Арана Джордж, Розенбаум Джеральд. Руководство по психофармакотерапии

Категория: Медицинская психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 27833

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Абстинентный синдром при отмене других препаратов

В небольшом, но хорошо спланированном исследовании было показано, что клонидин неэффективен при абстиненции, вызванной отменой бензодиазепинов как длительного, так и короткого действия. После сообщений, что клонидин эффективен при лечении табачной зависимости, хорошо спланированное исследование не обнаружило каких-либо преимуществ применения клонидина при данном показании.

Синдром Жиль де ля Туретта

Заболевание характеризуется множественными двигательными и голосовыми тиками, которые развиваются в детском возрасте и в последующем становятся хроническими. Характер и выраженность симптоматики сильно различаются как среди больных, так и с течением времени у одного больного. Кроме двигательных и голосовых тиков, возможны затруднение концентрации внимания, импульсивность, навязчивость и компульсии.
В тяжелых случаях это расстройство мешает социальному функционированию больного и требует терапии. Хотя традиционно для лечения синдрома Жиль де ля Туретта (см. главу 2) применяют нейролептики (особенно галоперидол и пимозид), клонидин можно использовать как альтернативный препарат. Механизм действия клонидина при данном заболевании неизвестен. Для достижения эффекта клонидин следует принимать в течение 2-3 месяцев. По результатам одного контролируемого исследования клонидин превосходил плацебо по редукции выраженности тиков в дозах 3-5 мкг/кг/сутки. В начале лечения используют очень небольшую дозу клонидина — 0,05 мг/сутки. Постепенно в течение нескольких недель дозу повышают до 0,15-0,3 мг/сутки в два приема. Дозы, превышающие 0,5 мг/сутки, обычно вызывают слишком много побочных эффектов.

Мания

Имеются данные неконтролируемых исследований и клинических сообщений, из которых следует, что клонидин может успешно применяться при маниакальных состояниях. При использовании клонидина в качестве самостоятельного препарата или в комбинации с литием или карбамазепином по 0,2-0,4 мг два раза в день улучшение наступало через 2-3 дня после достижения эффективной дозы клонидина. Однако по данным исследования, проведенного двойным слепым методом у 24 маниакальных больных, эффективность лития намного превосходит эффективность клонидина. Поэтому данные об эффективности клонидина при лечении маниакальных эпизодов пока нельзя считать убедительными.

Тревожные расстройства

Имеются спорадические сообщения об эффективности клонидина при лечении панического расстройства и ГТР. Хотя клонидин может вызывать улучшение состояния отдельных больных, в целом при данном показании он не слишком эффективен.

Акатизия, вызванная нейролептиками

Акатизия является серьезным побочным эффектом антипсихотических препаратов и подробно описана в главе 2. Опубликованы отдельные случаи эффективности клонидина. По данным как открытого, так и слепого исследований, клонидин, принимаемый несколько раз в сутки в общей дозе 0,15-2,0 мг/сут (минимальный диапазон доз 0,1-0,8 мг/сут), оказывает значительный эффект как на субъективные, так и на объективные симптомы акатизии. Однако гипотензивный и седативный эффекты ограничивают возможности терапии. Гипотензивный побочный эффект может усиливаться при одновременном применении седативных нейролептиков. Поскольку клонидин изучен хуже, чем другие препараты, и обладает выраженным гипотензивным и седативным эффектами, его следует применять только в тех случаях, когда снижение дозировки нейролептиков, антихолинергические препараты, β-блокаторы и бензодиазепины оказались неэффективны.

Применение

Для уменьшения гипотензивного и седативного побочных эффектов клонидин начинают принимать в низких дозах. Обычно назначают 0,1 мг два раза в сутки, хотя у детей с синдромом Жиль де ля Туретта начальная доза может составлять 0,05 мг/сутки. Дозу повышают постепенно (не более чем на 0,1 мг/сутки) до достижения терапевтического эффекта. Для большинства психических заболеваний оптимальная доза неизвестна. По некоторым данным, прием клонидина несколько раз в сутки в общей суточной дозе 5 мкг/кг эффективен при наркотической абстиненции. Максимальное влияние на артериальное давление отмечается при приеме клонидина по 0,3 мг два раза в сутки. При использовании клонидина в качестве антигипертензивного препарата в небольшом проценте случаев развивается толерантность. Развитие толерантности может составлять проблему при продолжительном применении, в частности при лечении акатизии и синдрома Жиль де ля Туретта.

Прекращение приема

У больных с гипертензией внезапное прекращение приема клонидина иногда провоцирует развитие гипертонического криза, представляющего угрозу для жизни. Это обычно происходит при использовании больших доз препарата, хотя возможно и при приеме столь низких доз, как 0,6 мг/сутки. Гипертензивный эффект отдачи возникает через 18-20 часов после последнего приема. В случае выраженной гипертензии назначают комбинацию из α- и β-блокаторов или нитропруссид натрия. Вследствие высокого риска подобного побочного эффекта, больным с гипертензией клонидин следует назначать осторожно, даже если он применяется по психиатрическим показаниям. Всем больным, получающим большие дозы клонидина более 2-3 недель, отмену препарата следует проводить постепенно.

Побочные эффекты и токсичность

Почти весь опыт применения клонидина получен при лечении гипертензии. Однако у психически больных можно ожидать развития сходных побочных эффектов. Около 50% больных отмечают сухость во рту и седацию в течение первых 2-4 недель терапии. К этим эффектам обычно развивается привыкание. Около 10% больных прекращают прием препарата по причине седативного эффекта, постуральных головокружений, сухости во рту или в глазах, тошноты и импотенции. Могут развиваться отеки, которые снимаются диуретиками.
Побочные явления со стороны ЦНС имеют особое значение, поскольку могут смешиваться с симптомами основного психического заболевания. К ним относятся: седативный эффект, сонливость, яркие сны или ночные кошмары, бессонница, беспокойство, тревога, депрессии, зрительные или слуховые галлюцинации (редко).
Редкие идиосинкразические побочные эффекты включают в себя сыпь, зуд, алопецию, гипергликемию, гинекомастию и повышенную чувствительность к алкоголю.
Лекарственные взаимодействия редки. При использовании совместно с трициклическими антидепрессантами антигипертензивный эффект клонидина уменьшается.
Передозировка может приводить к снижению артериального давления, сокращению ЧСС и частоты дыхания. Возможно развитие ступора или комы, сужение зрачков, т. е. симптомов, напоминающих передозировку опиоидами. Лечение заключается в поддержании дыхания; для купирования гипотензии используются внутривенное введение жидкости или прием сосудосуживающих препаратов, для купирования брадикардии — атропин.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лазарева Ольга Николаевна. Суть метода драмогерменевтики в ДОУ при ознакомлении дошкольников с новой сказкой. Педагогическое мероприятие Применение технологии драмогерменевтики (социоигровые приемы) в образовательной и воспитательной деятельности с детьми
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Франкл Виктор. Теории терапиневрозов.
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Толмачева И.А. Заработная плата при упрощенной системе налогообложения. Под редакцией
  • Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств
  • Кравченко Елена Саввельевна. «Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Бакина И.Н., Гузева Е.В.. «Адаптированное применение гимнастических палок в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
  • Лаврушин О.И, Афанасьева О.Н, Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования
  • Айталиева Айгуль. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Крутякова Т, Мошкович М.Г. Упрощенка 2008. Переход. Применение. Возврат
  • Бондарева Александра Федоровна. Применение ИКТ в работе специалиста. Разработка интерактивных игр для занятий
  • Волкова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Современные малые средства информационных технологий и их применение».
  • Филатова Ольга Владимировна. Презентация 'Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол-гимнастики как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ'
  • Нечипоренко Эльмира Мухаррамовна Кузнецова Виктория Сергеевна Нафикова Регина Разифовна. Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента
  • Гашков С.Б. Системы счисления и их применение
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Кузнецова Ирина Станиславовна. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПОДСОЛНУХ»
  • Мак-Вильямс Н. Клиническое применение результатов оценки идентификаций
  • Эриксон Милтон - Глубокий гипнотический транс: индукция и использование
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Журавлева Н.А. Кокшарова М.В.. Мастер – класс: «Использование социо — игровой технологии в работе с дошкольниками»
  • Игнатченко Ирина Николаевна. Статья: «Использование кинетического песка в работе с детьми»
  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень
  • Ирина Бурлакова. Метатворческая игра — сказка «Будем знакомы» для детей 6-8 лет
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Ирина Шотт. Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Иванова Елена Ивановна Другалева Дарья Владимировна Дмитриева Евгения Викторовна. «Применение активных методов обучения на уроках математики в ДОО и начальной школе»
  • Воронина Марина Николаевна. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. Учебник. 11 класс
  • Дробная Анастасия Сергеевна. Использование фототерапии в работе со старшими дошкольниками в ДОО
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 2 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 3 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 4 класс
  • Ренн П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Бухвалов А.В. и др. Финансовые вычисления для профессионалов. Настольная книга финансиста
  • Мартынова Анна Михайловна. Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Чустеева Анастасия Никитична. Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников
  • Фригидность; frigidity
  • Воронистая Наталья Анатольевна. «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Крючкова Наталья Петровна. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании.
  • Макарова Надежда Фёдоровна. Статья: «Использование Су — Джок терапии на логопедических занятиях»
  • Обросова Юлия Анатольевна. Применение ИКТ в первой младшей группе (с 2-3 лет) МБДОУ №79 «Мальчиш-Кибальчиш» г.Северодвинск.
  • Светлинская Яна Ивановна. Рисование открытки «Тёплой осени, папа и мама!» по трафарету спонжем (губкой) с детьми 3-4 лет
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь