Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12203

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Метка желания.

Метка желания есть печать означающего, которое отрицает наслаждение. Фаллос - символ этой операции, всегда скрытый под покровом. Однако такая печать имеет в распоряжении и другие символы и инструменты. Самый важный из них - хлыст. Хлыст и туфелька фетишиста - два анахронических объекта, проходящих через весь семинар, следуя коридором, параллельным тому, по которому следует фаллос! Их присутствие призвано обратить наше внимание на то, что наслаждению не отказано целиком и полностью, и что есть «наслаждение желанием», как указывает Лакан.

Своеобразие этого утверждения заключается в том, что оно влечет за собой, в качестве контрапунктов чертам Идеала, так называемые «черты перверсии», - то, на чем желание субъекта может кристаллизоваться, чем желание может быть пленено, и что создает некое хранилище мелкого старого хлама: более или менее расчлененных образов, самодельных сценариев.

Все это призвано показать то, о чем Лакан здесь пока не говорит: провал фаллоса в его претензии быть означающим всего живого, а также тот факт, что означающая материя не представляет всю живую материю. Именно из этого вытекает, что желание не является чистым желанием, но будет, по выражению Лакана, «желанием, которое в основе своей отмечено и извращено» (id., р.311).

Первертные фантазматические сценарии вызывают у Лакана интерес, поскольку, во-первых, благодаря им становится понятным вторичное измерение объекта желания как предопределенного образа, а также, во-вторых, первичное измерение означающего как инструмента наряду с применением этого инструмента к образу, которое акцентирует момент преодоления, создающего извращенную по своему характеру поддержку искомого удовлетворения.

Все это привлекает внимание Лакана, поскольку данный двойной процесс - в каком-то смысле процесс водворения означающего в поле Другого, переход от образа к означающему. Лакан здесь предлагает термин Aufhebung - «появление». О чем же идет речь? А о том, чтобы напомнить, что появление означающего как такового, в том виде, в каком он представляет ценность для субъекта, является неким событием преодоления, внезапного вторжения.

Именно это и обозначает фаллос: он всегда прикрыт, потому что, проявившись, - тотчас исчезает. Теперь означающее кажется прочно Установленным, во вполне уютном месте, на своем месте - в Другом.

Но осталось не замеченным, как, установив означающее на этом месте, фаллос одновременно пометил его своей печатью - перечеркивающей чертой, свидетельствующей фактически, говорит нам Лакан, что это означающее становится «подлежащим подмене» (id., р.345).

В некотором смысле, существует своего рода «маскарад означающих», то, что Лакан впоследствии назовет «видимостями». Можно подумать, что Другой означающих, Другой речи и языка представляет собой сущность особо прочную, плотную. Но, начиная с того момента, когда он предоставляет убежище желанию и его объектам, то есть пропускает их к означающему, - начиная с этого момента, когда он включает фаллос в качестве означающего желания, - Другой «меняет свою природу», тем самым он вводит в себя «новое», утверждает Лакан, и сам предстает отмеченным перечеркивающей чертой, кастрированным и желающим. Это тот момент в анализе, когда субъект, порой со страхом, воспринимает появление некоего особого означающего в поле своего Другого, когда он может, в свою очередь, задать вопрос желанию своего отца или матери и задать вопрос о собственной позиции, занятой в отношении этого желания, на которое брошен пока лишь беглый взгляд.

Первертный же фантазм является попыткой вновь вырвать эту метку желания у Другого, усилить ее, чтобы ею насладиться. Но данная попытка всегда принимает совершенно иной оборот: поскольку, в первую очередь, имеет значение восстановление недостатка у Другого, несомненным является факт, что Другой может вдруг сам предстать субъектом этого желания.

Июль 2003, Париж
Перевод М. Страхова, Н. Челышевой (2003)

ЛИТЕРАТУРА

Фрейд 3. «Я и Оно». Тбилиси, «Меридиан», 1991.
Lacan J. Le séminaire, Livre V, Les formations de l'inconscient. Paris, Seuil, 1998.
Lacan J. «La direction de la cure», Écrits. Paris, Seuil, 1966.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Желание; wish
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Притча «Священник в раю»
  • Притча «Два желания»
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Опять о Любви»
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Заговор на исполнение желания в различных сферах
  • Белкин М. Диалектика любови и желания в романтических отношениях
  • Притча «Создай желание и исполни его»
  • Притча «Притча о счастье и желании»
  • Фаллос; phallus
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Третье желание»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Притча «Принц, который потерял свои желания»
  • Георгий Сергацкий. Кое-что про ревность: афоризмы, высказывания
  • Как вернуть бывшую девушку
  • Притча «Желание»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Притча «Желание и намерение»
  • Исполнение желания; wish-fulfilment
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Йегуда Ашлаг. Из себя узрю Творца
  • Заговоры в новолуние - на удачу, любовь и исполнение желаний
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Символ; Symbol
  • Притча «Мышепоклонничество»
  • Кошмары и тревожные сны
  • Притча «Идеальный руководитель»
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Гадание на желание по книге. Популярные ритуалы.
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Притча «Желания каменотеса»
  • Зависть к пенису; penis envy



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь