Кучера Илзе., Шэффлер Кристина. Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 17464

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

«В расчете» мы оказываемся только тогда, когда состоялась компенсация. Тогда отношения могут быть продолжены на новом уровне.
Чтобы избежать порочного круга, то есть эскалации в духе «как ты мне, так и я тебе», при восстановлении негативного баланса важно причинить другому несколько меньше зла, чем причинили тебе. «Только в равной степени пострадав, они снова становятся равны» (Берт Хеллингер).
Функция совести
Совесть и связь
Связь с семьей необходима для выживания. Потребность в ней является основной потребностью каждого человека.
42
Совесть действует как своего рода «инструмент восприятия» души, позволяющий нам чувствовать, какие поступки гарантируют нам право на принадлежность. Функция системной совести, по наблюдениям Хеллингера, не имеет ничего общего с моралью в ее обычном понимании. Нас всех учили тому, что «если ты делаешь добро, твоя совесть чиста, если делаешь что-то плохое, то совесть не чиста». Полной противоположностью этому является прямо-таки революционное высказывание Берта Хеллингера: «Самые дурные вещи могут совершаться с самой чистой совестью».
В системе функция совести заключается в обеспечении нашей принадлежности к семье и другим группам, в которые мы вступаем в течение жизни. Все подчинено потребности в принадлежности, и совесть управляет этой потребностью. Этим объясняется то, почему в разных группах совесть «функционирует» по-разному. В отношениях с родителями у нас одна совесть, а, например, на работе — другая. В семье мы можем позитивно оценивать ту манеру поведения, которую осудили бы на работе. Так, в семье мы рассчитываем на близость и внимание и с чистой совестью тратим время на личные разговоры. Такое же поведение на рабочем месте может вызвать угрызения совести.
В зависимости от того, чего требует группа, которой мы чувствуем себя обязанными, мы можем совершать самые страшные вещи с самой чистой совестью. Так, многие эсэсовцы в Третьем рейхе убивали с абсолютно «чистой совестью».
Совесть является основой лояльности по отношению к роду. Когда я в своих терапевтических группах спрашиваю клиентов: «Что делал твой дед во время Второй мировой войны?», судя по ответам, никто ничего плохого не делал. Дети и внуки сохраняют лояльность и воспринимают голос совести отца или деда, которая была спокойна, когда он убивал на войне людей.
Если мы хотим высвободиться из семейного переплетения, нас, как правило, мучает совесть. Один уже только вопрос о роли деда на войне часто вызывает возмущение: «Да как
43
ты смеешь задавать такие вопросы?» — и человек чувствует себя чуть ли не негодяем. Он словно бы оскорбил память деда и теперь должен оправдываться, а это порождает угрызения совести. Дело может дойти до того, что человек начинает чувствовать себя предателем по отношению к семейной системе — и обращаются с ним как с предателем. Он никогда больше не станет расспрашивать о военном прошлом деда, сохранит лояльность и... останется в переплетении.
Высвобождение из переплетения часто сопровождается муками совести. Очень важно это понимать. Иногда в семейной расстановке клиентам бывает очень трудно выдержать угрызения совести, и это может приводить к тому, что после хорошей, разрешающей расстановки им становится очень плохо. В таких случаях полезно объяснять клиентам взаимосвязь между муками совести и высвобождением из переплетения и указывать на возможные последствия. Как терапевт, я и после семейной расстановки готова оказывать клиентам поддержку.
Основой лояльности является связь. Связь существует в любой системе. В одиночку человеку не выжить, ему нужна группа, нужны отношения. В каждой группе существуют правила, соблюдение которых гарантирует человеку право на принадлежность к ней. Если он соблюдает эти правила, его совесть спокойна, если он их нарушает, например, расспрашивая о событиях времен Второй мировой, он испытывает угрызения совести.
Привязанность к семье — заданный и непреложный факт, в то время как связь с другими группами (рабочим коллективом, школьным классом и т. д.) может быть преходящей. Пока я чувствую себя членом какой-то группы, совесть действует точно так же, как в семейной системе. Я не могу расстаться с семьей, принадлежность к ней пожизненна, но, покидая свой рабочий коллектив, я нередко испытываю по отношению к нему угрызения совести. Таким образом, во всех группах совесть функционирует одинаково, однако в семейной системе связь намного сильнее, чем в любой другой группе. В этом состоит основное различие.
44
Совесть и порядок
В том, что касается связи, задача угрызений совести состоит в том, чтобы удержать человека в переплетении. В отношении порядка ситуация иная. Здесь неспокойная совесть служит для обеспечения порядка, то есть в конечном счете приводит к позитивному результату. Если в партнерских отношениях этот порядок нарушается неуважением к предыдущему партнеру, мы испытываем угрызения совести. Тогда мы пытаемся справиться с ними тем, что еще больше его обесцениваем. Решение заключается в том, чтобы восстановить порядок, заняв позицию признания и уважения по отношению к бывшему партнеру.
Множество примеров нарушенного порядка дают ситуации распределения наследства. Если наследство было разделено несправедливо, облагодетельствованный наследник может восстановить равновесие, поведя себя великодушно по отношению к обделенным, тогда его совесть будет чиста. Благодаря тому, что равновесие оказывается восстановлено, отношения с изначально обделенными сохраняются. Если же человек не желает отказываться от собственной выгоды и игнорирует угрызения совести, отношения, как правило, разрушаются. Иногда такого рода конфликты приводят к тому, что впоследствии представители следующих поколений даже не разговаривают друг с другом. Так нарушенный однажды порядок продолжает оказывать свое воздействие. Обнаружить и разрешить такой конфликт можно с помощью семейной расстановки.
Совесть и баланс
В том, что касается порядка, функция нечистой совести заключается в том, чтобы привести к его восстановлению. В отношении баланса совесть ведет себя аналогично. Здесь она тоже выполняет конструктивную функцию, следя за соблюдением баланса между «давать» и «брать». Нечистая совесть
45
часто проявляется в форме чувства вины. В быту мы называем это «быть у другого в долгу», «я твой должник» или «это останется за мной». То есть до тех пор, пока тот, кто получил что-то в подарок или что-то взял, не смог дать что-то в ответ (пока равновесие между «давать» и «брать» не оказалось восстановлено), он чувствует себя должником. Такое чувство вины вызывает ощущение дискомфорта, поэтому его всячески стараются избежать — либо тем, что отказываются брать и, таким образом, остаются невиновными, либо тем, что обесценивают полученное или того, от кого они это получили, и тем самым с «чистой совестью» сохраняют свои претензии.
Приведу пример.
Семья уезжает в отпуск и просит соседских детей позаботиться на это время о своей кошке. Вернувшись, они забывают в качестве благодарности привезти ребятам небольшой презент. Теперь их совесть по отношению к соседским детям не чиста. Разрешить ситуацию можно двумя способами: либо задним числом купить подарок и таким образом восстановить равновесие и тогда на следующий год можно будет с чистой совестью снова попросить соседей об этой услуге, либо обесценить сделанное: «Да это же самое малое, что можно сделать по-соседски...», и равновесие останется не восстановленным. Тогда отношения между соседями станут портиться. Часто о таких маленьких происшествиях, ставших причиной ухудшения отношений, потом просто невозможно вспомнить. С каждым из нас наверняка случалось нечто подобное, хотя следить за соблюдением баланса между «давать» и «брать» так просто.
Итак, основной функцией системной совести всегда является сохранение и развитие отношений.
МОЙ ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ
Круг
Я неоднократно наблюдала этот метод работы на семинарах Берта Хеллингера и взяла его на вооружение. Во время круга все участники группы по очереди получают возможность высказаться. Каждый может поделиться тем, что его волнует, и назвать свою проблему. На его слова реагирует только терапевт, никто из других членов группы не должен так или иначе выражать свое мнение по поводу сказанного. Круг дает возможность каждому проявить себя так, как он в данный момент хочет. Если во время круга у кого-то из участников обнаруживается что-то важное, я сразу же с этим работаю. Это, так сказать, индивидуальная терапия в рамках группы, что не всегда подразумевает использование метода семейной расстановки. Во время круга я применяю все методы, которыми владею. С одной стороны, круг служит для подготовки к семейной расстановке, помогая участникам понять, что на самом деле является их «темой». С другой стороны, этот вид работы порождает атмосферу единства и сопереживания в группе. В то время как терапевт работает с кем-то одним, каждый член группы понимает, что происходящее относится и к нему тоже, что, в свою очередь, отражается на его внутреннем процессе. Это понимание помогает яснее увидеть собственную ситуацию и четче сформулировать свой запрос. Часто опыт других расстановок приводит к тому, что участники меняют свой первоначальный запрос. Мне вспоминается мужчина, который пришел в группу с намерением наладить отношения в браке. Во время круга он осознал, что сначала ему нужно прояснить отношения с матерью.
47
Каждый свой семинар я начинаю и заканчиваю кругом. Но потребность высказаться возникает у участников и по ходу семинара, особенно после очень насыщенной семейной расстановки. Тогда круг дает возможность каждому сказать о том, что его волнует, или что-то добавить.
Процесс семейной расстановки
Прежде чем объяснить, как проходит семейная расстановка, я хотела бы сказать несколько слов о смысле этого метода терапии. На первом месте стоит выявление системных переплетений. Затем следует процесс поиска решения. В идеальном случае на заключительном этапе переплетение удается развязать.
В основе семейной расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о которой не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают*.
Семейная расстановка начинается с прояснения запроса. Важно, чтобы клиент был настроен серьезно. Серьезность показывает мотивацию клиента и является прямой противоположностью легкомыслия. Я придаю очень большое значение такой серьезности, поскольку, по моему опыту, испытывая одно только любопытство, ничего не изменишь. Негативное влияние на процесс расстановки оказывает и «принцип соломинки», когда клиент рассматривает расстановку как последний шанс. Под давлением большой беды человек часто ждет спасения от терапевта.
Перед расстановкой в нескольких словах точно формулируется то, о чем должна пойти речь в расстановке. Какая преследуется цель? Одно прояснение запроса может сделать расстановку излишней, например, если в ходе прояснения клиенту удается осознать уже принятое решение. После того
* Этот феномен называется «замещающим восприятие». А люди, выбранные на определенные роли, — заместителями. — Прим. науч. ред.
48
как запрос оказывается определен, терапевт вместе с клиентом решает, кто из членов системы необходим для расстановки заявленной проблемы. Для каждого из них клиент выбирает по заместителю. Для себя клиент тоже выбирает заместителя, и лишь к концу расстановки он сам занимает в ней свое место. При этом я постоянно сталкиваюсь с тем, что, пока клиент находится вне расстановки, он очень эмоционально реагирует на происходящее и испытывает сильные чувства, например злость или скорбь. Но стоит ему занять свое место в расстановке, как чувства меняются. Дело в том, что благодаря изменению перспективы он позволяет себе чувствовать то, чего не может воспринимать, снова оказываясь внутри своей системы (из-за переплетения с ней).
Для описания действующих лиц используются только факты: «Мать второй раз замужем. В первом браке у нее был ребенок, который умер в возрасте двух лет. С первым мужем мать разошлась. Второй муж является отцом клиента». Для расстановки важны факты и хронология событий: когда человек женился, когда появились дети, при каких обстоятельствах умерли члены семьи и т. д. Личностные характеристики этих людей значения не имеют.
Заместителям нужны только факты. Мне даже кажется, что расстановка удается лучше, когда они не имеют никакой дополнительной информации. Задача заместителей — воспринимать то, что они чувствуют, находясь в данной роли. Если клиент расставлял заместителей серьезно и сосредоточенно, если они поняли, что говорить нужно только то, что они ощущают на физическом уровне, то я, как терапевт, могу исходить из того, что их восприятие отражает чувства тех, кого они замещают. Находящийся вне расстановки клиент осуществляет своего рода функцию контроля, в ответ на вопросы терапевта комментируя происходящее. Такие замечания, как: «Да, мой отец всегда именно так и реагирует...», придают мне, как терапевту, уверенности. Если кто-то из заместителей погружается в собственные переживания и в расстановке начинает проявляться его личная судьба, обычно я очень быстро это обнаруживаю и заменяю его другим.
49
Решающее значение для расстановки имеет то, как клиент расставляет заместителей. Его задача состоит в том, чтобы без каких-либо ожиданий, согласно своему внутреннему ощущению, расставить заместителей так, чтобы отразить отношения, существующие между данными членами системы. Отношения выражаются в направлении взгляда, в расстоянии между заместителями и т. д. Клиент расставляет свое внутреннее видение семьи или, точнее говоря, выбранных лиц. Расстановка является отражением внутреннего представления клиента о своей семье. Поскольку каждый член семьи видит внутрисемейные отношения по-своему, расстановки разных членов одной семьи будут отличаться друг от друга. Так, внутренние образы старшего брата отличаются от представлений младшей сестры. В ходе расстановки позиции заместителей при помощи терапевта изменяются так, чтобы каждый член семьи нашел такое место, где ему (его заместителю) хорошо. Удивительно то, что хорошие позиции разных членов семьи обусловливают друг друга.
Мне не раз доводилось наблюдать, как расставлялись такие внутренние образы, где всем было плохо.
Так, в одной расстановке дочь стояла между родителями. Все заместители чувствовали себя плохо. Только после того, как дочь отошла назад, а родители встали рядом, всем стало лучше. Изначально дочь пришла в группу с внутренним представлением о том, что ей нужно спасти брак родителей. Расстановка позволила ей увидеть, что без ее вмешательства родителям намного лучше. В целом на эту тему я хотела бы заметить, что счастье или несчастье родителей в браке детей не касается и вмешиваться они не должны.
Благодаря тому, что в ходе расстановки образ семьи меняется, у клиента возникает и начинает действовать новый образ. Вредящие человеку, приводящие к появлению проблем внутренние образы складываются на основании очень ранних впечатлений и, поскольку они сформировались так давно, клиентам очень трудно от них отказаться. Если посредством расстановки эти образы удается изменить, я часто слышу потом, например, такие высказывания своих клиен-
50
тов: «После расстановки мать стала гораздо приветливей, хотя она при этом не присутствовала». Изменилась не мать, изменился внутренний образ клиентки, благодаря чему отношения приобрели иное значение и значимость. Клиентка изменила свое поведение по отношению к матери, что, в свою очередь, позволило матери тоже вести себя по-другому.
В своей терапевтической деятельности я исхожу из той базовой посылки, что отношения в семье определяются «первичной любовью», и каждый чувствует себя лучше, когда имеет право любить и принимать другого таким, какой он есть.
Серьезную опасность представляет собой легкомысленное обращение с этой формой психотерапии. «Пойду-ка расставлю родительскую семью, пойду-ка сделаю расстановку моей нынешней системы...» Семейная расстановка как тенденция, как явление моды низводит этот метод до уровня потребительского товара. Такое несерьезное обращение с семейной расстановкой порождает притязания на то, что с помощью одной расстановки можно разом решить все проблемы. В начале работы каждой группы я говорю своим клиентам: «Расстановка — это, в лучшем случае, шаг в твоем развитии, не больше, но и не меньше». При этом я люблю использовать образ парусника, который, изменив первоначальный курс всего лишь на один градус, оказывается совершенно не там, где планировалось. Так и расстановка благодаря небольшой «коррекции курса» может привести к большим переменам. Как я уже подчеркивала, суть этих перемен заключается во внутренней позиции, в установке клиента. Расстановка — не чудодейственное средство и не фокус, сделать расстановку — не значит решить проблему раз и навсегда. Я постоянно указываю своим клиентам на то, что после расстановки, особенно очень глубокой, иногда может становиться хуже, чем было. Причиной такого ухудшения является лояльность по отношению к семейной системе, поскольку высвобождение из переплетения ставит лояльность под угрозу. Тут активизируется бессознательное. При помощи угрызений совести и ухудшения самочувствия поддерживается бессознательная лояльность. Для меня важно, чтобы
51
клиенты и на сознательном уровне понимали эту взаимосвязь.
Динамика семейной расстановки
Почему действует семейная расстановка, никто точно не знает. На этот счет существуют некоторые гипотезы и прежде всего опыт. На этой базе я и хотела бы построить свое объяснение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Закономерности психических систем
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Все богатство за час жизни»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «О смерти бабушки»
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Притча «Ключ к жизни»
  • Притча «Бессмыслица»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • К чему снится дочь
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Макаренко Э.В. Сценарий жизни.
  • К чему снится начальник
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Би- или мультилатеральная привязанность C++
  • Притча «Как встретились Жизнь и Смерть»
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Эрих Фром говорил…
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Последствия приворота
  • Как действует приворот
  • Чтобы избавится от рака, нужно реализовать свою мечту
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Черная магия привороты
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Бернарда Шоу о жизни.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь