Кучера Илзе., Шэффлер Кристина. Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 17496

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

После того, как все заместители расставлены по своим местам, я сознательно вхожу в расстановку (или энергетическое поле расстановки) и сознательно снова из него выхожу. Пребывание в поле помогает мне почувствовать следующий и/или разрешающий шаг. Выходя из поля, я даю возможность подействовать на себя целому. Во время расстановки я очень внимательно слежу за вербальной и невербальной реакцией заместителей в их ролях: «Мне хорошо», «Я чувствую себя лишним» и т. д. В зависимости от их высказываний осуществляются перестановки. Берт Хеллин-гер описывает состояние терапевта во время расстановки как «полную включенность и абсолютную отстраненность одновременно». Терапевт должен очень хорошо знать самого себя, чтобы не привносить в расстановку собственных проекций, переносов и представлений о ценностях. Общественные условности не играют в семейной расстановке никакой роли,
60
значение имеет только то, что «укрепляет и поддерживает любовь».
Семейная расстановка всегда базируется на правилах связи, порядка и баланса. Поэтому основным вопросом для меня является следующий: «Где был прерван естественный поток любви?» Я использую эти правила как фон, как схему, от которой я в любой момент могу отойти, чтобы последовать за новыми индивидуальными феноменами. Открытость по отношению к неожиданным вариантам развития имеет для меня то же значение, что и правила связи, порядка и баланса. В процессе расстановки важно показать весь трагизм переплетения и дать ему достаточно места. После того, как переплетение стало очевидным, можно начать двигаться в сторону решения. Демонстрация всего процесса в целом вызывает у клиента настолько глубокий отклик, что он оказывается способен принять и претворить это решение в жизнь.
Пятнадцать лет назад, начиная работать методом семейной расстановки, Берт Хеллингер расставлял только решения, не демонстрируя приведшего к ним процесса. Во многих случаях такие расстановки не имели никакого эффекта. Тогда он понял, что необходимо представлять весь процесс переплетения и высвобождения, чтобы душа клиента могла идти вместе с ним.
Во время семейной расстановки я постоянно задаю себе вопрос: «Каким могло бы быть решение?» Это не означает, что я привязываюсь к какому-то одному решению. Напротив, в ходе расстановки проявляются разные варианты решения, которые я проверяю с помощью заместителей. Если клиент предполагает, что у его матери до отца был другой партнер, то в систему матери ставится его заместитель. По реакции участников расстановки можно определить, насколько это предположение соответствует действительности. Открытость по отношению ко всем происходящим в расстановке процессам является важной предпосылкой успешной работы, в то же время именно она делает ее столь трудной.
Если клиенты активно вытесняют чувства, я часто эмоционально включаюсь в происходящее. Иногда я даже начи-
61
наю плакать, когда на самом деле эти чувства должны были бы испытывать клиенты. Мои слезы — не следствие сопереживания, а выражение перенятого чувства, которое не может или не хочет испытьшать клиент. Подобная эмоциональная реакция стала для меня своего рода показателем вытесненных чувств.
Меня часто спрашивают, как я нахожу фразы, отражающие переплетения, и фразы, из них высвобождающие. Возможно, это интуиция. Мне кажется, они приходят из большого опыта, накопленного мною в течение психотерапевтической деятельности и жизни. Однако и у меня бывают в расстановках ситуации, когда я не могу продвинуться дальше. Тогда доминирует чувство: «Я не знаю, что делать дальше, решения нет». В такой ситуации у меня есть два варианта. Я могу поддаться этому чувству и сказать: «Думаю, решения тут нет». Часто в тот момент, когда я соглашаюсь со своей «неспособностью» найти решение, оно обнаруживается. Откуда оно приходит, я не знаю. Второй вариант — это ждать. Я жду и сознательно вхожу в поле между основными заместителями. В поле я чувствую динамику и вместе с тем возможное решение.
Переносы при поиске решений
Впервые феномен переноса был описан Зигмундом Фрейдом. Перенос означает, что мы переносим свои чувства и поведение по отношению к отцу или матери на других мужчин или женщин. Этот феномен наблюдается в основном (но не только) по отношению к начальникам и авторитетным для нас лицам, таким как учителя, врачи и терапевты. Разумеется, я сталкиваюсь с этим феноменом и в семейных расстановках. Злость, которая возникает у клиента по отношению к терапевту, зачастую берет начало в отношениях клиента с матерью или отцом. Как правило, ожидания, направленные на мать (то есть притязание на любовь, внимание и защиту), больше, чем ожидания, направленные на отца. Эти
62
притязания редко бывают удовлетворены, поэтому в том, что касается переноса, с терапевтом, олицетворяющим мать, клиенты ведут себя иначе, чем с терапевтом, олицетворяющим отца. Отцы скорее признаются как авторитеты, поэтому клиенты с большей легкостью принимают их предложения, указания и рекомендации по поведению.
Опыт научил меня тому, что феномен переноса можно с большой пользой применять в семейной расстановке. Это наглядно показывает история Гитти (см. с. 81). В этом случае лояльность к судьбе матери была настолько сильна, что для клиентки было невозможно почувствовать злость на мать. Однако в переносе матери на меня, терапевта, ей вполне удалось ощутить злость и благодаря этому несколько отделиться от матери. То есть я невольно оказалась заместительницей матери Гитти, став как терапевт-«мать» объектом для чувств клиентки, которые она перенесла с матери на меня. Так Гитти получила шанс на решение.
Перенос всегда происходит спонтанно. Мы можем обходиться с ним по-разному. Если во время семейной расстановки я замечаю, что клиент начинает переносить на меня свои чувства к матери, я предлагаю ему включить в расстановку мать. Такая стратегия позволяет мне прекратить перенос и направить чувства клиента «по адресу». Иногда это оказывается невозможно, например, потому, что клиент не желает отказываться от переноса и упрекает меня: «Все совсем не так. Тут речь не о моей матери, а о вас!» В подобных случаях мне приходится искать другой путь. В ситуации с Гитти я позволила ей выразить злость, прекрасно понимая, что речь идет о ее отношениях с матерью. Благодаря тому, что я серьезно отнеслась к этому чувству, Гитти впервые получила возможность его выразить. В конечном итоге результат, пусть даже основанный на переносе, оказался настолько позитивным, что я могу только советовать терапевтам с этим работать.
ОБРАЩЕНИЕ С СИМПТОМОМ
Болезнь и симптом
Поскольку моей основной задачей как врача, в том числе и в психотерапии, является работа с больными, у меня возник вопрос: «Как можно использовать метод семейной расстановки специально для лечения болезней и симптомов?» Оказалось, что «на роли» болезней и симптомов так же, как и на роли людей, можно выбирать заместителей и расставлять их. Роль симптома или болезни (например, рака) абстрактна, и, кроме собственных ощущений в роли, заместителю опереться не на что. Удивительно, но человек, замещающий симптом, испытывает ощущения и эмоции точно так же, как и в любой другой роли.
Симптом как выражение любви
Как уже говорилось в четвертой главе, в своей болезни или симптоме пациент может найти некий индивидуальный смысл. Позитивная интерпретация постоянных простуд могла бы звучать так: «Мне нужно уделять себе больше времени». Это позволяет разорвать порочный круг: «Нет времени, совсем не отдыхаю, все всегда только для других...» и т. д. Однако подобные позитивные интерпретации действуют не всегда, прежде всего они оказываются бессильны в случае более глубоких проблем. В семейной расстановке я рассматриваю болезнь и симптом как выражение любви, причем любви связующей. Эта форма любви всегда бессознательна, и именно поэтому ее можно осознать благодаря семейной расстановке.
В трансе на тему символа я провожу с клиентами одно простое упражнение. Я прошу их найти символ для своего
64
симптома. Если этот символ представляет собой нечто приятное, например цветочную поляну, то он не вызывает у клиента негативных эмоций. То есть он чувствует себя комфортно в своем переплетении, а соответственно, и со своим симптомом или болезнью. Для меня, как терапевта, это означает, что любовь к системе здесь сильнее желания выздороветь. Одно только внимание к символу позволяет мне избежать множества окольных путей в поиске решения. Если выбранный символ опасен и внушает страх (например, скелет), значит, клиент стремится найти решение. В этом случае важно, чтобы он допустил в себе любовь к этому «страшному», не зная даже, кого или что оно олицетворяет. Я прошу клиента внимательно посмотреть на символ и «дать ему то, что ему нужно». Как показывает практика, это всегда любовь и признание. Если пациенту удается дать в душе место этой любви и связанным с ней чувствам, это уже первый шаг к выздоровлению.
Признание того, что симптомы являются выражением любви, позволяет мне намного более конструктивно подойти к той или иной истории страданий. В результате любовь, в том числе и любовь терапевта, становится понимающей.
Симптом как индикатор решения
Существует два варианта использования заместителя симптома в расстановке. Первый вариант диагностический, он позволяет узнать подлинный «адрес» симптома. Когда в расстановке заместителя симптома ставят к семье отца или к семье матери, он совершенно определенно чувствует, где ему комфортнее всего и, соответственно, где его подлинное место. Знание этого очень помогает в диагностике, так как позволяет определить направление дальнейших поисков.
Во-вторых, заместитель симптома является индикатором решения. Если в расстановке было найдено правильное решение, он всегда говорит: «Теперь я лишний, я больше не нужен, я могу уйти». Всякий раз, когда заместитель симпто-
65
ма произносит эти или аналогичные слова, я могу быть уверена, что решение мы нашли.
Мне вспоминается один клиент, который всю жизнь подозревал, что он не родной сын своего отца. Он предполагал, что во время войны у его матери был любовник, который и был его настоящим отцом. В семье на эту тему никогда не говорили, а в ответ на расспросы мать отвергала все его подозрения. В расстановке предположение сына подтвердилось. Сначала я поставила симптом к семье отца, но там не нашлось такого места, где бы он почувствовал себя лишним. Тогда я поставила симптом рядом с матерью и последовала за гипотезой сына, то есть включила в расстановку заместителя другого мужчины. После чего заместитель симптома сказал: «Теперь я могу уйти». Так что решение было ясно.
Опираясь на собственный опыт проведения расстановок с участием заместителей симптомов, со временем я отошла от классического стиля проведения расстановки. Теперь я часто прошу заместителя симптома свободно передвигаться по помещению, следуя только своим внутренним импульсам*. Когда он занимает новую позицию внутри расстановки, я спрашиваю его об ощущениях на этом месте. Заместители симптомов и болезней ведут себя точно так же, как заместители в четко обозначенной роли, например, отца, матери или брата. В расстановках можно наблюдать, что симптом принадлежит к системе семьи ровно столько, сколько семья в нем нуждается.
Бывают симптомы и поведенческого характера, как в случае мужчины, который пришел в группу в связи с «отсутствием успехов в работе». Выяснилось, что в профессиональном плане его отец был таким же неудачником, за что его презирала жена. Я расставила клиента, его отца, мать и симптом «неуспех». После того, как сын отдал должное отцу как отцу, симптом спокойно отступил, больше он был не нужен. В дальнейшем благодаря этому решению сын смог «позво-
* Такой вид расстановки называется «симптомной расстановкой», а заместителей симптомов — «свободными элементами». — Прим. науч. ред.
66
лить себе» добиваться успеха, поскольку больше не было необходимости из любви к отцу оставаться неудачником.
В случае перенятой вины симптом иногда ложится к жертвам и говорит, что там ему хорошо. Тогда клиент может оставить свой симптом там, где его причина, например рядом с военными жертвами.
Иногда в ходе расстановки мне становится ясно, что в данный момент решение невозможно. Может быть, потому, что лояльность к кому-то из членов семьи, например, к деду, сильнее, чем все остальное. Здесь остается просто согласиться с симптомом и сказать: «Из любви к тебе я останусь в депрессии». Такому клиенту я бы советовала всякий раз, когда появляются признаки болезни, смотреть на деда и говорить: «Из любви к тебе я с радостью останусь в депрессии». Благодаря одной только этой фразе в будущем, возможно, через два или три года, решение может стать реальным, и симптом сможет исчезнуть. Подобные фразы я «прописываю» клиентам в качестве рекомендации по поведению. На мой взгляд, их действие практически сравнимо с действием лекарств.
Симптом и тайна
В каждой семье есть свои тайны. Многие из них могут и должны оставаться тайнами, например те, что касаются интимной жизни родителей. Но некоторые тайны ребенок имеет право знать. Он должен знать все, что связано с его происхождением: кто его родной отец; кто его родители, если ребенок был усыновлен; есть ли у него сводные братья/сестры, если да, то где они и что с ними; были ли у него братья/ сестры, которые умерли до его рождения. Кроме того, родители обязаны рассказать детям об абортированных, мертворожденных или отданных на усыновление братьях и сестрах.
Также важны значимые партнерские отношения, в которых родители состояли до рождения ребенка. Поскольку дети из следующих отношений могут замещать предыдущих
67
партнеров родителей, то для счастья ребенка он должен знать про эти отношения.
Кроме того, следующим поколениям должны быть подобающим образом открыты тайны предыдущих поколений семейной системы. Были ли в предыдущих поколениях случаи ранней или насильственной смерти, преступления или тяжелые судьбы? Каким образом и в каком объеме эти тайны должны быть раскрыты, зависит от судьбы следующих поколений. Так, если внук впадает в тяжелую депрессию, то с точки зрения системной семейной динамики знание о тайне может иметь ключевое значение для решения и, соответственно, для выздоровления.
Однажды я познакомилась в нашей клинике с помощницей пастора, которая ухаживала за смертельно больными пациентами. Я спросила ее, чем она, собственно, еще может им помочь. Она сказала, что всегда спрашивает этих пациентов, которые знают о своей скорой смерти, что им осталось завершить или уладить. И очень часто они говорят о насущной потребности раскрыть свою или семейную тайну. Очевидно, смертельно больным людям очень важно избавиться от бремени этого знания, и, если это удавалось, они испытывали огромное облегчение.
Тайна и вина
В наше время активно расследуются и раскрываются преступления времен нацизма. Большинство преступников либо вообще никогда не говорили об этом в семьях, либо приводили вполне понятные оправдания своих поступков.
Если поколение преступников было еще слишком необъективно, то дети и внуки хотят иметь достоверную информацию о роли своих предков. И пусть этим розыскам препятствует лояльность к системе, незнание очень часто приводит к таким тяжелым симптомам, как депрессия, бесплодие или страхи. Отчаянные усилия, направленные на то,
68
чтобы «не хотеть ничего знать», в какой-то момент выливаются в желание получить объяснения.
В семейных расстановках я часто подхожу к той точке, где становится ясно, что на клиентов давит вина из предыдущих поколений. В большинстве случаев на этот счет существуют лишь робкие предположения или же вообще нет никакой информации. Провести расследование обычно бывает сложно, поскольку участников тех событий зачастую уже нет в живых или оказывается, что они все «забыли».
Если, например, реакция заместителей дает основания предполагать вину, я могу пойти по этому следу. Раскрывать вину имеет смысл не всегда. Если клиенты все еще в плену лояльности по отношению к системе, то вскрытие связанных с виной обстоятельств может крайне ухудшить ситуацию. Другой опасностью, связанной с обнаружением вины, является осуждение виновных потомками. Этого не должно произойти ни в коем случае.
Решение всегда заключается в том, чтобы отдать должное судьбе, в том числе судьбе преступника, и оставить ему ответственность за его поступки. В приведенных ниже примерах одной из самых важных интервенций всегда является поклон. В нем в равной степени содержится и признание судьбы, и отказ от перенятого.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ахметкиреева Альбина Нуритдиновна. Семейная экономика в дошкольном образовательном учреждении.
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Главный Редактор. Что такое Новый год? песня
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Главный Редактор. Когда мои друзья со мной
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Притча «Про любовь»
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Притча «Зачем я живу?»
  • Коннер Р. Современные психотерапевтические методы к лечению болезней и улучшению здоровья.
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Абдрахманова Александра Николаевна. ОН МОЙ: транзактный анализ зависимых отношений
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Реутская Н.Г. Ребенок-инвалид в семейной системе как фактор, осложняющий сепарационные процессы
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Притча «Что такое»
  • Притча «Что такое путь»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Главный Редактор. Я думала...
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Притча «Что такое деньги?»
  • Главный Редактор. Неусидчивость
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Главный Редактор. 101 причина почему я люблю
  • Притча «Не оставлять следов»
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Притча «Я слышала, как разбивается сердце»
  • Притча «Ответ мертвеца»
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Юлия Устинова. Канцерофобия или онкофобия. Фобии рака. (Ю. Устинова)
  • Главный Редактор. Семейные отношения
  • Роберт Лихи. Как преодолеть депрессию: конкретные шаги
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь