Д. Хиллман, основные юнгианские понятия, идея и природа личности.

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 3419



Парциальные личности собраны под именами тени, персоны, эго (герой), анимы, анимуса, пуэра, сенекса, трикстера, великой матери, многозначительного животного, целителя, божественного дитя, самости. С одной стороны, это имена архетипов, т.е. типичных персонажей мифов, искусства, литературы и религии во всем мире. С другой стороны, это типичные фигуры сновидений, семейных ролей, личных эмоций и патологий, структурирующих наше поведение. Их можно обнаружить повсюду, где человеческое воображение разрабатывает свои собственные продукты от религиозных догм до галлюцинаторных верований, от искусства до галлюцинаторного психоза. Эти фигуры являются примером того, как каждая личность может решать, когда та или иная парциальная личность будет доминировать в общем раскладе, и они же представляют точки зрения или позиции, управляющие нашими идеями и чувствами относительно вешнего мира и нас самих. Конечно, все они со своими вариациями сразу не возникают, так что дело не в запоминании самого с тем, чтобы знать психологию личности. Но дело, по мнению Юнга, в признании тог, что личность архетипически обусловлена, или, что личность является диалектической сценой, на которой на протяжении всей человеческой жизни многие воображаемые персонажи разыгрывают свои роли, вступают в связи и договариваются друг с другом. Существуют более подробные работы, исследующие большинство упомянутых фигур, их феноменологию и патологию.
Возьмем в качестве примера тень. Этот образ любых сторон личности, которой я мог бы стать. В моих сновидениях он может быть братом, школьным приятелем, которым я завидовал или которых боялся, изгнанник, пария или человек, пользующийся успехом, или коллега по профессии, чьи черты мне не симпатичны, но очень близко напоминают мои. Из-за моей тождественности с личностью, которую я называю , тень всегда появляется в виде образа более низшего или худшего по качеству и отвергаемого обществом. Развитие одной парциальной личности, эго, в тоже самое время сопровождается строительством ее тени. Развитие эго в нашей культуре проходит через выбор между хорошим и плохим, правым и неправым, нравящимися и несимпатичным. Плохое , неправильное и несимпатичное неизбежно оказывается в тени, становится ужасным. Вскорости подавленная сторона вытесняется; архетип тени, обладающий в потенции разрушительной силой, или , активируется негодными импульсами повседневной жизни. Чем более правым я делаюсь, тем больше тень насыщается противоположными мотивами, доходя до крайности доктора Джекила и мистера Хайда. Поскольку тень является фигурой архетипической, а не просто ширмой для подавления, то она выступает живой личностью со своими намерениями, чувствами и идеями.
Сохраняя невинность и собственную правоту в эго-сознании, я задвигаю тень во мрак, которому она принадлежит архетипически, как дьявол изображению ада или преступник ночной фантазии. Из тех же соображений она возникает в снах в образах гетто, в виде нищих, инвалидов, калек или больных. Она появляется также в образах властных политиков, мошенников-гуру, уличных бандитов или людей с темной кожей (кавказкой национальности). Достаточно легко увидеть, как проблемы в обществе могут быть переадресованы непосредственно к индивидуальной парциальной личности.
Тень также определяет дальнейшие скрытые мотивы в планах; схемы профессионального роста, отвратительные злобные сплетни, распродажи, - все, лежащее за пределами наших честных намерений и вопреки последним. Хотя описал ее в терминах этики, тень может с равным успехом нести на себе и любой несовместимый с сознательной установкой личностный аспект - неизжитую сексуальность или дикарство наряду с неизжитыми потенциальными достижениями и культурной чувствительностью. В особенности следует отметить представление тенью образов патологии: садизма, ипохондрического недовольства или любого из многочисленных психотических синдромов, отражающих в искажении общую структуру личности.
Психотерапевтическая работа не может избежать встречи с тенью. Цель юнгианской терапии заключается во взаимном приспособлении двух братьев - эго и тени - и в релятивизации их предшествующих антагонистических установок, высвечивании темноты и затемнения света. Однако тень никогда полностью непреодолима, сколь много ни достигали бы мы в раскрытии своего потенциала или в укрощении деструктивных и недоброжелательных аспектов человеческой натуры. Тень - особенно подходящее понятие для понимания трудностей, могущих возникать между доктором и пациентом. Они могут взаимно проецировать тень друг на друга, так что в результате один всегда останется сильным, здоровым и знающим, а другой - слабым, саморазрушительным и неполноценным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Эго-комплекс; отцовский и материнский комплексы; архетипические образы и констелляции, как факторы создающие конфликт и формирующие невротический тип личности
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Интеграция; Integration
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Самость; Self; Selbst
  • Эго; ego
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Фредерика Перлза
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Индивидуация; individuation
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Глубинный и поверхностньй; deep and superficial
  • Медитация; Meditation
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Мораль; Morality; Moral
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Расщепление; Splitting; Zerspalten; Zersplittern
  • Филиппова Тамара Павловна. Дружба
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Штейнер Е.С. О ЛИЧНОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ЯПОНИИ И КИТАЕ, ХОТЯ, СТРОГО ГОВОРЯ, В ЯПОНИИ И КИТАЕ ЛИЧНОСТИ НЕ БЫЛО
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мана-личность; Mana-personality; Mana-personlich-keiten
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь