

,дДя до вечера не ждала? - Все ясно: разлюбил и хочет отделаться!  

и так на каждое его слово, жест, движение: любит - не любит, взлет -  

дддение, жизнь - смерть. Хочется удержать упреки, а они против воли  

овутся наружу. Хочется скрыть ревность, она выпивается недостойными  

сценачи. Преувеличенное восприятие каждой мелочи в отношениях с Врон-  

до неоправданные упреки, ревность.  

 

Виноват ли Вронский в смерти Карениной? - Он, несомненно, любит  

Анну. Но понять ее, понять эти взлеты и падения, упреки и объяснения  

по каждой мелочи не может, потому что, кроме любви, живет обычной  

человеческой жизнью: появляется в обществе, посещает родных, друзей,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 848
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь