Д. Хиллман, основные юнгианские понятия, идея и природа личности.

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 3414



Д. Хиллман, основные юнгианские понятия, идея и природа личности.
Индивидуальность.



Юнг пишет: . В конце своего позднего эссе о положении современного человека он задает риторический вопрос о реакции человека на угрозу светопреставления: . То, что случится с индивидом и миром, в огромной степени зависит от индивидуальной личности. . .
Индивидуация.



Юнг сформулировал понятие для обозначения процесса личностной реализации, понятие, . Еше более проще он называет сам процесс, с помощью которого человек . Индивидуация - опорный теоретический конструкт или видение, из которого произрастают богатые побеги других идей, связанных с личностью. Юнговская теория не задается вопросом: - как сущность, требующая определения и объяснения. Прежде всего эта теория в своем вопросительном подходе прагматична и динамична, и вопрос в ней ставится так: ? Сама личность дана вместе с психической реальностью спрашивающего, так что идея личности представлена как само собой разумеющееся в ощущении , как отличное от абстракции или вещи, и как организация этого бытия в качественно отличную единицу. (индивидуация это процесс дифференциации, означающий . Там где философы и богословы объясняют сущность личностного бытия на своем метафизическом языке, а эмбриологи и генетики стремятся выяснить происхождение личности на своем естественно - научном языке, юнговская гипотеза пытается представить это личностное бытие и его дальнейшую судьбу психологически.
Ценность.



Часть такого представления осуществляется в терминах ценности. Один из способов придать личности ценность - это связать ее с трансцендентными факторами, в особенности с Богом. Поступая таким образом, юнгианская идея личности вписывается в греческую, римскую и иудео-христианскую традиции. Любая личность является потенциальной самостью, воплощающей и отражающей нечто большее, нежели она сама. Она не самодостаточна, а прибывает в связи с другими - другими людьми и , не являющимися по сути личным и имеющим вообще не-человеческий характер. Само слово в переводе с греческого означает (persona), подразумевающую маску, сквозь которую проглядывает нечто трансцендентное. Без этого , стоящего на заднем плане эго-сознания (независимого от него), но делающего личное сознание возможным, не могло бы быть ни индивидуализированной личности, ни субъективного центра, с которым связаны события и переживания. Это внутреннее убеждение в самом себе как личности Юнг называет также , или . Клиническое состояние, называемое деперсонализацией, как раз и демонстрирует то, что имеет в виду Юнг. То есть, может произойти утрата личной реальности и идентичности при том, что все другие функции эго - восприятие, ориентация, память, ассоциация и.т.д. - остается в целостном, незатронутом виде. Деперсонализация указывает, что ощущение личности, сама вера и убежденность в собственной реальности как индивида зависят от некоего фактора трансцендентального эго-личности, выходящего за рамки ее чувственной и волевой сферы. Иногда Юнг называет этот фактор, от которого зависит индивид, . Этот термин может быть использован при описании реальной действительности и при описании ценности. Я предпочитаю последнее.
Самость.



Самость у Юнга относится к: а) самому полному развитию индивида; б) переживанию наивысшей ценности и силы за пределами своих собственных границ, т.е. опыту трансцендентного и потустороннего. Такие переживания и образы огромной ценности и мощи традиционно получали наименования божественных. Давая такое двойное значение - персональное и трансцендентальное, - Юнг предполагал, что каждый человек по определению связан с чем-то трансцендентным, или даже обладает трансцендентной высшей ценностью, выходящей за пределы его эго-личности. Эот придает значимость всем проявлениям человеческой природы. Даже самые недостойные состояния имеют более широкое значение и не сводятся к обычной человеческой провинности, поскольку они указывают на трансцендентно коллективные, архетипические и не свойственные человеку факторы. Двойное значение самости предполагает также, что личность не может быть понята одним только личностным подходом. Глазу необходимо фокусироваться на безличном, внелюдском заднем плане. Зло. Этот задний план не является однозначно положительным. Внелюдское означает не свойственное человеку. Личность в равной степени отражает беспорядок, разрушение, теневые ценности. Эти силы столь же эффективны в психологическом смысле, сколь творчески конструктивны по сути, поэтому они воспринимаются как реальные. Позиция Юнга по отношению к местоположению зла в личности совершенно не моралистична, даже в религиозном контексте. Это отличает его аналитический подход от других психологий, которые моралистичны, но не религиозны. Поскольку индивидуальная личность всеценна, постольку в ней заключены все ценности - сознание, совесть, жизнь, значение, душа, равно как и разрушительность и зло, - работа с индивидами (другими или с собой) остается наиболее важным видом деятельности.
Религия.



Религиозные аспекты личностной теории Юнга проистекают отчасти из его склада ума, а отчасти из представлений практической и исследовательской работы. Суть их в том, что религия конституционно основана на личности и является не большей иллюзией, чем сексуальность. Далее, те религиозные метафоры, которые он использует, отличают его стилевую особенность придавать ценность психическим фактам, точно так же, как другие психологи выстраивают свои системы ценности, используя другие виды трансцендентных метафор, такие, как , , , и др. Юнговский религиозный язык ни в коем случае не означает какого-либо ортодоксального символа веры, принадлежности к церкви или соблюдения обрядов.
Психическая реальность.



Тот действительный мир, в котором обитает личность, является психической реальностью. У Юнга получает совершенно иное определение, чем у Фрейда, где само слово относится главным образом к тому, что является внешним, социальным и материальным, и где психическая реальность является убедительной только в сфере неврозов и психозов. Юнг заявляет: . А в душе работают все вообразимые вещи - ложь, галлюцинации, политические лозунги, старомодные научные идеи, суеверия, - эти события реальны вне зависимости, истины они или нет. Многие другие сознательные события - добрый совет, исторические факты, эстетические предписания, психологические истолкования могут не получить никакого ответа в психической глубине и оттого будут считаться нереальными, неважно насколько они соответствуют истине. Образы фантазии. На самом базовом уровне психической реальности располагаются образы фантазии. Эти образы представляют первичную деятельность сознания. Такая текущая фантазийная деятельность, как жизненный процесс, согласно Юнгу, не может быть объяснена в виде и является непрерывным творческим актом - посредством фантазии . Юнг опровергает известную теорию, утверждающую, что реальность по своей природе является внешней, образы - отпечатки внешних изменений, а фантазии - разрушенные или искаженные впечатления. Он также открещивается от коллег-психоаналитиков, придерживающихся убеждения, что фантазия замещает реальность. Фантазия и ЕСТЬ реальность, она творит реальность, придавая ей инстинктивную убежденность( Сантаяны) в той области опыта, в реальности которой мы убеждены. Творя реальность в тех формах и понятиях, в которых мы фактически постигаем мир, формулируем его и с которым взаимодействуем, фантазия является свидетельством негэнтропической активности сознания. Образы являются единственной реальностью, которую мы постигаем непосредственно; они представляют первичное выражение разума и его энергетической работы, о которой мы не ничего за исключением тех образов, которые он поставляет. Когда мы воспринимаем образ фантазии, то всматриваемся, ища разумное в инстинктивном, узревая само либидо (.
Инстинкт и архетип



Первичность образов означает, что они представлены в области познания, инстинктивная деятельность которого осуществляется на аффективно-волевом уровне. В области сознательного разума инстинкт воспринимается в образной форме. В сфере поведения образы проявляются в инстинкте. Поведение всегда является разыгрыванием фантазии, а фантазия - это не просто нечто, происходящее приватно в самой голове, она есть воспроизведение самой себя в поведенческом действии, в поступке. Психические и бихевиориальные события суть разные, но неделимые явления. Одно не является сублимацией другого, поскольку они сосуществуют вместе. Представить себе инстинкт независимым от образа-паттерна значит сделать его слепым, а понимать образы независимыми от инстинкта означает лишать их жизненности и настоятельности. Воображение тогда сделается сублимированной роскошью, а не инструментом выживания. Принцип, организующий феномен образности, принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими паттернами и привычными свойствами - универсальностью, типичностью проявления, регулярностью, постоянной повторяемостью на протяжении многих веков - Юнг называл . Те же самые качества присущи и инстинкту. Энергия архетипа инстинктивна, поскольку архетип по своей сути есть инстинкт; архетип есть инстинкта, его значение или, как выразился Юнг, его . Эта юнговская аналогия взята из животного поведения. Юнг предположил, что любой врожденный запускающий механизм (или инстинкт) одновременно и организован в паттерн, и вовлечен в образ фантазии, образ, который либо является , либо непосредственно представляет саму цель. Инстинкт дает сбой в случае расстройств в образной системы. Юнг определяет инстинкт как , которая настоятельна и непреодолима, унаследована, рефлексивна по своему характеру, единообразна, регулярна и бессознательна. Среди инстинктов наличествуют такие, которые следуют специфическому принципу порядка, значения и целеполагания. ЭТО И ЕСТЬ АРХЕТИПЫ. Психическая жизнь индивида управляется ими. Идея архетипа весьма плодотворна для психотерапии. Поскольку фантазия никогда не является обрывком нереальности, поскольку она выражает архаические эмоциональные и творческие аспекты личности и является первичной реальностью человека, то фокусируясь на фантазии, мы прикасаемся к тому, что реально работает в душе. Качественные преобразования в фантазии, такие, какие наблюдаются в длительных сериях сновидений или медитативных упражнениях, представляют архетипические преобразования, управляющие личностью и являющиеся ее природной основой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Интеграция; Integration
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Самость; Self; Selbst
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Либидо; Libido
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Мораль; Morality; Moral
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Реальный, реальность; real, reality
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Медитация; Meditation
  • Эго; Ego; Ich
  • Васильева Н.Л.. Удовлетворение в фантазии или ориентация на реальность? К вопросу о динамике переноса в детской психотерапии
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Эго; ego
  • Эго-комплекс; отцовский и материнский комплексы; архетипические образы и констелляции, как факторы создающие конфликт и формирующие невротический тип личности
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Символ; Symbol
  • Инстинкт смерти; Death instinct; Todestrieb
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Идея; Idea; Idee
  • Индивидуация; individuation
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Хиллман Джеймс - Архетипическая психология
  • Психоид; Psychoid
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Финальный; Final
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Имаго; Imago
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Фрейд З. Введение в психологию.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь